Крушины! 22 июня 1941г

Ольга Янченко, часть 4-я автобиографической повести «Надежда»

КРУШИНЫ…
Это было недавно, это было давно...В июне 1941 -го...

После моих репортажей про те чёрные дни и ночи "Сапог","Полуторка","Наволочки" в памяти моей ещё много разных ситуаций. Но вот об этой речь особая. Потому что там было как в сказке. Главное - дети, сиротки, много их, маленьких, испуганных, голодных, брошенных взрослыми, не то педагогами, не то няньками. Страшно! И я почти без сознания в этом кромешном месиве войны.

Стемнело. День кончился непонятно быстро, хоть и с жуткими бедами, которые не забыть. Речка вдруг тоже исчезла. Вокруг было тихо и это пугало. Что делать? Где мама? Страх давил на мозг. Ясно было только одно – сидеть тихо. Я сидела почти не дыша. Усталость сморила меня и я не заметила, как уснула.

Проснулась от голода и холода. Мокрый сарафанчик мой прилип к телу. Вдруг мне почудились какие - то голоса. За очень высокими деревьями – свет. Он манил, словно родной дом. И я пошла на этот огонёк. Да, это оказалось жильём. Дом!

Папина мама, бабушка Доминика гомельская сказала бы: – Якая вялизная хата! А мамина мама, горьковская бабуленька Маруся ахнула бы: – Батюшки! Изба - то какая большая!
Без крыльца, вход прямо с земли в огромную комнату.

В щель полуоткрытой двери я увидела незабываемую картинку: огромный стол посередине, на нём гора зелёного свежего щавеля, а вокруг него – дети! Много детей и все какие - то одинаковые и ростом, и одеждой. Был разговор с ними или нет, не помню, но слово «детдомовские» врезалось в память – сиротки…

Дети жались друг к другу, жадно хватая ртами эти зелёные кислые листочки. Я села рядом и только протянула руку к столу, как тишина взорвалась. Детей от стола словно ветром сдуло.

И тут впервые за столько страшных дней я невольно улыбнулась, расслабилась от неожиданно смешной картинки: из - под кровати торчали голые попки детишек! А за стенами хаты творилось что-то невообразимое.

До войны мы, дети, очень любили бегать под дождём по лужам, весело разбрызгивая тёплую летнюю воду. Даже когда гремел гром, страшно не было так, как теперь. Этот гром не похож был на тот, довоенный. За стенами хаты что - то лопалось со страшными повторами грома. И я тоже кинулась под полог этой огромной деревянной самодельной кровати. Там было спасение – толстые пухлые подушки.Много подушек.

Утром я, выглянув из окна, поняла, что ночью был большой пожар. Вокруг всё ещё догорало. Вонь стояла нестерпимая от чего-то похожего на то, что мама так совсем недавно доливала в кухне в керосинку. Точно! Тогда ещё пожарные приезжали к нам и ругали маму очень откровенно. Один даже сказал что - то вроде «дура!».

Оглядевшись, я не увидела детей. Стёкла хаты были разбиты. Осколки от них разлетелись по всей комнате. И тут появилась мама, вся закопчённая, в разодранном платье, в слезах, растерянно повторявшая: –Ну, где ты пропадала, Оля? Надо идти!

Папа сидел возле обгорелого сарая на земле и что -то чертил на своей любимой карте БССР.
– Жорж, ну где мы? Куда теперь-то? Что это было?
– Надя, здесь была воинская часть. Немцы бомбили её. Тут запасы бензина были. Потому так всё и рвалось. Деревня называется "Крушины".
– Точно, папа, – ахнула я. Всё горело и крушилось! Папа, это Крушины! Крушины!..
***
Раскрушили немцы всю нашу жизнь...И мы, победители, ещё до сих пор влачим жалкое существование уже при этой "демократии"...Крушины всесоюзные...
© Copyright: Яна Ольгина, 2006
Свидетельство о публикации №1608300089
***
Написать рецензию
ЯнаВаши произведения точно передают хронику безпределов .
Вы очень хороший профессионал .Всего лучшего Вам !
С уважением и теплом Ника Либерти   30.01.2008 06:20   •   [Заявить о нарушении правил]
***


Рецензии
Спасибо неизвестному читателю за визит на мои скушные стенания. Не затронуло его это состояние. Ладно. Сегодня 22 июня 2011 год...

Яна Ольгина   22.06.2011 08:12     Заявить о нарушении
Ольга Георгиевна, привет!
"Сегодня 22 июня 2011 год.."
Просмотрела недавно фоторепортаж из Минска в этот день. Акция молчаливого протеста. Что там у вас происходит? Понятно, что экономическая ситуация тяжелая, но что народ-то говорит? Все равно должно чувствоваться настроение города и людей. Как ваши полковники видят ситуацию? Главное, чтобы не было кровавых разборок. В таком скоплении людей любая провокация, как искра, молодежи много.

Читатель Лариса   26.06.2011 17:13   Заявить о нарушении
Ларочка, именно на это и рассчитывают эти "герои ситуации".Есть информация, что они готовят терракт на 3 июля, День освобождения Беларуси от немцев тогда,в 1944 году..

Яна Ольгина   26.06.2011 21:27   Заявить о нарушении
А мы, настрадавшиеся от Войны великой той,хотим только мира, тишины, даже терпим это дикое повышение цен на всё.Из дома выйти боязно и гадко, цифры на продуктовых прилавках в ужас приводят. Пенсия трещит. 50 тыщь наших "зайцев" с меня содрала продавец фруктов в ларьке только за одно яблоко, грушу,огурец,пучок лука! Вот и горит здоровье от обиды и страха за завтрашний день. А знакомый тебе лично полковник ВВС с 16 июня ни гу-гу...Но я знаю, где он страну бережёт.

Яна Ольгина   26.06.2011 21:34   Заявить о нарушении
Ларочка, спасибо за отклик. Во вторник появился мой полковник. Объяснил ситуацию - Готовность №1...
А народ в ожидании 3 -го июля. В небе наши соколы с красными воздушными шлейфами.А у народа только одна мысль - Абы вайны ни былО...

Яна Ольгина   01.07.2011 17:42   Заявить о нарушении
Ольга Георгиевна, привет! Что сказать на ситуацию Вашу в стране? Не верится, что год назад все было иначе. Не думаю, что доведут до абсурда и войны с народом. Самое тяжелое - это время перемен не в лучшую сторону. Что же сделать, коль на долю наших людей выпадает столько перемен при жизни? Казалось бы у нас более-менее спокойно, но в душе все равно какая-то потерянность и туманный путь впереди. Что-то грустно самой.... Не будем паниковать, т.к. закалка у нас еще со времен распада СССР и бывало и хуже....
Целую Вас. Не падайте духом, пусть с вами обязательно будет кто-то рядом.

Читатель Лариса   01.07.2011 22:48   Заявить о нарушении
Ларочка, будет сегодня рядом со мною твой друг полковник ВВС №1. Вчера вернулся из командировки под Полоцк, древний наш знаменитый город, откуда мой Андрюшка загремел в Афган. Привет тебе от него. Говорит: - А из России гостья на 24 июля будет у нас?

Яна Ольгина   22.07.2011 08:45   Заявить о нарушении
Дорогая Ольга Георгиевна, привет!
Не люблю я исчезновения людей,паникую сразу. Так что и Вы не пропадайте. В отпуске еще не была, дочь у родни отдыхает, в городе бултыхаться без дела нечего. Да и с Волгой опасно. Читаю новости о Белоруссии. Хотелось бы, чтобы восстановилось равновесие и в экономике и в жизни страны. Конечно, сложностей все больше. Наши пенсионеры тоже живут благодаря своим дачным участкам, выживают. Проблемы везде одни и те же. Берегите себя!
Обоим полковникам ВВС привет. Пусть следят за Вами даже сверху!)))
На именины не попадаю, но увидимся. Потом напишу Вам или позвоню.
Целую. Лариса.

Читатель Лариса   22.07.2011 10:35   Заявить о нарушении
Ларочка, очень напряжённая обстановка у нас, очень. Со всех сторон давят на нас. Казну государственную вынужден наш Бацька пополнять за счёт повышения цен, увы...Пенсия у меня вшивая,как только из хаты выйду, так 50 тыщь "зайцев" из неё тю-тю...Извини. Такие подробности. А ещё есть и похуже факты...
Да, Толик вчера зарег-л для меня новый адрес почты: ol.georgievna@yandex.ru
Черкни на него парус слов для проверки!

Яна Ольгина   24.07.2011 08:23   Заявить о нарушении