Доверительная беседа

(О книге протоиерея Кирилла Копейкина «Лестница в небо»)

          Вспоминаю свои молодые годы, когда богоборческие власти, лицемерно провозглашая свободу совести, подвергали ожесточенным гонениям Русскую Православную Церковь. Правда, гонения эти уже перестали быть кровавыми, как до моего рождения. Но принимались все меры, чтобы изолировать Церковь от общества. Одной из таких мер был почти полный запрет на религиозную литературу. Издавались, правда, «Богословские труды» и «Журнал Московской Патриархии» — но крошечными тиражами, доставать их было трудно, а платить приходилось втридорога — из-за грабительского налога, которым облагались церковные доходы.
          Зато атеистической литературы продавалось — хоть отбавляй! С горькой улыбкой вспоминаю, как мы, православная молодежь семидесятых, покупали атеистические книжонки для того только, чтобы выуживать оттуда хоть какой-нибудь фактический материал, а осмыслять его уже самостоятельно…
          После празднования тысячелетнего юбилея Крещения Руси, который совпал с началом конца безбожной власти, положение изменилось, но возникли новые проблемы. О таком изобилии религиозной литературы, какое появилось во время «перестройки», в советское время мы и мечтать не могли. Но одно дело — количество, а другое — качество. Репринтные издания дореволюционных богословских трудов зачастую содержали явно устаревшие положения — в богословии, как и во всякой науке, многое подвержено изменениям, — а современные книги не всегда оказывались на должном уровне, а порою содержали сомнительные идеи (например, сочинения протоиерея А. Меня).
          На этом фоне выгодно выделяется книга протоиерея Кирилла Копейкина «Лестница в небо» (СПб., 2009). Уже ее заглавие отсылает читателя к «Лествице» — творению великого греческого подвижника св. Иоанна Лествичника (VI в.), представляющему собою руководство к нравственному самосовершенствованию. Написанная в XIII в. икона «Лествица Иоанна Лествичника» воспроизведена на обложке рассматриваемой книги.
          Отца Кирилла Копейкина, занимающего видное место среди современных богословов, в нашем городе знают многие — хотя бы потому, что на протяжении ряда лет он комментирует по телевидению рождественские и пасхальные богослужения в Казанском кафедральном соборе. Кандидат богословия, секретарь совета Санкт-Петербургской духовной академии, о. Кирилл еще имеет ученую степень кандидата физико-математических наук. Оно и не удивительно: ведь последнее слово науки — это, как известно, первое слово веры. К сему добавим, что с 1996 г. о. Кирилл Копейкин — бессменный настоятель дом;вой церкви Святых Апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургском государственном университете, прихожанином которой пишущий эти строки имеет честь состоять (некоторое время я там нес послушание чтеца).
          Книга «Лестница в небо» содержит подробное изъяснение двух важнейших таинств — крещения и причащения. Тема, что и говорить, актуальная. Ни для кого не секрет, что не только неофиты, но и давно воцерковленные люди зачастую не в состоянии внятно объяснить смысл таинств, к вящему удовольствию не слагающих оружия атеистов. Отвечая на вопрос, зачем нужна Церковь, о. Кирилл поучает: «Казалось бы, в современном мире, предлагающем человеку всевозможные перспективы достижения посюстороннего, земного счастья, Церковь является чем-то излишним. Но дело в том, что, несмотря на эти возможности, счастье по-прежнему остается недостижимым».   Приведя ряд красноречивых примеров, автор продолжает: «Осознавая это, мы начинаем понимать, что причина нашх неудач заключена не столько во внешних обстоятельствах (хотя и в них тоже), сколько прежде всего в нас самих. То, что делает нас несчастными, на языке Церкви называется грехом. <…> Если грех сравним с болезнью человеческой природы, то Церковь можно уподобить больнице, божественной лечебнице, помогающей противостоять болезни греха и дарующей нам исцеляющее блаженство. <…> Этим лекарством является таинство причастия».
          Попутно прот. Кирилл Копейкин опровергает нелепый миф, упорно муссируемый богохульниками всех мастей: «Первородный грех порой связывается с первым соитием Адама и Евы. Ошибочность такого возрения очевидна, поскольку противоречит Божьему повелению плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1, 28)».
          Далее о. Кирилл разъясняет смысл слов Спасителя, произнесенных на Тайной Вечере: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26, 26) и «Сие есть Кровь Моя нового завета» (Мф. 26, 27), подчеркивая при этом: «Апостолы поняли, что Он имеет в виду не Свою Плоть, но всю Свою полноту, целостность Своего Божества, присутствующую в этом хлебе». Действительно, тело и целый восходят к одному и тому же историческому корню. То же — с Кровью: «Кровь в контексте библейской ветхозаветной традиции — синоним слов душа, жизнь. <…> Повелевая вкушать Свои Тело и Кровь, Господь заповедует ученикам хранить с Ним единство».
          Столь же доходчиво прот. Кирилл Копейкин разъясняет происхождение и смысл таинства крещения: «Само слово крещение буквально означает погружение, омытие. Обряд крещения был широко распространен еще в дохристианском, языческом мире. <…> В ветхозаветной традиции также существовала практика ритуальных омовений: погружение в воду было символом очищения сердца, знаком отдания себя Богу. Христианская Церковь обряд омовения переосмыслила: мы принимаем крещение во имя Отца и Сына и Святаго Духа, тем самым символически “переводя” свою жизнь на Имя Божие, вверяя себя Богу. Отныне крещеный относится к жизни не как к своей собственности, а как к тому, что по-настоящему принадлежит Богу».
Не станем пересказывать содержания «Лестницы в небо». Отметим только, что книга отличается лаконизмом и предназначена для вдумчивого, неторопливого чтения. Она лишена навязчивого дидактизма — это скорее доверительная беседа с заинтересованным читателем. Многочисленые ссылки на источники, относящиейся к разным областям знания, свидетельствуют о широкой образованности и эрудиции автора.
          «Лестница в небо» очень необычно издана. Почти каждая страница иллюстрирована, причем не только православными иконами — в том числе рублевской Троицей — но и картинами и статуями западных художников и скульпторов на религиозные сюжеты. «В этой книге, — пишет в предисловии директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский, — художественное изображение разных мастеров занимает столько же места, сколько и текст. И удивительным, но вполне естественным образом изображения, происходящие из культур разных христианских конфессий, очень уместно дополняют друг друга и почти не противоречат друг другу. В этом заключается один из главных уроков этой книги — искусство, религия и Церковь говорят с людьми на похожих языках. Они делают одно доброе дело». О том, что высокое искусство приближает человека к Богу, не раз говорили многие православные подвижники, в том числе канонизированный в 1988 г. святитель Феофан Затворник.
         Книга прот. Кирилла Копейкина интересна и полезна не только тем, кто только еще взыскует правды Божией, но и тем, кто глубоко и прочно укоренен в православной вере.


Рецензии