И танки наши быстры

В советской истории танки серии БТ занимают особое место. В тридцатые годы это были  самые популярные танки в стране. Они лихо преодолевали препятствия в кадрах кинохроники, с ходу валили нетолстые деревца, с акробатической лёгкостью совершали прыжки.  Основной наш танк Т-26, хотя их и построили почти на треть больше, чем БТ, отнюдь не пользовался такой популярностью и обладал более скромными динамическими данными. Однако наши танки постигла горькая судьба. Построенные в количесве нескольких тысяч штук, они в основном  тихо и неприметно сгинули на просторах великой войны. Самой тяжёлой и кровопролитной войны на земле. Советские историки, которые всячески принижали количество и качество нашей техники накануне великой войны. всегда стеснялись сказать, что наше превосходство в танках было до неприличия большим. Примерно в шесть раз! Двадцать четыре с лишним тысячи у нас против четырёх с лишним тысяч у немцев. Даже с учётом того, что до 30 процентов танков у нас требовали разного рода ремонта, соотношение было далеко не в пользу немцев! И вот к концу 1941 года мы потерялм 85 процентов своей танковой армады. Красная Армия была фактически разбита! Из частей, которые встретили немцев уцелело только 7процентов личного состава.  Разгром продолжался и дальше, до конца 1941 года. На Днепре немцы устроили нам самые крупные в истории "Канны", окружив и уничтожив группировку в две третьих миллиона человек! За несколько дней! Причём большинство из них не погибло, а попало в плен. Наши, окружив под Сталинградом вдвое меньшую группировку немцев, возились с ней около двух месяцев. Гитлер уже через несколько недель после начала нападения   считал Войну фактически выигранной и строил дальнейшие планы. Вспоминал ли он об этом в имперской канцелярии в Берлине, перед тем, как наложил на себя руки!
   На рубеже 30-х годов советское руководство взяло курс на создание современных хорошо вооружённых военных сил. Одной из задач было создание массовых танковых соединений. Решено было закупить за границей образцы современных танков. Одновременно, этим же занялась и Польша, что вызвало у наших военных сильное беспокойство. Свежи ещё были в их памяти неприятные воспоминания о позорном поражении от Польши в 1920 году. Поляки закупили в Англии 6-ти тонный Виккерс, который стали выпускать под обозначением 7ТП, позднее установив на нём дизель, а в САСШ (так в ту пору называли Соединённые Штаты) танк Кристи, но к выпуску его не приступили. Те же танки закупили и наши. Шеститонный Виккерс стали выпускать у нас под маркой Т-26 и наклепали их столько, что к концу тридцатых годов этот танк стал самым массовым в мире. Комиссия Халепского, занимавшаяся закупкой бронетехники, добилась того, что сам Кристи согласился приехать в СССР работать над освоением своих танков. Однако вышла  неувязка. Кристи считал, что на его скоростных опытных машинах главное-ходовая часть, и оба танка были поставлены в СССР без башен. Наши сделали сответствующий денежный начёт. Кристи обиделся и в СССР не поехал. Напомним, что тогда между СССР и США ещё не было дипломатических отношений, но за океаном в ту пору бушевал сильнейший кризис, и на такие мелочи наши заокеанские партнёры смотрели сквозь пальцы.
    Новый танк был довольно своеобразен и не вписывался в обычную систему вооружений, поэтому он и получил обозначение БТ, что значит быстроходный танк, более нигде в советской системе обозначений не встречающееся. На танк устанавливался авиационный двигатель "Либерти", созданный ещё в Первую Мировую войну. К тому времени выпуск этих двигателей был уже прекращён, а состояние двигателей эксплуатирующихся у нас оставляло желать много лучшего. Пришлось закупить в СаСШ две тысячи двигателей "Либерти" бу, которые по качеству были гораздо лучше наших. Их и ставили на серийные танки, получившие обозначение БТ-2. Танки этой модели выпускались недолго, но дожили до Великой Войны. Всего было выпущено 620 машин, из них примерно две третих в пулемётном варианте, т.е. вооружённые только пулемётами ДТ, а треть вооружались 37 мм противотанковой немецкой пушкой. Тогда ещё фашисты не пришли к власти и сотрудничество СССР и Германии в военной области было довольно широким. Выпускали танк на Харьковском паровозостроительном заводе, на котором был прекращён выпуск неудачного танка Т-24. Благодаря этому Харьков - третий по значению и объёму производства промышленный центр СССР постепенно превратился в один из самых крупных в мире центров танкостроения. Проблемы с двигателем и с вооружением вскоре привели к созданию усовершенствованной модели танка БТ-5. Их выпустили в три раза больше, чем танков предыдущей модели. Самое главное изменение - танк получил новую башню, гораздо более удобную, чем на БТ-2.  В качестве пушки танк получил "сорокопятку", которая для борьбы с танками примерно соответствовала немецкой 37 мм пушке, но имела более мощный осколочный снаряд, что повышало эффективность орудия при действии по пехоте. Танк получил ряд и других нововведений и был довольно удачным. В боях при Халхин-Голе он зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Недаром в Монголии сохранилось пять этих машин, установленных в качестве памятников.  Танк широко использовался в качестве опытового. В частности, на нём испытывался знаменитый дизель В-2. Испытывалось оборудывание для подводного  вождения. Испытывался и ракетный танк с двумя большими ракетами, по своей эффективности соответствующими 305 мм снаряду.Увы, испытания оказались неудоволетворительными.
   Дальнейшим развитием танков Кристи стал БТ-7. Основным отличием от предыдущих моделей стала установка более совершенного двигателя М-17 вместо М-5. Иными словами, двигатель БМВ-6, вместо "Либерти". Новый двигатель был дефорсирован до 400 л. с. и был гораздо более надёжным, чем "Либерти". Его моторесурс довели до 400 часов.Другим новшеством стало то, что при сборке танка (не всегда!) применяли сварку. Танки прежних моделей собирали клёпкой. В боевых условиях случалось, что при попадании в танк вражеского снаряда, некоторые заклёпки вылетали и, случалось, поражали экипаж, словно пули. Танк стал самым многочисленным из всех БТ. Всего было произведено  свыше 5,3 тыс. машин этого типа. Всего же танков серии БТ выпустили свыше 8 тыс. Это меньше, чем число выпущенного у нас самого многчисленного нашего  (в ту пору) танка Т-26. Их выпустили больше 11 тысяч. Однако танков БТ, всё равно было больше, чем всех, подчёркиваю, всех танков у напавшей на нас Германии. Наши историки любят подчёркивать, что по количеству новых танков  Т-34 и КВ мы в момент гитлеровского нападения отставали от Германии. Забывая при этом, что тяжёлых танков немцы тогда вообще не имели. У нас же были новейшие КВ - тяжёлые танки, а наши средние Т-34, по многим параметрам превосходили немецкие танки. Именно наличие у нас Т-34 и КВ заставило немцев форсировать разработку  новейших танков "Тигр" и "Пантера", способных им противостоять. В настоящее время принято считать, что на период начала Войны танки БТ-7 были отнюдь не устаревшими машинами. Конечно, по бронированию и защищённости они уступали немецким средним танкам, но превосходили по этим параметрам немецкие лёгкие танки и примерно соответствовали чешскому танку 38(t). Этот неплохой танк, после захвата Чехии Германией, как ни в чём небывало продолжал выпускаться на чешских заводах и в момент нападения на СССР составлял почти четверть танкового парка вермахта на злопамятное 22 июня того самого 1941 года. Кстати, незадолго до захвата Чехии Гитлером, мы поставили туда бомбардировщики СБ. Они тоже достались Германии и применялись как транспортные.
   Танки БТ использовались не без успеха во всех предвоенных конфликтах. В 1938 году в боях у озера Хасан их использовали не очень удачно. Так, в одной из атак, из 18 танков четырнадцать застряли в болоте. С гораздо большим успехом их применяли в боях у реки Халхин-Гол. Известен случай, когда танкам БТ пришлось форсировать эту реку. Глубина в районе переправы достигала полутора метров, а танк был способен преодолевать брод до метра. Пришлось задраивать все щели. Ничего, переправились, хотя и под японским артогнём!  Вскоре после нападения Германии на СССР восьмидесяти немецким танкам пришлось переправляться через Буг, глубиной до трёх метров. они сделали это с помощью шноркелей.Наши отрабатывали подобную технологию, но тогда не приняли на вооружение. Кстати, в 1942 г, наши по-тихому вернули японцам спорные территории у Халхин-Гола. Не беда! В 1945 году всё с лихвой вернули! До сих пор японцы канючат: "Отдайте Курилы, хотя бы южные!"( для них - сверные) В целом применение БТ под Халхин-Голом было удачным. Японцы получили весомый урок. Главное, они не решились напасть на СССР в помощь Гитлеру, а направили свою агрессию на юг.  Участвовали БТ и в  освободительном походе на запад в сентябре 1939 г. Здесь во Львове произошло первое боестолкновение с немцами. Батальон танков БТ производил разведку и случайно оказался между немцами и поляками. Несмотря на то, что наши подняли белые флаги, по ним был открыт огонь. Пришлось ответить. Несколько немцев были убиты и ранены. Были потери и у нас.  Участвовали БТ и в Зимней войне с Финляндией. Довелось им повоевать и в Испании и в Китае. Тревожный звоночек пришёл из Испании. Все наши танки имели противопульное бронирование, что соответствовало военным взглядам того времени. Бои в Испании показали, что наличие у обороняющихся достаточного количества 37 мм пушек способно остановить любую танковую атаку, и нужен танк с противоснарядным бронированием. В результате, перед Войной появился легендарный Т-34, который конструктивно сильно напоминал БТ.
   В момент начала Великой Войны немцев встретила грозная лавина в  основном танков БТ и Т-26 и... Разгром, полный, ужасающий разгром! Грозные танковые армады были рассеяны и разбиты! 
Как раз сейчас отметили семидесятую годовщину того злопамятного дня. Нет, мы не были столь легковерны и безпечны, как пытается изобразить
наша пропаганда, что мы совсем не готовились к Войне. Войну ждали и готовились к ней, но ждали не так скоро и видимо плохо готовились. Сейчас принято ругать фильм "Если завтра война", а тогда он отражал не только официальную точку зрения, а примерно такими были всенародные представления о предстоящей войне. Однако никто не задавлся мыслью: "А зачем врагу нападать, если он точно знает, что будет разбит?" Мобилизация у нас шла довольно спокойно. Все считали, что Красная Армия ведёт упорные оборонительные бои, но она имеет явное превосходство над врагом, и уже к осени, после победоносного завершения Войны и взятия Берлина всех отпустят по домам. Какое кровавое заблуждение! 3 июля по радио выступил Сталин с обращением к народу, со своим знаменитым "Братья и сёстры!"  Да, победа будет за нами, но заплатить за неё придёться страшную цену и путь до неё неблизок. Мучительно долгим, невыразимо кровавым оказался этот путь! А сначала был разгром. Кровавый, неожиданный, страшный... Танки БТ храбро шли на врага, но несли чудовищные, невосполнимые потери. Непринято у нас говорить об этом, слишком тяжело вспоминать. Да, были у нас случаи героизма, Например, недалеко от полигона НИИБТ в Кубинке, где испытывали наши танки, один из БТ совершил в одном бою два тарана немецких танков! При грамотном применении, танки БТ действовали достаточно успешно. Увы, горькая правда такова, что за первые месяцы Войны мы потеряли почти всю произведённую перед войной бронетехнику. Гитлер вполне обоснованно считал, что Война им уже фактически выиграна. Как же он заблуждался!
  Несмотря на гигантские потери, БТ кое-где ещё долго оставались в строю.Под Ленинградом они дожили до 1944 года, а в 1945 году вполне успешно выступили протв Японии и завершили свой боевой путь парадом в Харбине.На этом их история закончилась.

  Конструктивно танки БТ разных моделей близки друг другу. Главным их отличием от других танков, нигде больше не встречавшимся на серийных машинах, является колесно-гусеничный ход. Эти танки были способны после демонтажа гусениц, двигаться на своих обрезиненых катках, как на колёсах, зкономя не очень высокий, особенно поначалу, ресурс гусениц, но, справедливости ради, надо сказать, что такое движение допускалось по хорошей дороге, и всё равно, при этом наблюдался быстрый износ резинового покрытия на катках. Скорость при двиижении на катках была примерно в полтора раза выше, чем на гусеницах. 72 и 54 км. в час соответственно. Элементы гусениц крепились на корпус танка, при монтаже их снимали и устаавливали на катки. Доставался и устанавливался... руль! Вся операция по установке или снятию гусениц занимала около часа, хотя в наставлении было указано 25-30 минут. Другой характерной особенностью танков БТ является очень высокая энерговооружённость свыше 30л.с. на тонну веса. Показатель очень хороший и для нашего времени. Другой наш лёгкий танк Т-26 уступая танку БТ в весе не более трёх тонн, уступал по мощности двигателя (95 л.с.) более чем в четыре раза! Высокая энерговооружённость и прочное шасси позволяли танку выполнять невиданный трюк. Используя трамплин, он мог совершать прыжки длиною до сорока метров!
   Танк постоянно модернизировался. Особенно крупная модернизация была в 1937 году. Танк был вооружён 45 мм пушкой. Существовала модификация с короткоствольной 76 мм пушкой, причём башня с этой пушкой была взята от танка Т-26-4.  Танк этой модификации получил обозначение БТ-7А. Машин этой модели выпустили немного-полторы сотни штук. Самой последней модификацией танка стал БТ-7М с дизелем В-2. Танков этой модификации выпустили 706 штук. По экономичности этот танк в два раза превосходил обычный БТ-7. Ещё выше стала скорость танка. На колёсах она достигала 86 км в час! Правда танк этой модификации почти утратил возможность двигаться на колёсах из-за возрастания веса.  БТ-7 мог преодолевать подъём в 37 градусов, а БТ-2 аж до  42. Это рекордный показатель для наших танков. По мере модернизации танка, рос его боевой вес. От 11,05 до 13,9 тонн у БТ-7 и 14, 65 у дизельного БТ-7М (иногда для этого танка применяется обозначение БТ-8)    Бронирование противопульное, до 20 мм. Преодолеваемый брод - до 1,2 м, стенка - 0,75м, ров - 2,5 м. Габариты: длина - 5.66 м, ширина -2,29 м, высота - 2, 42 м. запас хода у экономичног БТ - 7М доходил до 600 км на гусеницах, у БТ - 7 с авиадвигателем был значительно меньше - до 375 км на гусеницах  и до 500 км на колёсах, при том, что этот танк нёс дополнительные бензобаки. В целом неплохой танк в ту Войну не смог проявить себя, уступив место "танка Победы" знаменитому Т-34.


Рецензии
Спасибо за подробный рассказ о танках ТБ.
Вы написали: "Кстати, в 1942 г, наши по-тихому вернули японцам спорные территории у Халхин-Гола." Укажите, пожалуйста источник информации, более серьёзный, чем Википедия.
С уважением,

Видарий Левит   16.11.2013 00:02     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.