C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Все мы знакомы 1

Все мы, живущие на Земле,
знакомы друг с другом…
и отделяют нас «от прямого касания»
максимум 5-6 человек.

Рассказ первый
Прадед Адолька (моим детям и внукам – чтобы помнили!..)


     Наша ранняя электричка так плавно и незаметно отошла от гомельского вокзала, что мне показалось, будто соседний поезд медленно «поплыл» назад, а мы так и стоим на месте… Утром 13 августа 2010 года мы с Виталием Петровичем Ясинским собрались и поехали в Буда-Кошелёв знакомиться с моим троюродным дядей Евгением Кирилловичем Лапиковым. Поезд набирал ход, и мы, то глядели в окно на уже заканчивающееся жаркое лето, то переводили взгляд на довольно большую фотографию, лежащую на моих коленях – фотографию моих предков по маминой линии. Её прислала мне сестра из Днепропетровска. На ней чинно в три ряда сидели и стояли, как оказалось, очень близкие мне люди. Они глядели на нас из своего 1910 года и не удивлялись, что в это же фотографическое окно из 2010 года на них глядит их же потомок – то есть я. И, когда я гляжу на них, всегда мне в это время вспоминается Новый завет: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил…». Вот мальчик Стась (мой дед) – в светлой косоворотке – присел на низенькую скамеечку у ног своей матери – моей прабабушки Марыли. А на руках у неё сидит – совсем ещё кроха – его годовалая сестричка Юля. Мой прадед Адолька (Адольф) сидит рядом с ними и со своим отцом (моим прапрадедом) Антоном. За ним сёстры Адольфа – Барбара (Балька) и Анна (Анетта). На фото ещё пятеро детей – братьев и сестёр моего деда. Почему так подробно об этой фотографии – сейчас поймёте…
     Так вот, мягко и плавно электричка отошла от Гомеля. Людей в ней было не много – рабочий день всё же. И потому, когда по проходу мимо нас пошёл седоватый человек, он был особо заметен. Виталий Петрович, подняв голову, с наигранно суровым тоном громко произнёс:
– Володя, куда собрался?.. В Буду?
Удивлённо подняв голову, и отметив взглядом меня, тот ответил: – Да в Буду и в Любовин, Виталий! А вы куда?..
И тут он перевёл взгляд на фотографию: – Такую же я нашёл под полом, когда ремонтировал избу в Любовине. А это (он показал на Анетту) моя прабабушка!..
– Погоди, но ты же не Ясинский! – воскликнул Виталий Петрович.
Нового знакомого звали Владимир Александрович Далецкий. И, конечно же, он приходился мне троюродным братом!..
– Знаю и помню бабушку Анетту. Имена остальных представляю плохо…
Он стал рассказывать всё, что помнил о них.  А если не мог вспомнить, то отсылал к старшему брату Анатолию из Могилёва. Тот в возрасте 5 лет был на похоронах моего прапрадеда Адольки (в 1943 году), и всё помнил. Особо Володя восхищался маленькой Марией, фотографию которой он приложил к губам со словами «она спасла мне жизнь!».
Для него не было особой новостью, что моего деда Станислава Адольфовича арестовали в 1932 году по доносу. И что, просидев 5 лет в Вяземлаге, в 1937 году он там же был арестован вторично и в сентябре 1938 года расстрелян. В 37 году была арестована и жена Станислава (моя бабушка) – школьная учительница немецкого языка и географии Галина Михайловна Пашкевич. А в марте 1938 года она тоже была расстреляна под Гомелем как польская шпионка…
     Мы торопились, рассказывая друг другу, всплывающие в памяти кусочки семейной биографии. Я кое-что знал ещё от мамы, которая вместе с сестрой Региной, не смотря на целую кучу родственников, была отправлена в детский дом под Смоленск. В то время все боялись брать детей «врагов народа». А «польска крев» – как выражалась мама, т.е. польская кровь – сыграла свою роль, и она в обиде знать никого не хотела из Любовинских  родственников до самой смерти. Не помогло и то, что в 1959 году к нам в Калининград, где мы жили-служили, приезжала «родниться» её тётка Франя Залесская…
     Случилось так, что в 2009 году во время отдыха на Куршской косе (в Калининградской области) нам с женой представилась возможность на два дня съездить на экскурсию в польский город Гданьск. Чудесный экскурсовод (Тамара) порадовала нас рассказами об истории Польши, города Гданьска и просто тёплым отношением. Мало того, она по моей просьбе поискала в своих документах и в интернете материалы на польском языке, связанные с Якубом Ясинским – комендантом Праги (района Варшавы), генералом армии Тадеуша Костюшко. Как-то по семье у нас давно обосновался слух, что Ясинские из Любовина – его потомки. И не зря мама возила отца в Варшаву на его могилу. С этой милой женщиной мы переписывались после встречи почти полгода, и когда в апреле 2010 года я написал ей о своих корнях из Буда-Кошелёвского Любовина, то переписка вдруг неожиданно оборвалась. И только в феврале 2011 года я получил по электронной почте письмо от неё, в котором открылись удивительные, но страшные факты: первый муж её матери в 1937-1939 годах был начальником Буда-Кошелёвского НКВД!.. Потом он партизанил и в 1944 году умер от ран. Она писала, что он (как рассказывала её мама) страшно пил в 1939 году из-за того, «что с него требовали так много арестовывать. За пьянки его выгнали из НКВД…». Кто сейчас может сказать, что было на самом деле?.. До сих пор на запросы в ответах из Белорусского КГБ идут уклончивые советы обратиться в другие архивы…
     Вот так неожиданно пересекаются пути в этом мире наших предков и нас – их потомков… Страшное было время!.. На площади, у автостанции, в Буда-Кошелёве есть обелиск, на котором написано: «Усiм продкам якiя зычилi нам дабра i завяшчалi жыццё i радзiму» - то есть:  «Всем предкам, которые желали нам добра и завещали жизнь и родину». С этого места арестованных кошелёвцев  и жителей окрестных сёл и деревень «грузили» в товарные вагоны и увозили навсегда в Сибирь и на Север. Отсюда, наверное, увезли и младшую дочь (сестра Стася - моего деда) Адольфа Юлю, о которой до сих пор нет никаких сведений.
     В августе 2010 года (так уже повелось - первая или вторая суббота августа) на «белорусскую радуницу», Ясинские собираются у Любовинского кладбища и поминают родных и близких. Вот и я «сподобился» прибыть в Любовин на эту встречу. А пока наша электричка медленно набирала ход, и я ехал на встречу с маминым детством!.. Все мы, живущие на Земле, знакомы друг с другом…


Рецензии
Пусть вам удастся вспомнить и записать как можно больше фактов из прошлой жизни вашего рода (ручейка по имени ЖИЗНЬ). Читать так интересно - новый взгляд на всех жителей ПЛАНЕТЫ! Да мы все братья - и по крови тоже. СПАСИБО ВАМ!

Галина Кадетова 2   27.08.2014 10:19     Заявить о нарушении
Спасибо большое за пожелание, Галина! Постараюсь. Это будет интересно нашим детям и внукам...
Очень Вам рад!

Сергей Данилов-Ясинский   27.08.2014 12:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.