22. О неравнодушии к детям в семье

На фото: учащаяся Чернышова Полина, класс фортепиано преп. Чернышова Б.Н. и Чернышов Фёдор, учащийся класса флейты.
               
                О неравнодушии к детям в семье 

      Семья – это первый институт, где ребенок получает воспитание к труду, к учёбе, доброму отношению к людям, учится не обманывать, быть ответственным за свои  слова и дела, а школа научит его этике, знаниям и навыкам. И чем больше усердия со стороны детей и родителей, тем заметнее результаты в школе.

      Главный, самый доступный и наглядный пример для ребёнка – это его родители. С самого начала он интуитивно, подсознательно, «списывает» и впитывает способ мышления, поведенческие навыки родителей.

      В отношении признания части родителей таких взглядов на воспитание детей мы, в полном смысле этого выражения, «пахали целину». Достаточно такой просьбы от родителей: «Можно, мы будем ходить только на специальность?

      Сольфеджио, музыкальная литература нам не нужны, мы заплатим…», - чтобы перечеркнуть весь смысл обучения ребёнка в музыкальной школе. И всё нужно было начинать сначала.

      Ведь овладение игрой на инструменте это – производное от многих дисциплин: сольфеджио, музыкальная грамота, музыкальная литература, хоровой класс, где формируется комплекс музыкальных понятий, знаний и умений, применяемых затем и на уроках по специальности.

      Были от определенной части  родителей заявления и о том, что ребёнок «расхотел» заниматься в школе, в то время как у него явные способности к музыке. 

      Ведь такое приятное дело как Музыка требует труда, усидчивости, а эти качества не  приходят с рождением, их нужно приобретать, часто с принуждением и постоянным контролем, если сказать мягче, вниманием к успехам ребенка.

      Рассуждение типа: «Хотел заниматься, а теперь не хочет»- полностью переносит ответственность за воспитание ребёнка на самого ребёнка, что лишено естественной логики.
 
      Ведь ребёнок в этой жизни ещё не знает, что такое хорошо, и, тем более, не знает последствий неправильного решения в будущем. Для того, чтобы оградить его от таких ошибок  есть жизненный опыт родителей, которые должны найти ключ к решению проблемы, иногда заставляя, принуждая его к  работе.

      Немало было случаев в школе, когда  детей забирали из школы до её окончания по причине упорного нежелания детей продолжать обучение или его завершить, находясь на финишной прямой.

      И какие были сожаления и детей, и родителей, что одни не продолжили обучение, а другие не настояли на этом в своё время. Интересно, что в большей части случаев дети обвиняют родителей, заявляя: «Мама, ведь у тебя больше опыта, ты должна была заставить меня окончить школу», - не больше, не меньше.

      В этом смысле показателен пример с учащимся  Л. Он оканчивал школу по классу аккордеона. Мальчик учился в девятом классе общеобразовательной школы. Возраст с  неуёмным стремлением к самостоятельности. Он всё реже появлялся на занятиях в музыкальной  школе. Освоение выпускной программы по специальности остановилось на стадии хорошего разбора.

      Мне так жаль было, что ученик, музыкально одаренный, с неплохой исполнительской манерой, может к концу года остаться ни с чем. Ведь будут жалеть и мама, и сын. С мамой у меня разговоры уже были. После очередной его неявки на урок я решила пойти в школу к  последнему уроку, чтобы ещё раз поговорить с ним.

      Был март месяц и всё – земля, её зимнее покрывало - находились в состоянии активного таяния. И недалека дорога в школу, но, свернув не на ту тропу, я забрела в болотце перед самой школой, основательно промочив ноги и испачкавшись. …

      В школе я  учащегося  Л. не застала. Были попытки ещё уговорить его, но в этом случае  все-таки не хватило домашнего влияния. Потом были сожаления…

      Примечателен такой факт. Годы спустя, когда бывшие ученики становились мамами и папами, те из них, кто окончили школу или приобщились к занятиям в музыкальной школе, обязательно отдавали в музыкальную школу своих детей. Отличало их сознательное и грамотное отношение к своим чадам, внимание к их успехам.

      В этой связи уместно упомянуть о родителях, чьи внимание и заинтересованность в воспитании своих детей делают чудеса.

      Благов Миша с первого класса, будучи 7-летним ребёнком, был уже личностью, если  можно так выразиться, с «пакетом» положительных поведенческих навыков. Всегда вежлив, исполнителен, трудолюбив, пунктуален к его хорошим музыкальным данным: музыкальный  слух, природная техническая пальцевая моторика, осмысленность в работе с инструментом  (гитара), в постижении предметов музыкально-теоретического цикла.

      Это не даётся с рождения. Всё это в решающей степени результат  непосредственного  влияния семейного окружения. Кто не знает Благову Елену Николаевну, скромного, деликатного, интеллигентного человека, добросовестного и внимательного врача?  Интеллигентна и бабушка Миши Лидия Ивановна. Вот почему и Миша такой  интеллектуал.

          Продолжение:  http://www.proza.ru/2011/06/25/1491


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.