22. О неравнодушии к детям в семье
О неравнодушии к детям в семье
Семья – это первый институт, где ребенок получает воспитание к труду, к учёбе, доброму отношению к людям, учится не обманывать, быть ответственным за свои слова и дела, а школа научит его этике, знаниям и навыкам. И чем больше усердия со стороны детей и родителей, тем заметнее результаты в школе.
Главный, самый доступный и наглядный пример для ребёнка – это его родители. С самого начала он интуитивно, подсознательно, «списывает» и впитывает способ мышления, поведенческие навыки родителей.
В отношении признания части родителей таких взглядов на воспитание детей мы, в полном смысле этого выражения, «пахали целину». Достаточно такой просьбы от родителей: «Можно, мы будем ходить только на специальность?
Сольфеджио, музыкальная литература нам не нужны, мы заплатим…», - чтобы перечеркнуть весь смысл обучения ребёнка в музыкальной школе. И всё нужно было начинать сначала.
Ведь овладение игрой на инструменте это – производное от многих дисциплин: сольфеджио, музыкальная грамота, музыкальная литература, хоровой класс, где формируется комплекс музыкальных понятий, знаний и умений, применяемых затем и на уроках по специальности.
Были от определенной части родителей заявления и о том, что ребёнок «расхотел» заниматься в школе, в то время как у него явные способности к музыке.
Ведь такое приятное дело как Музыка требует труда, усидчивости, а эти качества не приходят с рождением, их нужно приобретать, часто с принуждением и постоянным контролем, если сказать мягче, вниманием к успехам ребенка.
Рассуждение типа: «Хотел заниматься, а теперь не хочет»- полностью переносит ответственность за воспитание ребёнка на самого ребёнка, что лишено естественной логики.
Ведь ребёнок в этой жизни ещё не знает, что такое хорошо, и, тем более, не знает последствий неправильного решения в будущем. Для того, чтобы оградить его от таких ошибок есть жизненный опыт родителей, которые должны найти ключ к решению проблемы, иногда заставляя, принуждая его к работе.
Немало было случаев в школе, когда детей забирали из школы до её окончания по причине упорного нежелания детей продолжать обучение или его завершить, находясь на финишной прямой.
И какие были сожаления и детей, и родителей, что одни не продолжили обучение, а другие не настояли на этом в своё время. Интересно, что в большей части случаев дети обвиняют родителей, заявляя: «Мама, ведь у тебя больше опыта, ты должна была заставить меня окончить школу», - не больше, не меньше.
В этом смысле показателен пример с учащимся Л. Он оканчивал школу по классу аккордеона. Мальчик учился в девятом классе общеобразовательной школы. Возраст с неуёмным стремлением к самостоятельности. Он всё реже появлялся на занятиях в музыкальной школе. Освоение выпускной программы по специальности остановилось на стадии хорошего разбора.
Мне так жаль было, что ученик, музыкально одаренный, с неплохой исполнительской манерой, может к концу года остаться ни с чем. Ведь будут жалеть и мама, и сын. С мамой у меня разговоры уже были. После очередной его неявки на урок я решила пойти в школу к последнему уроку, чтобы ещё раз поговорить с ним.
Был март месяц и всё – земля, её зимнее покрывало - находились в состоянии активного таяния. И недалека дорога в школу, но, свернув не на ту тропу, я забрела в болотце перед самой школой, основательно промочив ноги и испачкавшись. …
В школе я учащегося Л. не застала. Были попытки ещё уговорить его, но в этом случае все-таки не хватило домашнего влияния. Потом были сожаления…
Примечателен такой факт. Годы спустя, когда бывшие ученики становились мамами и папами, те из них, кто окончили школу или приобщились к занятиям в музыкальной школе, обязательно отдавали в музыкальную школу своих детей. Отличало их сознательное и грамотное отношение к своим чадам, внимание к их успехам.
В этой связи уместно упомянуть о родителях, чьи внимание и заинтересованность в воспитании своих детей делают чудеса.
Благов Миша с первого класса, будучи 7-летним ребёнком, был уже личностью, если можно так выразиться, с «пакетом» положительных поведенческих навыков. Всегда вежлив, исполнителен, трудолюбив, пунктуален к его хорошим музыкальным данным: музыкальный слух, природная техническая пальцевая моторика, осмысленность в работе с инструментом (гитара), в постижении предметов музыкально-теоретического цикла.
Это не даётся с рождения. Всё это в решающей степени результат непосредственного влияния семейного окружения. Кто не знает Благову Елену Николаевну, скромного, деликатного, интеллигентного человека, добросовестного и внимательного врача? Интеллигентна и бабушка Миши Лидия Ивановна. Вот почему и Миша такой интеллектуал.
Продолжение: http://www.proza.ru/2011/06/25/1491
Свидетельство о публикации №211062401443