Ночной гость...

Ольга Янченко
Из блокнота журналиста
***
Ночной гость.Нарочно не придумаешь…

Да уж, такая необычная ситуация. Так вот, ко мне никто не приходит без заранее телефонного со мной согласования. И только полковник ВВС Анатолий Гаврилюк удостоен права явиться в мою квартиру вдруг. Он решил, что ему надо иметь от входной двери ключ. И я согласилась. Потому что и возраст мой, (7 января 2011 г. мне стукнуло аж 78 годков от роду!) и хваробы мои хронические доводят меня до состояния, образно говоря, ни рукой, ни ногой не шевельнуть… Лежу, не в силах дотянуться до телефона, хоть он у кровати рядом на полу.

Итак, полковник ВВС -- мой покровитель, помощник, заступник -  куратор редакции журнала ветеранов и инвалидов «Надежда» с 1998 года для меня уже сын двоюродный. Ведь ему 7 августа тоже стукнуло…47 годков. Мне его «подарил» его верхний тогда начальник в штабе ВВС полковник Дорожинский.. А его сотрудник полковник Шумский написал официальное письмо в наше ЖРЭО о выделении  для редактора журнала ветеранов и инвалидов «Надежда» помещения под офис.

И выделили нам в нежилом фонде 2-комнатную квартиру на 3-м этаже. И я напряглась и сделала в ней ремонт.  И тут же появились так называемые «благотворители» из Совета офицеров в соседнем доме. Они моментально прибрали к своим рукам этот офис. И пришлось мне с ними воевать. И потратила я на эту борьбу кусок моего здоровья инвалидного. Но выжила.

И журнал выходил в типографском исполнении аж до 2004 года. Благотворительно его печатали в типографии им. Я куба Колоса, на улице Красной, 23, где  тоже были проблемы, причём унизительные, эти хождения по начальству с просьбой отпечатать очередной мой  малоформатный ежеквартальник, чтоб не опоздать по графику к сдаче его в разные наши госконторы. Уф!

Столько пришлось пережить! Но выжил он до 2004 года, до начала очередной трагедии с нападением на меня новых местных фашистов в лице моей внучки, будь она проклята так же, как тот зверь Гитлер! Судили эту жучку, но...Наши чинуши так насобачилися работать, чтоб результат в свою пользу! Да что тут говорить, если закон придумали "Сайт в Интернете - не СМИ"!
Кость им в глотку, сволочам этим проклятым, за издевательства над бесправными, нищими стариками и инвалидами!…

Итак, журнал этот для ветеранов и инвалидов я создала в июле 1989 года. В то время моя «Надежда» ещё здравствовала в типографском исполнении. И нужны были в редакции работники. То тираж получить, то налоги уплатить, то на почту за письмами авторов «Надежды», то в аптеку за лекарствами для редактора…А денег – то на всё это лишь пенсия копеечная самого создателя этого необычного СМИ.. А материалы – то в нём – стихи и проза из жизни инвалида, старика… Очень не украшающие работу властей. 

Так что наши выше сидящие не долго его терпели, поддерживали и наконец удавили. Сначала отказав в госдотациях, а потом и поддержав убийство силами продажных ментов, судей, прокуроров…

Но журнал я сумела сохранить в Интернете на сервере Стихи.Ru. И, как говорится, нет худа без добра, - там, тут, на этой заочной коммунальной кухне, мою «Надежду», мой Дневник одного редактора читают все, у кого есть компьютер, и кто интересуется литературой и…политикой. Темы в нём рождала  жизнь его авторов.

В «Надежде» я создала рубрику «Встречи». Изучаю человека. Каждая встреча – урок, каждый человек – учитель.
Бывали у меня встречи не только с очень интересными, честными людьми, но и с негодяями, мерзавцами, подонками,  которым пришлось дать место на полосе редактора. Вот такие пироги с лягушками, друзья мои, читатели случайные бесфамильные.

Кстати, про пироги эти тут есть мой рассказ из события 1942 года. Читайте, завидуйте, я – журналист Советского Союза.
А пока, будущие читатели КНИГИ «Мелькнула жизнь моя» -- , очередной материал – рассказ «Ночной гость» о необычной судьбе  женщины страны Советов.
***
Ночной гость. Домофон …ночью!

У входной двери своей, опасаясь незваных прихожан, я вместе со всеми жильцами нашего дома согласилась за некоторую часть своей пенсии повесить так называемый домофон. Такой нервотрёпный инструмент!
 Не могу привыкнуть к нему уже три года. Когда он начинает реветь, я кидаюсь то к телефону, то к телевизору. Смешно? Старость – тяжкая нагрузка для журналиста. Мозг – то всё время крутится вокруг того, что было, что есть, и что ещё будет. И всё просится на полосу.
Так вот, вдруг ночью агрегат этот, домофон на стене – трубочка телефонная  голосом незнакомой женщины говорит:
 - Извините за беспокойство, Но до утра я не доживу. Впустите меня. Переночевать мне негде. Я с вокзала…
Мне это явно не понравилось и я раздраженно брякнула:
-- Прекрасное начало для знакомства – вокзал… Но именно это и настораживает, мадам. Мне такие сюрпризы уже не по силам, извините. Я выслушаю вас по телефону, но тоже только утром. А пока вернитесь на вокзал. Там есть комнаты отдыха для путешественников. Удачи вам, пока!И я отошла от домофона. Улеглась на своей удобной кроватке, приспособленной для моего разбитого Гитлером позвоночника 22 июня 1941 того чёрного года.

 Но уже до рассвета не смогла уснуть. Пила корвалол, валерианку, отвар мелиссы – не помогало. Измерила АД. Уф, под 155! И сердце как овечий хвостик трясётся. Ну, думаю, опять «скорую» вызывать… А это дополнительный стресс. Нет, надо взять себя в ешоф рукавитц и успокоиться, заснуть! Включила автоответчик, уснула под утро.
***
Ночной гость: - Извините! Это снова я!

Это в 9-00 утра. ночная моя гостья непрошенная на крыльце… Пришлось открыть ей входную дверь дома. А уж после этого и в мою квартиру. Не будучи уверена, что гостья не опасна, я, не снимая цепочки с замка, я говорю громко:
- Гурон! Место! У нас гости…
После этого за дверью я услышала удаляющиеся шаги и голос женщины на лестнице:
- Да, я боюсь собак. Меня в детстве покусала немецкая овчарка. До сих пор на левой руке шрам от её зубов. Вот , посмотрите!
И очень быстро в щель двери я увидела суконную ткань ярко красного цвета и кончики опухших старческих пальцев. Это было невыносимо больно. В памяти мгновенно промелькнули события тех кровавых дней 1941 года и моя трагедия на шоссе Минск – Москва. Немцы! Бомбёжки, беженцы…
-- Паспорт ваш покажите!
В дверную щель просунулся документ, которому пришлось поверить. Это было удостоверение члена Союза журналистов СССР…
Я открыла дверь:
-- Входите! Собака на балконе.
-- Спасибо! Извините меня, назойливую муху. Я журналист, профессионально нахальная, вынужденно,  натура…Вы же это  знаете по себе…Мы, очень жаль, не знакомы, но я про вас знаю всё… Пригласите меня на кухню. Я голодная… А у вас хобби – кормить всех своих гостей…
Вот такие пироги с лягушками! – подумала я, вспомнив эпизод из 1942 года. Тогда в наш временный жилой дом вдруг вломился высоченный чужой дядька в длинной ярко зелёной грязной шинели, явно не бойца Красной Армии, непрошенный гость. И из мисочки на полу для козы Зойки драгоценные сырые картофельные очистки, мгновенно исчезли во рту непрошенного гостя…
И вот очередной незваный гость, который  не хуже татарина.
***
Ночной гость. .Супчик.

И я открыла дверь в кухню. Мы уселись за маленький столик, женщина, не церемонясь, взяла из вазы сухарики, жуя их быстро скинула с себя пальто на пол, прошептала:
-- А ведь я тоже Ольга… И мне столько же лет, как и  вам. И я ваша землячка. Я из города на Волге, из Горького. Он теперь опять Нижний Новгород.

А тогда, в 1930 году… Знаете ли вы, что управлял жизнью граждан этих мест потом знаменитый Ленинградец Жданов. Как его, Андрей, нет, погодите, вспомню. Вот старость что делает! Гостья моя так разволновалась, что я предложила ей передохнуть,как всегда, не подумав, что она не готова к откровениям.

Однако я, согласно своей профессии, напрямую спросила: - А можно узнать подробности вашей биографии? Перейдём в другую комнату! Там справочники, подсобная литература для журналиста… Посмотрите сами, Ольга. Как вас по батюшке?
-- Борисовна я. Да…Папа мой был тогда у этого начальника Облисполкома, как нынче говорят, референтом и телохранителем, и шофёром его чёрного авто, ЭМКи.
- Понятно. Вы пока поройтесь в Большой Советской Энциклопедии, я а разогрею для вас супчик…У меня жестокая аллергия и холодильник пуст. Голодаю вынужденно…И я пошла к плите. А Ольга Борисовна кричала мне из комнаты: --Да, вот о нём, я сейчас принесу вам том этот!
***
Ночной гость. А в томе том...…

Гостья открыла 9-й том Большой Советской Энциклопедии и я прочла:
Жданов Андрей Александрович, годы жизни 1896-1948.
!924 – 1934 секретарь Нижегородского губеркома, Горьковского крайкома ВКПб, секретарь Ленинградского обкома , Член Военного Совета Ленинградского фронта, генерал полковник с 1944г.Похоронен в Москве на Красной Площади .

И всё там о нём в этом томе БСЭ. Мне неловко от того, что информация эта не вызвала никакого удивления. Ведь грамотному советскому человеку такое известно. Я молчала. А гостья моя всё гладила пальчиком по тексту и покачивалась в так своим думам.

И тогда, мне, журналисту , не оставалось ничего, кроме вопроса:
- Ольга Борисовна, уж не отец ли он вам?
Не он. А его шофёр… Да, занятная история.

Так расскажите, раз уж дошло дело до 1948 года… Ведь для меня этот года – событие. Про него в моём рассказе тут «Лошадиный суп».

- Вот-вот, как раз тема к застолью с вашим супчиком! Так слушайте тогда. Магнитофон включите. Будут даты, имена, события огромного масштаба…
***
Ночной гость. Запись на моём магнитофоне…

Гостья распорядилась и я включила свою старенькую «Легенду». И полилась её исповедь. Но текст этот надо искать в перечне уже опубликованных моих рассказов в Интернете. Пока же – зарифмованные думы мои:

 Есть некий чудо символ – интерес.
В нём движущая сила и прогресс.
Ничто иное так не действует на нас,
Как этот внутренний естественный приказ.
      ***
 Итак, годы мелькают.Сегодня, когда я пишу эти строки, уже 2011 – й. А был когда – то очень значимый для человечества 1933 –й год,
И я вспоминаю рассказы мамы о нём.
***
Ночной гость. НЭП и нежданное знакомство...…

Но ближе к теме. Ведь достала - таки я свою маму вопросами. И рассказала мне она про странную судьбу одной необычной девушки. Кто она, до сих пор я только догадываюсь, сверяя годы и события. Это тоже и больно, и небезопасно…

В тридцатые голодные годы вынуждена была она, 17 - летняя деревенская девчонка с подружкой своей школьной Нюркой уехать из дома на заработки в Нижний Новгород. Устроились они на должность учителей ЛикБеза,  Всесоюзной кампании по ликвидация неграмотности народа. Получили две железных коечки в рабочем общежитии. Голодающее Поволжье…Ни поесть, ни на себя надеть нечего. Тошно!

 И вот однажды, возвращаясь с работы, решили заглянуть в ближний гастроном. На экскурсию. А в гастрономе этом были диковинные продукты из... Как же они тогда назывались - то? Кажется, ТоргСин. Да, это сокращенное название  от Торговля с иностранцами. НЭП так называемый.

Только дверь толкнули, чтоб войти, а из неё двое мужчин в костюмах явно не рабфаковских. Один , молодой, очень красивый брюнет, держал в руках большой пакет с продуктами, а у второго, постарше,   в руках были какие - то розового цвета документы. Потом  узнали мы, что это право на спецпаёк для тогдашних членов правительства.   

Молодой сразу заметил нас. Но и друг его тоже не отвёл глаза. Что - то сказал, видать, своё впечатление. Сели они в стоящую у входа в магазин "эмку" и уехали.

И хоть нет уже с 4 -го октября 2006 года моей дорогой мамы, мне снятся давние разговоры с ней. И эта загадочная история толкает меня на тревожную поездку в город Горький, который опять стал Нижним Новгородом.

Итак, я до сего дня помню, как она пела мне весело лёгкую песенку про эти магазины, а главное, про документы на право в них заходить:
Что дают? Где дают?
Платья, штанишки!
Платья, штанишки!
По ордерам? По ордерам?
Нет, нет! По книжке!..

Вот это про ТоргСины, то есть новые магазины торговли с иностранцами.. Но главное, что про мужчину с теми важными такими документами, который постарше, потом мы узнали,
Он оказался…Ждановым Андреем Александровичем. Ведь это же надо такое везение! Уму не постижимо, такая встреча!

Да, это и был  Андрей Александрович Жданов, а с ним его референт и шофёр Борис Кузнецов.
Да. В тогда с 1924 - го до 1934 - го года Жданов  был секретарём Нижегородского ГубКома партии большевиков, а потом секретарём Горьковского КрайКома ВКПб. Вот какая по тем временам шишка! А парень с пакетом -- его личная охрана, шофёр и, как ныне говорят, его референт. Видать по всему, парень грамотный и проворный…
***
Ночной гость. Жених…и подарки от него!

Прошло несколько дней после той встречи, и мы забыли про неё. Но однажды, вернувшись с работы, видим на тумбочке между нашими кроватями пакет…с диковинными продуктами! И ни записки при нём, ни свидетелей его появления тут нет…

Мы упали на кровать мою, со страхом думая, что делать, и что будет. Не зная, для кого из нас  этот дар, поделили мы его на двоих и стали ходить возле того ТоргСина. Ждали тех законспирированных мужчин. Но не видели их больше ни разу там.

А через неделю вдруг на нашей тумбочке межкроватной  оказалась пара белых чёсанок. Это такие валяные сапожки, на кожаной подошве с каблучком, модные тогда и очень дорогие.
Ещё через неделю тот парень молодой, что был с этим высоким начальником в ГоргСине, пришел в нашу комнатку декабрьским вечером и сказал : -- Я тебя знаю давно. Выходи за меня замуж! 

А я сидела с подружкой рядом на железной койке. И не понятно было, кого он замуж зовёт…Подружка моя Нюра несколько секунд глядела на нежданного жениха. Потом резко встала и вышла, очень громко хлопнув дверью.
***
Ночной гость.В ЗАГСе г.Горького…

Короче говоря, в мае 1932 года появилась в Горьковском ЗАГСе запись о регистрации брака…пухленькой блондинки и черноглазого красавца...
…А 7 января 1933 года родилась от любви этой пары девочка. И начались беды её. Потому что родители жениха не признали невесту достойной их сына.

…Отец жениха этого был исполнительным директором Банка, вроде как администратором его. Это по тому времени подпадало под раскулачивание, вроде как он был врагом народа.
И холодной осенью , в сентябре 1933 года всю его семью выслали в Архангельск.
***
Ночной гость.Ссыльные в г.Архангельск…

И девятимесячная эта девочка оказалась в изгнании вместе со своею несчастной беззащитной мамой в чужом, далёком от родины городе. Их поселили в 20 - метровой комнатушке, где ютилось 10 таких же бесправных граждан, сосланных властью советской.
***
Ночной гость. Спасайся как можешь!

Холод , голод, тиф и безысходность заставили маму этой девочки спасаться своими силами. И, завернув свою крохотную девочку в какие-то тряпки, без документов, без  билета, без продуктов она втиснулась в общий вагон поезда, неизвестно куда следующего.

Жутко вспоминать, но через неделю, пережив всяческие мучения, ей удалось добраться до родины своей, Но после всех мучений девочка Оля стала болеть. Перенесла почти все детские хвори. Вся в модной тогда золотухе, она, бережно закутанная в платочек, ходила со своею любимой бабушкой по воду. Ловила пробегающих мимо кошечек и укладывала их спать

Шли годы. Выросла девочка и стала журналисткой. И вот приехала она к тёзке своей и рассказала ей о себе всё. Получился очерк с черновым заголовком "Ночной гость. Догола".…
***
Ночной гость Подруга Нюра из США.

И так жила она в городе Горьком. Работала учительницей ЛИКБЕЗа. А через некоторое время пришла к ней гостья. Это была та Нюра, которую она уже не надеялась увидеть. Её держал за руку высокий губастый негр в красивом ярком свитере и модных брюках.
-- Это мой муж, Скотт Кольхаун. Мы уезжаем в Штаты. Пришли попрощаться.

И, оставив подруге детства свой новый адрес на случай, если её тут опять прижмут власти ...…Адрес манил, дразнил, но...…
***
Что было дальше, я допишу, если мне позвонит из своего дальнего далека моя нежданная загадочная гостья, тёзка моя -  Ольга Борисовна Кузнецова.
***


Рецензии