Маленький голод под сердцем Милорада Павича

Конечно, ты знаешь, что магический реализм – вовсе не изобретение Павича, и задолго до него писал уже Маркес свои удивительные по достоверности повести в этом мистическом жанре; и Майринком с Булгаковым мы в своё время зачитывались – это если не углубляться в такие дебри, как древние традиции инков, ацтеков, кечуа, майя – где уже были замечены явные отблески магического, органично вписанного в реальную жизнь.
Но!
Маркес только заинтересовал, покружил немного голову – и прошёл себе мимо, оставив смутные воспоминания о Макондо...
А Павич...
Пока я прочитала не всё - "Последняя любовь в Константинополе", "Ящик для письменных принадлежностей", "Страшные любовные истории", "Звёздная мантия", "Уникальный роман", "Другое тело"; из пьес - "Кровать для троих" и "Стеклянная улитка". "Хазарский словарь" читала давно и неправильно –  надо перечитать!
А на "Звёздной мантии" он-таки вошёл в мои сны... Того Сна снов я еще не видела, да и не надо – но многое уже показали... И это – высшее наслаждение, круче секса и марихуаны...
У меня всегда были любимые и очень любимые писатели – и книги, которые я читаю практически постоянно, как "Семь готических историй" Карен Бликсен – но ни разу у меня не было литературной встречи с человеком, который подсматривал бы все мои кошмарные сны, знал наизусть мои тайные страхи, предугадывал самые несдержанные фантазии –  это понимание не разумом, не подсознанием, не интуитивно – это физиология, подкожно, внутримышечно...
Само собой, он сумасшедший –  при этом абсолютно здоров, подчеркнуто здоров, я бы сказала!
Вот попробую – смотри, абсурд чем хорош? Там персонажи вроде бы говорят вполне резонно, совершают относительно разумные поступки –  но всё вместе воспринимается бессмыслицей по причине искажения, некого головокружительного смещения относительно разумности общепринятой – и возникает этот эффект, как на карусели - аааа, лечу!
Магический реализм – всё наоборот. Практически лишенные смысла фразы, нелогичные,  необъяснимые поступки – цепочка замысловатых явлений, эмоций, намёков – вдруг выстраивается в ситуацию удивительной ясности – причём именно тебе всё ясно, именно по-твоему всё сложилось!
Я начала читать "Уникальный рома" – но не закончила, пора было посылать посылку – обязательно куплю и дочитаю – так вот, там возможно столько прочтений сюжета, сколько есть читателей. То есть каждый читает о своём – и это не расплывчатый символизм – а реализм! Правда – магический...

Читаю "Звёздную Мантию". И вдруг поняла, что всё, написанное Павичем – уже переведено на все языки, изначально. Надо только вывернуть текст наизнанку и подождать, когда тяжелый, пряный дух мокрой шерсти сменится едва уловимым дуновением аромата зубной пасты, как было в баньке моего детства, летом – заходишь утром, а там кто-то из родных только что умывался – и смешанный запах такой, ещё теплого пепла из печки, не окончательно остывшей за ночь воды и  – слегка – зубной пасты.
А ещё я поняла, что это и есть полное погружение.
А самое удивительное – Сон всех снов я не видела – но вдруг вспомнила, что писала о похожем много лет назад.
Это был сон моей героини. Она лежала на дне веселого ручейка – и счастливо улыбаясь, смотрела, как прыгают блики на поверхности воды. Это было не просто спокойствие, умиротворение, тепло и солнце июльского дня – это было больше, приобщение к чему-то. Тогда я не знала, к чему  – видишь, иногда надо всего лишь лет этак 20 подождать, чтобы наконец начинать что-то понимать – в себе самой!
А потом было вот что. Некто легко провел пальцем по уху  героини – едва касаясь, вокруг. И это было уже мое ухо. И – до сих пор! – это одно из самых возбуждающих прикосновений, когда-либо испытанных мной за всю долгую жизнь!
И кто же это был?
Читайте «Неделю высокой моды» Дардаки...
А Павич – это даже не эротизм, не направленная сексуальность – нет, это химия чистой воды – магическая химия, я бы сказала. Я воспринимаю его нутром, сокращающейся маткой, непроизвольно раздвигающимися ногами – влажно, влажно... Секс его персонажей – изощрённо-изысканный и при этом непревзойденно естественный – так воспринимают мир дети, я хочу – я буду, я беру. И не думаешь ли ты, что так – и только так – нужно жить...?
 
И ещё. Никогда меня не привлекала слявянская культура – сказки, заговоры, перепевы – наверно, потому что коммунисты своими железобетонными лапами так разгладили народное творчество, что оно предстало стерилизованным, уродливо сплющенным, как из-под катка... А тут – очарование славянской мистики ни с чем не спутать, и настолько оно сильно, что даже о событиях 20-летней давности он пишет так, как мы привыкли воспринимать исторические романы – из дальнего прошлого. Это дар – увидеть большое не на расстоянии – а так близко, что у обычного человека просто глаза ломит – а ему удаётся, и не просто рассмотреть и оценить, но и накинуть патину волшебства на всё, к чему прикасается – даже на войну.
 
Но самое, наверно, главное – это то, что он – один из нас, или я - одна из них...  Эта вечная щемящая тоска, неясное томление по переменам, доходящее до смятения...
Многие писатели касались этого – и плакать,  не зная о чем, и гоняться за тенями и лучом лунного света – всё это было, и было – близко, но не ухватывало сути...
Странно, для меня самым верным было определение из старой итальянской сказки – тоска по трем апельсинам...
Когда тебя гонит куда-то что-то – и ты не можешь понять, ни куда, ни зачем – ни что такое – эти три апельсина... Они просто нужны тебе – и всё! Страшное, тяжёлое, неумолимое – неисполнимое желание...
А у Павича – маленький голод под сердцем, оседающий на дне души большой болью – вот же оно.
Гость...
Так что – сбивчиво и невнятно, но я поведала тебе о Павиче, который даёт мне такое важное ощущение – теплой живой близости других миров.
Попробуй и ты!

(из письма подруге)


Рецензии
С ума сойти - в наше время пишут подругам ТАКИЕ письма.
Виа, вас очень приятно читать, прекрасный, интеллигентный русский язык. Под ним двенадцать перин классики и пикантная горошинка постмодерна. И прекрасная принцесса сверху :-)
Вынужден признаться, что я и сам люблю Джейн Остин (хоть и мужчина), а особенно - английские экранизации ее романов, они просто гениальны.
Не фанат Павича. Умом понимаю, в чем состоит его обаяние, но резонансных струн в душе нет. Зато Вас увлечение этим автором вполне характеризует.
Странно, но не обнаруживаю в Ваших предпочтениях Вирджинии Вулф, а она там обязательно должна быть. Или жестковата для Вас?

Отдельно позвольте похвалить изысканность и способность к тонким (и, как мне кажется, грустным) намекам, с которыми вы избрали себе псевдоним.

Константин Дегтярев   04.04.2012 12:02     Заявить о нарушении
Ох, спасибо, Константин! Классно про перины и горошинку!:-)
Вирджиния Вулф – а как же иначе! – занимает почетное место на моей книжной полке, где-то между Карен Бликсен (и тоже в переводе Елены Суриц, что неспроста!:-) и Кафкой. Про Павича – приятно, что Вы хоть и не любите, но понимаете. Конечно, так важно – чтобы совпало нечто, зазвучало, и какое же это счастье вдруг встретить такого писателя… Я вот для себя Туве Янссон открыла, и Мумика с сыном перечитала совершенно по-новому, и взрослая проза ее просто великолепна! Если допустить, что она с годами повзрослела:-)
Джейн Остин – замечательная писательница, и фильмы чудесные, согласна. Помню, я удивилась, что ее ценил Набоков – мне это казалось странным. А с годами начала понимать…
Приятно, что оценили ник. Это просто – когда я открывала страницу, собиралась выставить только "Дорогу к счастью" – а это чистой воды Виа Комбуста, но с возрождением из пепла!:-)
Кстати – я начала-таки собирать материалы для другой дороги – Путь Человека. Интересно! Книги, которые Вы мне рекомендовали – заказала!

Виа Комбуста   04.04.2012 23:03   Заявить о нарушении
Карен Бликсен - это про нее сняли фильм "Из Африки" с Мэрил Стрип? Ничего не читал. А вот Вулф прочел практически всю, потрясающий автор, женский и мужской ум в одном флаконе ()как и один ее героев .
Кстати, если уж заинтересовались "Путем человека", так надо с самого начала начинать. Я могу порекомендовать Вишняцкий Л.Б., "Введение в преисторию" - довольно современный срез состояния науки по вопросу происхождения человека (книжка вышла в 2005 году, а написана в 2003-2004). Оказывается, со времен моей молодости взгляд на эту проблему существенно скорректировался, последний раз я изучал ее в начале 1990-х, за 20 лет много чего открыли нового.

Константин Дегтярев   05.04.2012 09:35   Заявить о нарушении
Да, это фильм по ее книге - но получилась история про Мэрил Стрип и Роберта Рэдфорда:-) Ужас, голливудская нуднятина, Бликсен там и не пахнет! Почитайте "Семь фантастических историй" если найдете, если нет - я Вам пришлю, это одно из моих хобби, я собираю это единственное издание 1993 года http://www.ozon.ru/context/detail/id/1519337/ и раздаю тем, кому интересно!:-) Только не читайте электронку!!! Бликсен надо читать на бумаге!!!! Вам, мне кажется, это должно быть близко - потому что острый ум, изящный слог, совершенно неожиданный взгляд на обычные вроде бы явления - и сильный, чарующий язык! Ваша характеристика Вирджинии Вулф (в одном флаконе) совершенно подходит Бликсен - мужской резкий ум, женская интуиция, все вместе - удивительное проникновение в такие глубины - при этом написано просто, красиво...
Спасибо за очередную рекомендацию - постараюсь все найти!

Виа Комбуста   05.04.2012 21:00   Заявить о нарушении
А мне там почему-то Брандауэр запомнился; наверное, потому что я смотрел этот фильм вскоре после "Майора Редля". А Редфорд как-то стерся из памяти :-) Надо будет пересмотреть.

Константин Дегтярев   06.04.2012 08:49   Заявить о нарушении
Миль пардон, полковник :-)

Константин Дегтярев   06.04.2012 09:04   Заявить о нарушении
"Полковник Редль"

Константин Дегтярев   06.04.2012 09:04   Заявить о нарушении
Герой Брандауэра в этом фильме - единственно живой персонаж! Вот и запомнился:-)
Не надо пересматривать - заснете:-))))
Константин - а Вы где живете? Это я про "Семь фантастических историй"!

Виа Комбуста   06.04.2012 16:07   Заявить о нарушении
В Москве. Виа, да я уж года два как ничего не читал с бумаги, все с электронной книжки :-)
Я уже отвык и бумажные книги не воспринимаю.

Константин Дегтярев   06.04.2012 16:12   Заявить о нарушении
Не, ну Мерил Стрип тоже очень ничего :-)

Константин Дегтярев   06.04.2012 16:18   Заявить о нарушении
Уже скачал :-)

Константин Дегтярев   06.04.2012 16:22   Заявить о нарушении
Ужас какой!:-)))) Это про то, что от бумажных книг отвык!:-)
А как же - получить посылку, открыть, замирая от нетерпения, по одной извлекать книги из упаковки - раскладывать на столе, рассматривать, гладить корешки, нюхать - запах новой книги великолепен, а старой - волнующий, таинственный...
И Вы готовы от всего этого отказаться только потому, что проще нажать пару кнопок и прильнуть к монитору - холодному, безразличному, безликому...?...
:-)))))))) - не воспринимайте слишком серьезно!

Виа Комбуста   07.04.2012 15:44   Заявить о нарушении
Зато у меня любимая электронная книжка, которая всегда со мной. И в ней три сотни любимых книг. И я любую могу прочесть, где бы ни находился: в самолете, на отдыхе, в кафе, в метро. А при переезде из квартиру в квартиру приходится таскать груз прошлого, тысячи полторы томов. Выкинуть, конечно, рука не поднимется, но это реально половина всего движимого имущества по весу.

Константин Дегтярев   07.04.2012 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.