Мораль как живая информационная структура

Мы знаем, что генетическая информация может копировать сама себя,
изменяться в результате ошибок копирования,
совершенствоваться в результате естественного отбора,
конкурировать с другой информацией,
приспосабливаться к изменению окружающей среды и т.д.

Если приглядеться к окружающему миру, можно заметить, что это свойство
присуще не только белковым организмам, а любым информационным структурам вообще.
Например, легендам, слухам, религиозным воззрениям, экономическим отношениям, культурам...
Они изменяются при распространении, погибают и выживают, совершенствуются... т.е. живут.


Любое общество основано на морали, которая определяет поведение, разрешения и запреты.
Изменение общества происходит только вместе с изменением морали.
Культура, представляет собой набор бессмысленных действий,
часто связанных с процессом потребления материальных благ, а иногда связанных косвенно,
а местами вообще с ним не связанных. На вопрос, почему люди так поступают,
обычно следует ответ, что так делали их предки, "так делают все" и делать будут.
Это распространяется буквально на ВСЕ сферы жизни, что ни возьми: ремесло, мода, религия, общественное устройство... (список бесконечен)
Так вот, изменить эти традиции и создать новые чрезвычайно сложно, и этот процесс чаще всего осуществляется насильственно и болезненно.

Зачем их менять, и кто это делает? С течением времени материальное окружение меняется, и культура (как комплекс бессмысленных действий)
перестаёт местами ему соответствовать. Обычно появляется кучка новаторов, которые хотят изменить традиции.
Поскольку культура является большим связанным комплексом, постепенное изменение её частей представляется сложным,
и проще произвести полную смену культуры. Это и есть революция. Быстрый болезненный переход на новую культуру.

Новая культура является более слабой, не пустившей корни, (на это нужно время),
более совершенной (потому что отметает лишние устаревшие бессмысленные действия)
и обычно противоестественной, т.е. идущей против устоявшихся природных правил.
Например, возникшая в определённое время во всех культурах мораль запретила убийства представителей своего вида.
Это противоестественно, поскольку убийство совершенно нормально для предшествовавшего общества,
однако, такая мораль обеспечила большую выживаемость вида и доминирование над другими видами.
(Опять-таки неспроста, людей было мало и это было необходимо. При увеличении численности число убийств снова растёт)

Позже появились правила уважения имущества, мораль запретила кражи. Заповедь "не укради", как информационная структура
выжила и укрепилась, появились институты, поддерживающие её существование.
В некоторых странах центральной Европы в средние века за кражу отрубали руку, и там до сих пор вы можете спокойно оставить на улице чемодан,
и, придя через пару часов обнаружить его нетронутым на том же месте.

В области экономических отношений тоже самое, появилась заповедь "не перепродавай".
Стихийная рыночная экономика является более древней и естественной,
однако, насильственная плановая является более эффективной.
Создать и утвердить её очень сложно, но, например, в России, насилием и временем это удалось.
И даже удалось сформировать новую мораль в поддержку новой экономики.
В Советском Союзе все жители знали, что перепродажа с целью получения выгоды - это преступление.
С точки зрения сформировавшаяся новой морали это называлось "спекуляцией" и осуждалось
не только законом, но и общественным мнением.
Получение материальных благ не производством (или услугами), а лишь их перераспределением
с точки зрения новой морали является "нечестным" и запрещается.
Банковское дело позволено только государству, как минимальное необходимое зло, и занимается
оно (в идеале) не извлечением выгоды, а планированием и справедливым распределением.
Цены фиксированы, и перепродажа не приносит прибыли.
В то время, как при рыночной экономике эта статья обеспечивает наибольший оборот.
Большое количества населения (потенциальной производящей силы!) занимается производством
благ (для себя) "из ничего", просто перетасовывая деньги.
Если направить эти силы на производство материальных благ, то можно повысить эффективность экономики
в несколько раз (что и было при "развитом социализме").

В Европе в настоящее время существует гос.заказ, и экономика является наполовину плановой,
она возникла не случайно, и она более эффективная, чем рыночная.

Как и любая информационная структура сразу после мутации,
только что возникшая более совершенная мораль обычно оказывается более слабой
и незащищённой извне, со стороны морали традиционной
и изнутри со стороны традиционалистов-преступников, живущих по предшествующией морали.

Несмотря на сформированные моралью запреты (обеспечивающие стабильность культуры)
в обществе остаются преступники, их не соблюдающие:
убийцы, воры, "спекулянты". Не скованые запретами, они ставят себя в очень выгодное положение
по сравнению с "законопослушными" гражданами. Они живут за счёт общества, пока общество их не вычислило
и не уничтожило.

Гораздо сложнее, если угроза исходит не изнутри, а снаружи, со стороны другого общества,
которое не сменило культуру или изначально имело другую культуру. В этом случае уже невозможно
искоренить нарушителей.
При таком столкновении культур обычно страдает более новая, как более сложная, более искуственная
и, как следствие, более хрупкая. А побеждает более примитивная и естественная.

Например, анархисты, признающие лишь "естественные" законы, отрицающие мораль искуственную.
При том, что остальные граждане придерживаются устоявшейся морали.

Евреи, традиционно занимающиеся ростовщичеством и перепродажей, в средневековой Европе
ставившие в кабальную зависимость население целых городов, не производя при этом ничего,
пока не были изгнаны, например, из Испании, согнаны в гетто в других местах.
В то время, как основное население, придерживаясь "эффективной", но слабой морали, занимается производством.

Азербайджанцы в современных российских столицах держат все рынки, занимаясь контролем над распределением
товаров, в то время, как местное население, "испорченное" (точнее, ослабленное) эффективной, но слабой, советской моралью в основной массе
считает зазорным заниматься "спекуляцией". (мы не расматриваем более малочисленные группы местных "преступников")

Советская мораль, как неокрепшая информационная структура, оказалась слабой и была разрушена более сильными естественными законами дикого рынка.
(Если вдаваться в детали, она была разрушена сверху структурами, работающими по законам предыдущей морали с целью раздела и получения выгоды. Но это уже ответ на вопрос как это произошло, а не почему.)

Как свидетельствуют исторические факты, новые культуры, вспыхивая очагами, обычно затухают, не выдерживая конкуренции
с традиционными, и возвращаются в прежнее состояние. Но не бесследно, это очевидно, если сравнить нашу жизнь
со средневековьем, например. Новые моральные законы постепенно проникают в общую (становящуюся глобальной) культуру.
Почитав, например, Библию, можно заметить, что некоторые моральные законы за две тысячи лет уже устарели,
стали ещё более строгими.
Чтобы не быть голословным, приведу пример.
 Мария мажет лоб Иисуса благовонием
 Иуда предлагает не тратить на себя объект роскоши, а продать и раздать деньги бедным
 Иисус отвечает "бедным это не поможет, а я скоро умру"
С точки современной морали это уже эгоизм.

Если провести параллель с другими информационными структурами, например, с генетической... Палеонтологические исследования показывают, что процесс яволюции обычно проходит так: возникает некоторый вакуум, экологическая ниша. Затем путём изменчивости (мутации информационных структур) возникает несколько кандидатов на её заполнение. Эти кандидаты обычно схожи, разнесены по времени, и большинство ранних попыток оканчиваются тупиковыми ветвями. Вспомнить хотя бы неандертальцев. Это неудачная попытка возникновения человека, возникшая слишком рано, чтобы выжить. Как видим, с культурами то же самое, аналогия полная.
Похоже, что эти законы одинаковы для любых информационных структур.

Итак, традиционные культуры представляют основную опасность для культур новых.
Можно лишь насильственно оградиться от них ("железным занавесом", бунтом, изолировав их в гетто)
Сейчас, во времена равитых контактов и глобализации, оградить ростки новых культур
становится всё сложнее, почти невозможно. Они тут же становятся объектом атаки.
Поэтому, развитие возможно, в основном, при одновременном глобальном изменении условий,
например, при значительном изменении материальных условий.
Это могут быть достижения науки, новые технические устройства, коренным образом меняющие культуру
(например, мобильный телефон, или изобретение ручного оружия, атомной бомбы, телевидения...)


Итак, выводы:

Информационные структуры развиваются по единым законам. Им свойственны:
- копирование (целого "генома" без разделения на "полезное" и "бесполезное");
- изменчивость в результате ошибок копирования (мутация);
- естественный отбор, вымирание менее приспособленных комбинаций, конкуренция;
- повторное использование "мусорного" материала.

Культура, общество и мораль являются эволюционирующими живыми информационными структурами.

Культура - набор бессмысленных действий, связанных и не связанных с производством материальных благ

Революция - попытка сменить культуру на более эффективную путём насилия

Более эффективная культура всегда является более слабой и беззащитной перед культурой традиционной

Попытки создания новых культур обычно заканчиваются их угасанием, особенно во времена глобализации

Идеи, отработанные в процессе создания новых культур, постепенно внедряются в культуру глобальную

В наши дни глобализации и сокращения расстояний тенденции таковы: изменения возможны только для всего мира вцелом, общество более инертно, поскольку обладает большей массой.


Рецензии
Статья интересная,в основе созвучна моим умозаключениям.Но...есть логические пробелы.Например,в чем функциональное назначение морали.Я утверждаю,что мораль,с одной стороны ,некий хаотичный и "бессмысленный "(как Вы выразились)набор правил и норм поведения,с другой стороны-это закон,призванный гармонизировать отношения в обществе,вт.ч. между разными социальными слоями и классами и внутри самих классов.Там ,где мораль не в состоянии произвести гармонизацию этих отношений и обеспечить стабильность отношений в обществе ,там и происходят революции.Это в первую очередь касается обществ,где система распределения материальных благ лишена моральности-когда одним все,другим ничего.Это ,конечно,относится и к Украине-бедной стране с самым большым количесвом миллионеров.Напряжение ,если не снять его с помощью принятия более моральных законов,может привести к взрыву.Но мораль многофункциональна,если смотреть шире.Например,вопросы здоровья.Аморальная с точки зрения предыдущей морали,но прогрессивная в своей трактовке "сексуальная революция" приводит в распространению огромного количества заболеваний в репродуктивной сфере человечества,бесплодию и вырождению, и одновременно к развалу и обесцениванию института семьи,являющейся той микросредой ,где благополучно возможно зарождение и развитие новых здоровых во всех отношениях людей.Ведь большинство преступников выходят из неполных семей.

Марк Сузанский   26.06.2011 17:33     Заявить о нарушении
Я думаю, что если какая-либо информационная структура пробила себе дорогу при жёстком естественном отборе, значит она имеет какие-то положительные (для себя!) стороны. И они перевешивают отрицательные.
Если такая мораль утвердилась, значит в ней есть что-то выгодное для её сохранения, в этом случае надо исследовать и искать, что именно. В каждом конкретном случае.
Думаю, работа на тему "прогрессивные черты сексуальной революции" была бы интересна под этим углом зрения :)

Под "бессмысленным набором правил" я имел ввиду культуру(ы) вцелом (а не мораль). Информация обладает свойством копировать себя _всю_, наряду с осмысленным - суеверия, ритуальные действия, потерявшие актуальность и смысл и т.д. Генетический код тоже содержит более 90% неиспользуемого мусора. Мораль, похоже, относится более к активному, работающему коду.

Ондион   26.06.2011 22:10   Заявить о нарушении
Мораль как свод неких нравственных правил и норм поведения не является самоцелью.Она целесообразна для поддержания некоего порядка в обществе и призвана сохранять его от деградации и разложения,ведущего к упадку и исчезновению цивилизаций.В истории четко прослеживается связь между упадком морали в обществе и последующим за этим исчезновением самого общества.Если нравственный закон не находится в соответствии с естественными законами,а для человека как живого ,но особого вида существа,даны(кем?да если хотите Богом,Творцом) и особенные,не такие как животным,законы,то общество ,нарушая законы мироздания,входит в конфликт с самой природой,которая извергает из себя все противоестественное с его последующим уничтожением.В этом причина гибели цивилизаций.Для сохранения жизнеспособности общества необходимы ограничения,или пределы,как я более склонен называть.Свобода не может быть неограниченной,беспредельной.Вы свободны сунуть руку в огонь,но вы же этого не делаете,потому что знаете ,что это вредно .И смысл морали и ее целесообразность в большей части и заключается в полагании пределов,дабы сохранять общество здоровым.К сожалению не всем это понятно...

Марк Сузанский   27.06.2011 01:51   Заявить о нарушении
Про "не самоцель" согласен.
Про "особый вид" - не согласен. Я думаю законы информационных структур одинаковы и для мёртвых кристаллов, и для живых ДНК, и для слухов и суеверий, и дл религий, и для морали.
Если цивилизация, как информационная структура, не выжила в отборе - она гибнет, это тоже верно.
Если мораль не поддержалась обществом и не заработала - она гибнет, и на смену ей приходит другая мораль.
Если какая-либо мораль живёт и обеспечивает выживание обществу - значит мораль пригодная, какая бы она ни была.

Ондион   27.06.2011 17:12   Заявить о нарушении
Вы такие интересные! И Вы,Марк Сузанский,и Вы,Ондион. Вы что, не заметили, что вы оба пришли к одному и тому же выводу насчёт морали?
Марк Сузанский:"...сохранять общество здоровым...".
Ондион: "...обеспечивает выживание обществу..."
Да, мораль - это прежде всего основополагающие правила для сохранения здоровья людей и продолжения рода человеческого.Отсюда берёт начало мораль.
Что касается Вас, Ондион,Вам нужно Вашу лекцию переписать более доступным, для студентов, языком. А то они ничего не поймут.Я имею ввиду стилистику.А вообще,мне понравилась ваша полемика!

Вера Полянина   02.01.2022 21:25   Заявить о нарушении
Верно!

Ондион   03.01.2022 02:11   Заявить о нарушении
Хотел только обратить внимание на нюансы, на которых наши мнения расходятся.

- Каждая мораль работает в своих особых условиях.
Например, с тонущего корабля европеец будет спасать в первую очередь детей, демографический взрыв в Европе прошёл, детей мало и они - основная ценность для сохранения популяции. Мусульманин будет спасать в первую очередь стариков, потому что они - носители знаний и основная ценность, а детей и так у них много, они ценности не представляют, и их можно нарожать сколько угодно. А какой-нибудь представитель племени людоедов никого спасать не будет, а будет вылавливать свежие трупы, потому что и детей у них много, и старики не нужны, а вот свежее мясо на их острове в дефиците. (в последнем примере я несколько перегнул, но методом доведения до абсурда показал грань морали)

- Несмотря на то, что мораль вроде бы создана для защиты своего народа, она, как "живая" структура в первую очередь заботится о себе, и только во вторую - о своём носителе, народе. Понятно, что без носителя она перестанет существовать, но может пожертвовать частью носителей ради своего распространения на другие народы. Пример - любая экспансия морали на другой народ: миссионерство, крестовые походы, все притеснения аборигенов, подход со своей моралью к другим народам, BLM и пр. Это был главный вывод статьи - мораль не всегда полезна для своего народа.

Ондион   03.01.2022 02:41   Заявить о нарушении