15. Специальный хоровой класс

На фото: специальный хоровой класс (1983 - 1989 годы) и я, Павлова В.К.

      Специальный хоровой класс под моим руководством состоял из учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы п. Сельцо и был в количестве пятнадцати человек.

      Этих малюток я должна была обучить музыкальной грамоте, навыкам общего фортепиано, научить грамотно и красиво петь. Некоторые изъявляли желание учиться играть на аккордеоне. Для них я могла обеспечить и это.

      На сольфеджио с первых шагов я старалась, чтобы они относились к этому предмету с интересом. Для этого использовала плакаты, другие пособия. На уроках с детьми играли в «Угадай-ку».

      Для этого детям предлагались  карточки для определения нот, ритма, палочки для выстукивания ритма. Пробовали воспроизводить простейшую полиритмию, применялись элементы сольмизации.

      Хоровые занятия начинались с распевания. С самого начала четкое, близкое произношение согласных, округлые гласные и чистый унисон – были главными элементами в работе над упражнениями, скороговорками, короткими попевками, небольшими песенками с напевной мелодией.

Позже пели несложные знакомые песни, детские хоровые циклы из четырех-пяти пьес без сопровождения, внедряла ритмическую полифонию, канон.

      Разнотембровая хоровая кокафония в начале года постепенно, к концу первого года обучения, трансформировалась в довольно чистое и стройное пение. В начале второго класса я взяла в работу хоровую миниатюру Ц.А. Кюи «Заря лениво догорает». Я хотела поработать с учащимися над подголосочной полифонией.

      Произведение с точки зрения вокала и фактуры сложное. Это были новые для учащихся звуковые ощущения, когда нужно было петь не то, что поют рядом, красиво выводить свою вокальную партию, одновременно слушать другую, иногда уступая ей «дорогу».

      Мы стали участниками школьных и внешкольных концертов. 17 мая 1986 года и 30 апреля 1989 года специальный хоровой класс выступил в зале Ленинградской академической капеллы в отчетных концертах ДМШ Тосненского района.
      Ансамбль прозвучал негромко, что естественно для их возраста, но «чистенько и приятно», как отзывались слушатели.

      В репертуаре хорового класса были «Жаворонок» Глинки, «Горные вершины» Рубинштейна, Римского-Корсакова «Не ветер, вея с высоты», хоровой цикл а capella «Хоровые забавы» Ройтерштейна, обработки народных песен «Ах, вы сени», «Яблоня»,  хоры русалок из оперы Даргомыжского А.С. «Русалка»,  хор «Кто там…» из оперы Верди «Аида» и другие.

      Отношения с учащимися были  непосредственными: при моем появлении радостные, они толпой бежали ко мне, окружая и щебеча. Я радовалась им не меньше. Так, играя, они постигали радость познания, приобретали навыки, взрослели, становились серьезнее.

      Иногда и в сопровождении родителей, и без них мы ездили в Ленинград на концерты в капеллу, на выставки в музеи и картинные галереи, на оперные спектакли. В то время проезд на электричке стоил копейки, а билеты  на концерты, в музей и в театр – доступными.

      Мне было приятно, когда уже после окончания музыкальной школы Макаренко Марина и Баранова Марина пели в местных вокально-инструментальных ансамблях, заполняя эту нишу молодежной самодеятельности и имея элементарные певческие навыки и эстетический вкус, вместо вокального убожества, которое агрессивно, широкой рекой лилось с концертной эстрады, с экрана и по радио.

      Будучи студенткой, в пору пышного расцвета ВИА (вокально-инструментальных ансамблей), я физически не могла переносить гнусавого или с серьезными дефектами речи «пение», в моде было подражание своим эстрадным «кумирам», явление просто невыносимое.

      Это даже не «попкультура», это инструментально-вокальный шабаш музыкального невежества. Еще  не знаю, страшнее или смешнее, когда сочиненную на кухне «мелодийку» называют произведением, а её автора композитором.

      Дорога в поселок Любань пролегала через Московское шоссе, железную дорогу, мимо церкви святых Петра и Павла, вела через мост над Тигодой и выходила к прямому,  как стрела, Загородному шоссе, которое заканчивалось уже в п. Любань.

От п. Сельцо до п.Любань – четыре с лишним километра, от п. Сельцо до ДМШ – полтора, от ДМШ до п. Любань – более 2,5. Прямое автобусное сообщение было только  между п. Сельцо и  г.  Любань.

               Продолжение следует:  http://www.proza.ru/2011/04/29/1597


Рецензии
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.