Валерий Шубинский. Чающий и говорящий

Вышла книга: Валерий Шубинский. Владислав Ходасевич. Чающий и говорящий.
Серия: Жизнеописания
Издательство: Вита Нова, 2011 г.
Кожаный переплет, 736 стр.
Тираж: 1100 экз.
Формат: 60x100/16 (~140x235 мм)

***

От издателя
  Стильное подарочное издание. Книга украшена золотым тиснением и ляссе.

Желчно-ироничный, "всезнающий, как змея", доводящий стихотворную строку до галлюцинаторной ясности образа и звука, видящий в отчетливом, суровом, самосознающем слове последнее прибежище "разъедающей тело" души среди российской "гробовой тьмы" и "европейской ночи", равно завороженный пушкинской гармонией и "железным скрежетом" нового "какафонического" мира, покоривший для русской поэзии еще одну блистательную и одинокую вершину Владислав Ходасевич удостоился наконец полномасштабной биографии, вобравшей в себя десятки судеб его современников и судьбу мира первой трети ХХ века.
Автор этой биографии - поэт и литературный критик Валерий Шубинский - строит свое повествование на основе историко-литературных исследований, мемуарных свидетельств и архивных материалов.
Текст сопровождается многочисленными иллюстрациями. Выход книги приурочен к 125-летию со дня рождения Владислава Ходасевича.


***

Сведения об авторе: «Писатель, критик, историк литературы, переводчик. Родился в 1965 в Киеве. С 1972 живет в Ленинграде (Петербурге (до 1986 в Пушкине, он же Царское Село). Окончил Финансово-экономический институт, короткое время работал по распределению, потом был экскурсоводом и издательским работником. С 1997 занимается только литературным трудом. Публикуется с 1984 года (журналы "Континент", "Звезда", "Вестник новой литературы", "Октябрь", "Новый мир", "Волга", газета "Русская мысль" и др.). Входил в ассоциацию современного искусства "Камера хранения", с 1995 куратор литературного общества "Утконос". Составитель альманаха "Незамеченная земля" (1991, совместно с Игорем Вишневецким). Книги: "Балтийский сон" (1989), "Сто стихотворений" (1994), "Имена немых" (1998). Пишет также прозу и литературно-критические статьи (литературный обозреватель газеты "Вечерний Петербург"), переводит английскую поэзию».
Дополню от себя. Перу В.Шубинского принадлежат книги-биографии о Н.Гумилеве, М.Ломоносове и Д.Хармсе.

***

Отрадно, что через 72 года после смерти столь известной личности появилась первая в мире полновесная биография В.Ф. Ходасевича. Текст базируется на большом фактологическом материале, извлеченном автором из 7 архивов.  Думаю, что заслуживает внимания следующий фрагмент из беседы Елены Елагиной с Валерием Шубинским, опубликованной в Литературной газете.
Вопрос: Заслонила ли Владю наша великая «квадрига» (Мандельштам, Пастернак, Ахматова, Цветаева)? Или со временем он сумел (а может, еще сумеет) выйти из их тени?
Ответ: «Квадрига» - совершенно искусственный конструкт: из десяти с лишним больших поэтов Серебряного века выбрали четверых и канонизировали. Ходасевич в эту четверку не попал по комплексу случайных причин. Например, одним из источников по которым знакомились шестидесятники с Серебряным веком, стали мемуары Эренбурга, а с ним у Ходасевича были, так уж получилось, очень плохие отношения. Надеюсь, для современной молодежи никакой «квадриги» уже больше нет, а есть более многочисленный ряд.


***

Предлагаю вспомнить:

Обо всем в одних стихах не скажешь.
Жизнь идет волшебным, тайным чередом,
Точно длинный шарф кому-то вяжешь,
Точно ждешь кого-то, не грустя о нем.

Нижутся задумчивые петли,
На крючок посмотришь - все желтеет кость,
И не знаешь, он придет ли, нет ли,
И какой он будет, долгожданный гость.

Утром ли он постучит в окошко,
Иль стопой неслышной подойдет из тьмы
И с улыбкой, страшною немножко,
Все распустит разом, что связали мы.

                1915


Удачной Вам покупки и приятного чтения.


Рецензии
Ходасевича очень люблю.
Иронично-желчный? Возможно и так. Но, и поэтичный, пронзительный, глубоко проникновенный тоже, как и философски-мудрый.
Посудите только - всего 4-е строчечки, а каково это по ёмкости озвученного поэтом - житейского смысла. Такая пронзительная образность:

Пробочка над крепким йодом!
Как ты скоро перетлела!
Так вот и душа незримо
Жжет и разъедает тело. (1921, Вл.Ходасевич)

Спасибо за эту замечательную возможность -
выразить благодарную признательность памяти любимого поэта.

С уважением

Людмила Солма   08.07.2012 19:02     Заявить о нарушении
Людмила, здравствуйте! К сожалению, нам не дано узнать - каким был на самом деле этот человек. Думается, что разным. Многое зависело от того, с кем вел он беседу, с кем общался. Мы же воспринимаем Ходасевича по воспоминаниям современников. Отсюда и проистекает определение его характера как «иронично-желчного». К тому же иногда он и сам давал повод к таким определениям своими стихами:

Пускай минувшего не жаль,
Пускай грядущего не надо -
Смотрю с я з в и т е л ь н о й отрадой
Времен в приближенную даль.

Благодарю Вас за посещение страницы и рецензию, заставившую еще раз оглянуться на творчество поэта.

С признательностью, Галина.

Галина Магницкая   08.07.2012 20:52   Заявить о нарушении
... узнавать поэта по-воспоминаниям его современников, это хорошо - в сопоставлении с творческим словом от автора. Только так и можно относительно составить психологический портрет таланта.

Мне на память пришли два отвлеченных примера из жизни обычных людей:
знавала я одного ершистого человека (бывал не просто ежиком, дикообразом выпускал словесные колючки), знакомые считали его иронично-злым, многие даже обижались, но отходчиво - что-то же притягивало к нему. И на поверку оказался верным, преданным и в глубине души ранимым. Наверное, ироничностью своей он и прикрывался, как щитом. Другой же казался душой компании - улыбчивый, добряк, эрудит и весельчак. В реальности оказался мелковатеньким дрянцом, но ведь таким обаятельным-)

У Ходасевича мне припомнились строки:
"Во мне конец, во мне начало.
Мной совершенное так мало!
Но все ж я прочное звено..." (Вл.Хадасевич)

И перечитайте еще его "Дактили", посвященные отцу. Это добавит немного сентиментальной мягкости к тому образу, что вы знаете по-воспоминаниям современников.

С уважением

Людмила Солма   08.07.2012 22:27   Заявить о нарушении
Людмила, здравствуйте! Согласна, что легкоранимые люди используют самые разные способы защиты. А потом постепенно эта особенность становится стилем и образом их жизни. Именно поэтому не всегда они оказываются правильно понятыми современниками. Отсюда идет искажение действительности

Смысл, заложенный Владиславом Фелициановичем в Дактилях, помню. А последнее шестистрочие знаю наизусть:

Был мой отец шестипалым. А сын? Ни смиренного сердца,
Ни многодетной семьи, ни шестипалой руки
Не унаследовал он. Как игрок на неверную карту,
Ставит на слово, на звук - душу свою и судьбу...
Ныне, в январскую ночь, во хмелю, шестипалым размером
И шестипалой строфой сын поминает отца.

Однако скажу честно – перечитываю его стихи редко. Не возникает особой душевной потребности. Хотя в памяти бережно хранится множество любимых строчек из его поэтического наследия.

С уважением, Галина.

Галина Магницкая   09.07.2012 08:33   Заявить о нарушении
А я люблю читать поэтов-эмигрантов, среди них много интересных имен, малоизвестных или ставших уже привычными для нашей читательской аудитории - это уже общероссийская классика, замечательное наследие в копилке отечественной поэзии, и словесности - вообще)

Спасибо за приятное собеседование, Галина!

С уважением

Людмила Солма   09.07.2012 11:47   Заявить о нарушении
Полностью с Вами согласна. Хоть и поздно, но все же успели мы прикоснуться к целому пласту Возвращенной культуры. Ведь речь идет не только о писателях и поэтах, но и художниках, музыкантах, религиозных философах. Десятки имен. Наш Серебряный век наполнен их творениями. Одним мы отдаем предпочтение, на других обращаем гораздо меньше внимания, но главное - знаем о том, что они были и творили.

Благодарю Вас за беседу. Г.М.

Галина Магницкая   09.07.2012 13:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.