Раздел2 Глава14 О Принципах

     ЖУЧКОВ А.Г.

     ПРИКОСНОВЕНИЕ К ТАЙНЕ
     или
     ОБ ОСНОВАХ ФИЛОСОФИИ ЕДИНСТВА


     г. Севастополь, Балаклава
     2006 год


     Раздел 2. КОСМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
     Глава 14. О ПРИНЦИПАХ

     «Принципы - это Элементы или первичные сущности,
      основные дифференциации, на которых и из которых
      построено все».
                (Е.П. Блаватская, Теософский словарь, стр. 327)

     Мы говорили уже, что Абсолют вне Законов, ибо сам Закон является выражением определенных Принципов. Принцип*1 - это не пустая абстракция, хотя он достаточно сложен для восприятия. Он не воспринимается органами чувств, но он реально существует.
     В древней и современной эзотерической литературе приводится немало вариантов использования принципов, но, даже используя наиболее доступные для нашего понимания названия принципов, сложно выделить самое основное его содержание. Например, Принципы Пола, Причины-Следствия, Ритма, Вибрации, Полярности, Аналогии и др., хотя и кажутся нам понятными, но трудно выразить, что же есть сам Принцип. Так, говоря о Половом Принципе, мы характеризуем его наличием мужского, женского и/или единого (двуполого) начала, но само понятие Принципа ускользает от нас.

     «Все затруднения в том, чтобы правильно понять другую тайну: тайну реального факта о «Семи Принципах» в человеке, отражении в нем семи сил Природы физически и семи Иерархий Бытия, интеллектуально и духовно».(1,т.3,с.326)

     И хотя в приведенной цитате речь идет лишь о Семи Принципах человека, Природы, Иерархии Бытия, необходимо помнить, что сама «Тайная Доктрина» была написана, в большей степени «для нашей Планетарной Цепи». Вместе с тем, внимательный читатель «Тайной Доктрины» не мог не заметить, что в тексте упоминаются как Вселенские, так и Космические Принципы. Первые (Вселенские Принципы) связаны с уровнем проявляющейся или проявленной Вселенной, а вторые (Космические Принципы) в большей степени относятся к уровню непроявленной Вселенной, то есть к Вселенной, находящейся в состоянии Пралайи.
     Предлагаемое в данной книге понимание Принципов значительно более глубоко по содержанию и ближе к буквальному толкованию смысла этого понятия.
     Принципы здесь предстают не как некая абстракция, а как оценка, характеристика целой сферы, области, уровня существования Мира.
     Принцип - не есть Закон, но его ОСНОВА. Принцип не есть сама Основа, но его ОТОБРАЖЕНИЕ на определенном уровне понимания.
     Истинную глубину и емкость этого понятия читателю можно будет определить лишь после более подробного его изучения, а сейчас достаточно будет сказать хотя бы то, что, например, атомарно-молекулярный (или вещественный) уровень бытия охватывается тремя (по иной системе подсчета - четырьмя) субпринципами всего лишь Седьмого Вселенского Принципа, а сам этот Седьмой Принцип состоит из семи субпринципов.

     «Каждый элемент имеет свои семь принципов, и каждый принцип свои семь субпринципов».(7,с.275)

     При этом необходимо дать некоторые комментарии. Действительно, каждый элемент имеет свои 7 Принципов, каждый из которых разделяется еще на семь субпринципов. Однако не каждый Принцип сам подразделяется на семь субпринципов. (Прежде всего необходимо учитывать, что именно подразумевалось в данном случае под «элементом», поскольку здесь речь идет не о структуре Мира, а о структуре Основы.) В дальнейшем мы будем говорить о том, что первые три Космических и три Вселенских Принципов не подразделяются на 7 субпринципов, а четыре последние Космические и Вселенские Принципы подразделяются. Сейчас мы лишь кратко скажем, что, хотя в каж-дом объекте на уровне уже проявленной Вселенной, например, относительно нашей Земли (минерале, растении, животном, человеке, планете и т.д.), действительно присутствуют Семь Принципов, то для определения различий в понимании конкретных уровней необходимо правильно учитывать конкретные значения проявления этих Принципов в изначальных Космических или Вселенских Принципов.
     Так, если мы будем говорить о Первом Вселенском Принципе, проявленном в человеке, то это не значит, что его в человеке нет и, одновременно, что он присутствует в нем в своем чисто первозданном виде. Если обычно с этим Принципом связывают выявление Логоса, характеризующего начало проявления Вселенной, то трудно согласиться с тем, что в каждом человеке есть такое реальное проявление Логоса Вселенной в его первоначальном смысле. Но это не исключает существование в человеке того, так называемого, «божественного Начала», высшим состоянием проявления которого является именно Логос, а его значении, применительно к уровню человека. В разделах о Космических и Вселенских Принципах мы будем говорить именно о первичных  значениях слова «Принцип» для каждого из этих уровней, а в последующих главах необходимо будет подразумевать их уровень и сущность, но уже проявленные на соответствующем, более «низком» уровне их понимания, в том числе и уровне их субпринципы.
     Мы также говорили, что Принципы растворены в Абсолюте, не образуя чего-либо раздельного в нем, и проявляются Абсолютом на соответствующих этапах выявления. Это можно рассматривать как еще один парадокс Абсолюта - он выявляет Принципы, которых в нем, как таковых в чистом виде, не существует, но и отрицать существование которого в нем, пусть даже в латентной форме, невозможно. Ведь признав, что Абсолют состоит из реальных Принципов или что они входят в его состав, мы, тем самым, не только нарушим ранее рассмотренные запреты о частях для Абсолюта, но и будем вынуждены говорить о «структуре Абсолюта», что, как уже говорилось выше, невозможно.
     Проявляя Принципы, Абсолют ничего из себя не выделяет, не порождает чего-либо, что можно было бы противопоставить ему самому и всегда остается Всем. Все те разделения, все границы, какие мы обнаруживаем в реальном мире - это лишь уровни нашего восприятия, когда мы не способны видеть действительного Единого Всего Сущего. Абсолют всегда есть Единое. В качестве достаточно сложной аналогии, можно рассмот-реть, например, проявление человеком каких-то качеств, навыков или состояний, например, терпение, доброта, знания. Ведь проявляя или выявляя их, человек, если отбросим тонкие энергетические процессы, ничего от себя не отделяет, не выявляет нечто новое, оставаясь обладателем этих качеств, навыков или состояний в той же самой физической форме.
     Выявление каких-либо Принципа в определенной последовательности несет в себе и выявление характеристик данного этапа существования Мира в наиболее обобщенном виде. Позднее эти Принципы (на Космическом или Вселенском уровне) будут воплощены в Законы, отражающие урегулированность (или регуляцию) определенных связей между различными этапами. Все последующее можно рассматривать уже как результат действия или существования этих Законов. Принципы же сами определяют содержание Законов, их суть.
(Отдельные интересующиеся эзотерическими знаниями спешат обозначать познанное ими в качестве «Законов Космоса». Сама по себе такое устремленность похвальна, однако количество этих законов стало столь велико, что рассчитывать на полный успех в этом познании практически невозможно, поскольку теряется сам смысл не только Закона, но и Принципов, в их изначальном понимании. Прежде чем начинать познавать конкретные Законы, необходимо познать Принципы, лежащие в основе этих Законов, с тем, чтобы правильно понимать смысл и уровень его проявления. Именно поэтому названные в начале главы «принципы» (пола, причины-следствия, ритма, вибрации, полярности, аналогии и др.) если и могут признаваться таковыми, то только в общепринятом ныне значении этих понятий, но не несущие в себе реального смысла понятия «Принцип». Рассматривать их как эзотерический Принципы невозможно, поскольку они сами по себе являются уже проявлением определенных Космических или Вселенских Принципов. Еще менее пер-спективно стремление отдельных интересующихся систематизировать Законы, излагае-мых в тех или иных источниках информации, поскольку для систематизации и анализа необходимо понимать их реальную сущность. Во-первых, сама по себе механическая систематизация Законов может нести крайне мало познавательной информации. Во-вторых, для того, чтобы правильно определить место какого-либо из Законов, необходимо точно знать какой Принцип он отражает и на каком уровне.)
     По эзотерической теории каждый выявленный Принцип вызван и предуготован предыдущим и сам он, в свою очередь, готовит потенцию выявления последующего Принципа, то есть создает его базу, является его скрытой сутью. При этом каждый Принцип является основой (санскр. - упадхи), на которой предыдущий Принцип выявляет свои возможности. Без выявления последующего Принципа, каждый предыдущий Принцип не может выявить свою потенцию, не может реализовать свои возможности и остается до этого времени как бы в скрытом (латентном, потенциальном) состоянии.
     Само разделение на Принципы значится достаточно условно и связано с необходимостью характеристики определенного этапа проявления Абсолюта. Это не есть конкретное физическое состояние Мира, а лишь наиболее общая его характеристика. И хотя на каждом этапе проявления Абсолюта формируются различные продукты своего проявления (Основы, элементы и т.п.), напомним, что все это остается проявлениями Абсолюта, неотделимо от него.
     Потому, когда далее мы будем говорить о разных вариантах проявления того или иного Принципа, мы постоянно должны помнить, что все это есть Абсолют, а точнее его проявления. Но каждый раз он будет отличаться от предыдущего состояния Абсолюта, если рассматривать его не как проявление в целом, а как самостоятельный, конкретный этап проявления. Даже Первый Космический Принцип, именуемый часто Абсолютным, являясь его первым проявлением относительно определенной системы, в действительности будет несколько иным, нежели тот, о котором мы говорили в парадоксах применительно к той или иной конкретной схеме. В качестве аналогии это можно сравнить с пламенем огня, если рассматривать его на уровне восприятия органами чувств. В пламене огня можно разделить несколько областей, отличающихся даже по цвету, но все они являются огнем, а само деление условно. Ведь нельзя провести четкую грань, где заканчивается один и начинается другой цвет.
Процесс проявления, как уже говорилось ранее, нельзя отождествлять с делением. Деление предполагает образование вместо одного двух или более составляющих, либо образование в одном чего-то Нечто, отдельного от этого первого.
     Этот процесс правильнее было бы изобразить в виде спирали, на каждый виток которой нанизана еще одна целая спираль, на каждом витке которой таким же образом нанизаны новые спирали и т.д. Каждая из спиралей имеет свою ось, свое направление, причем каждый виток предыдущей спирали является осью и задает направление последующей спирали. Спирали словно нанизаны друг на друга, и, переплетаясь, внешне могут восприниматься как хаотичное сплетение линий. В действительности же они расположены в строгой последовательности и подчинены определенной закономерности.
     Если же рассматривать одну спираль, то она, отражая принцип эволюции, представляет собой два этапа: этап раскручивания (увеличения расстояния от спирали до оси) и этап свертывания (уменьшения расстояния от спирали до оси смотрите на Рисунке 2). Спираль выходит из точки и возвращается в точку, но уже на другом уровне. Обычно это принято изображать в виде спирали из 7 витков, где первые  витки от 1 до половины четвертого (1-7 этапы) символизируют раскручивание, а вторые , начиная с половины четвертого до седьмого витка (8-14 этапы)  - свертывание. В то же время с помощью такой же спирали можно отобразить процесс изменения содержания и формы объекта, где ось спирали - это проявление первичной спирали, а сама спираль - проявление вто-ричной спирали.
     Проявление Принципов можно рассматривать как целую спираль, состоящую из 7 (14) витков, но можно и рассматривать и как один виток спирали, все зависит от уровня исследования.
     Если рассматривать все этапы проявления и свертывания Абсолюта как одну спираль, то необходимо отметить, что при завершении одного цикла наступает новый этап его проявления, но уже на ином уровне, то есть повторяется пример с нанизанными друг на друга спиралями. Момент завершения одной спирали и начала новой - есть состояние непроявленного Абсолюта и может быть принято  за один виток более высокой (первичной) спирали.
     (Если мы попробуем соединить начало и конец спирали развития, то мы сразу же получим некую замкнутую систему, которая, по своим внутренним характеристикам, заранее обречена на последующее разрушение.)
     Схема, изображенная на Рисунке 2, может быть использована как для характеристики одного Принципа, как для характеристики группы из семи Принципов, равно как и для всего цикла из 14 Принципов, которые в эзотерической литературе иногда именуют как сутки(год, век) Брамы, включающие День и Ночь (другие соответствующие времен-ные структуры) Брамы, также период, именуемый сумерками, то есть этапы, существующие между «днем» и «ночью»...
Сам процесс проявления Принципов, изображенный в виде спиралей, позволяет понять, что любое проявление  каждого нового Принципа - это лишь продолжение Единого процесса и не может быть оторвано друг от друга. Любое разделение на витки - это не реальный раздел, а условное обозначение схемы, позволяющей упростить понимание сути процесса для исследователя.
     В эзотерической литературе имеются различные подходы к описанию Принципов, вследствие чего их число определяется от 7 до 14. Семеричность сохраняется и в том, и в другом подходе. Но последний подход разделяет все 14 Принципов на 7 Космических и 7 Вселенских Принципов. Можно было бы говорить просто о 7 Вселенских Принципах, проявляемых на разных уровнях. Но все же разделение Принципов на Космические и Вселенские дает более полную картину уровней проявления Абсолюта. Те, кто знаком с «Тайной Доктриной» знают, что в ней говориться, в основном, только о 7 Принципах. (В некоторых источниках используется восьмеричная система Принципов, где кроме семи основных учитывается еще и следующий Принцип новой спирали. Однако данная система не только неудобна, но и не отражает сути процесса. Именно поэтому в эзотерической литературе используется семеричность Принципов.) И это нередко вызывает споры и непонимание, а порой и выявляется несогласованность, противоречие относительно некоторых утверждений Е.П. Блаватской. Но хочется обратить внимание читателей относительно оговорок, которые она делала в своей книге.

     «Читатель должен иметь в виду, что Станцы трактуют только о космогонии нашей планетной системы и о видимом вокруг нее после Солнечной Пралайи. Тайные Учения, касающиеся эво-люции всего Космоса, не могут быть выданы, ибо они не будут поняты даже величайшими умами настоящего века; и лишь немногим Посвященным, даже среди высочайших, разрешается рассуж-дать по этому предмету. ...Потому данное относится лишь к нашему видимому Космосу, после Ночи Брамы».(1,т.1,с.48)
     «Тайная Доктрина в данных Станцах занимается, главным образом, если только не вполне, нашей Солнечной Системой и в особенности нашей Планетарной Цепью».(1,т.1,с.106)

     В этой же книге я позволю себе предложить читателям немного коснуться не только Вселенских Принципов, на которых, в основном,  и сосредоточено внимание в «Тайной Доктрине», но и на Космических Принципов, предшествующих Вселенским, то есть являющихся более изначальными. Е.П. Блаватская иногда упоминает об этих Принципах, дает их названия, но не конкретизирует, что они отнесены к Космическим Принципам, а не к Вселенским. Именно это и вызывает порой путаницу или непонимания у неподготов-ленного читателя.
     Семь Космических Принципов дают представление о первом цикле проявления Абсолюта и именуются, согласно эзотерической литературе, следующим образом:

     1. Абсолют, Единый Принцип, Абсолютная Реальность.
     2. Бесконечный (Мировой, Божественный) Разум.
     3. Корень-Природа, Корень-Материя.
     4. Бесконечная или Единая Энергия.
     5. Единый Элемент.
     6. Единая Жизнь, Превышняя Душа, Великое Дыхание.
     7. Вечный Атом, Сумма Всего, Лайа-Центр, Центральная точка.

     Семь Вселенских Принципов связаны с этапом проявления Вселенной и именуются следующим образом:

     1. Сат, Брахма, Дух, Логос, Первичная Причина Всего.
     2. Вселенский Разум, Вселенская Мысле-Основа.
     3. Вселенская Иллюзия, Вселенская Корень-Субстанция.
     4. Фохат, Вселенская Энергия или Воля.
     5. Акаша, Вселенская Материя.
     6. Вселенская Душа, Вселенская Жизнь.
     7. Центральная Точка, Лайа-Центр, Прообраз Вселенной.

     В различных источниках можно обнаружить не только обратную нумерацию этих Принципов, но и упоминание их названия на санскрите, что также вызывает некоторую сложность в восприятии и понимании Принципов. Поэтому в данной книге приводятся и такие названия, а также названия, более понятные читателю с позиций научной терминологии. Вместе с тем хотелось бы сразу сказать, что отдельные научные термины, используемые в их современном толковании, оказываются либо совершенно непригодными для данного уровня исследований, либо вообще не имеют конкретного смысла. В последующих главах приводятся основные, наиболее используемые названия Принципов, и каждый из читателей вправе выбирать удобные для него.
     Вышеуказанные Космические и Вселенские Принципы можно изобразить с помощью следующей схемы на Рисунке 3.
     Что же касается различной нумерации Принципов, то в данной книге использован порядок, соответствующий общему подходу в эзотерической литературе: «От сложного к простому», в отличие от принятого в современной науке «От простого к сложному». (В некоторых эзотерических источниках предлагается обратная схема, идущая от окончания проявлений к их началу, но это противоречит вышеуказанному общему принципу, а потому не будет использоваться в данной книге.)
     Но при этом необходимо учитывать, что сам Седьмой Вселенский Принцип, завершающий проявление всей группы Вселенских Принципов, неслучайно именуется как Прообраз Вселенной, но не сама Вселенная. То, о чем пишет в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватская, относится лишь к нашей Планетарной Цепи, что аналогично, но не тождественно тому, что происходит во всей Вселенной. Начиная с проявления Логоса (Первого Вселенского Принципа) и заканчивая проявлением Седьмого Вселенского Принципа (Прообраза Вселенной, Лайа-Центра) - это первый этап проявления Вселенной, в ходе ко-торого создаются условия для проявления новых Логосов или Логосов следующего по-рядка, вплоть до Логоса нашей Планетарной Цепи, является аналогичным (но не тождественным!!!) тому,что происходит в иных сферах проявления. И лишь тогда наступает этап формирования Планетарной Цепи и этот процесс протекает таким же образом: начиная с проявления Логоса нашей Планетарной Цепи и заканчивая проявлением самой Планетарной Цепи. Иначе говоря Семь Принципов нашей Планетарной Цепи можно рассматривать как один из своеобразных субпринципов (или подпланов) Седьмого Вселенского Принципа.


Рецензии
Спасибо,уважаемые.
Но, не проще ли, не рядом, не ближе ли для понимания человеческого и исполнения, дал Господь Свои Семь Основ Мироздания Вселенной ?
Свои Семь Принципов ?
Семь Оснований ?
Семь Столбов ?
Семь Светов ?
...
Всего вам доброго.

Илия Прохожий   28.06.2011 11:12     Заявить о нарушении
Илия!
благоДарен за понимание, но эта статья, как часть книги описана в стили физическом, для философского восприятия материализованным мышлением людей...
Вашу идею семи столпов Царенко подробно описал (с Вашими цитатами) в другой статье "Мистика слова Дом i Мiръ Буква Д" (http://www.proza.ru/2010/10/31/722). Эта статья написана в метафизическом, духовном ракурсе, содержащим понимание 7 столпов.
СпасиБо!

Жучков Царенко   28.06.2011 15:01   Заявить о нарушении