Царство страха

                /1796-1801/


               
                «Правление Павла доказывает, что и в просвещенные               
                времена могут родиться Калигулы».
                (А.С.Пушкин).
 

Не обласканный царицей
Сын упрямым рос безмерно.
С детства нелюбим Фелицей,
Он паясничал манерно.

Присягнув муштре бездушной,
У пруссаков брал уроки.
И к страданьям равнодушный,
Поощрял на службе порки.

Светский дух Екатерины
Раздражал, гневил фаната.
Просвещения картины
Не прибавили таланта.

Но в одном достиг уменья -
Слыл жестоким солдафоном.
Дух шпицруттенов, гоненья
Стал страны привычным фоном.

Царь карал без исключенья
Всех, в ком находил изъяны.
У дворян во тьме забвенья
В ссылках рубцевались раны.

Императорской фамилии
Отводил большое место.
От французов и Бастилии
Охранял, как сват, невесту.

Злонамеренно иль "сдуру"
Наказал он книгочеев.
Ввел строжайшую цензуру
На левацкие затеи.

Деспот пресекал миграцию
"Якобинского" экстрима.
Запрещал без сатисфакций
Новшеств модные витрины.

Павел создал царство страха,
Руку поднял на державы.
Но, не выдержав размаха,
Смерть "вояку" задержала.

                2.03.03.



_________________________

Павел Петрович (20 сентября [1 октября] 1754, Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург — 12 [24] марта 1801, Михайловский замок, Санкт-Петербург[1]) — Император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, великий магистр Мальтийского ордена, сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны. - прим. автора.


Рецензии
А это совсем ничего для Вас, что Вы так свысока и пренебрежительно тычете-пишете о... - Монархе Величайшей Империи, Помазаннике..? (в соблазне ближних)

Где верный, разумно-философский и духовно-нравственный определяющий акцент по-определению долженствует быть именно на причинах... Которые, к тому же, в данном случае давно выраженны как: - Народ достоин своего правителя -
т.е. где именно нравственное расхламление большинства народа и является закономерным соответствием...

Тем более, что помимо негативных болезненных качеств, у императора Павла было изрядно и положительных, и достойных дел. Что, наряду с критикой, признавал и - величайшей силы духа, нравственности и таланта, полководец А.В.Суворов, безмерно любимый народом.
А А.С.Пушкин никогда столь однобоко и категорично-негативно (и тем более, пренебрежительно), не отзывался об Императоре Павле, но вот одно из его реальных суждений: - Взгляд Пушкина на Павла I трансформируется от «увенчанного злодея», «тирана» до «романтического императора» — «врага коварства и невежд». «Он - человек! Им властвует мгновенье», — писал он о Павле I.
...в 1830-х годах поэт смотрит на Павла и его царствование многостороннее и объективнее, чем прежде; не осудить, приговорить, оправдать, но понять, объяснить «романтического» императора и закономерность того, что с ним произошло в связи с более ранними и поздними событиями, объяснить в духе высокого историзма — вот к чему стремился Пушкин».

А вот мнение Л.Н. Толстого и других о и. Павле I: - " Многие сведения из архивов поразили Толстого человеческим подходом к
государственным делам. Он заботился о том, чтобы богатые не обижали
бедных. И Толстой, заканчивая «Войну и мир», собрался писать историю царя,
который, минуя «испорченное меньшинство», тянулся к народу, ставил
интересы бедных и незнатных выше интересов вельмож и, главное, чувствовал,
чего ждет от него народ. Павел казался Толстому наиболее подходящим
примером правителя, улавливающего эти идущие снизу, из глубины, токи —
миллионы человеческих воль.
По его убеждению, эти токи, идущие из нижнего, коренного слоя, в
конечном счете определяют исторические процессы. Но, как и Пушкину,
написать историю Павла I Толстому не пришлось.
Обратимся к свидетельствам историков и современников «полубезумного
царя».
Историк В. О. Ключевский: «...Он не лишен был дарований, все знавшие
его в то время отлично отзывались о его нравственных качествах; у него
было природное чувство порядка и дисциплины, он вынес довольно хорошие и
разнообразные сведения из своей молодости, хотя сведения эти были
беспорядочны... Притом это был очень набожный человек; в Гатчине долго
потом указывали на место, где он молился по ночам: здесь был выбит
паркет...»
Историк Г. Цшокке: «...Деятельный, всегда торопливый, вспыльчивый,
повелительный, любезный, обольстительный даже под царским венцом, он хотел
править один, все видеть, все делать лучше; он породил много неблагодарных
и умер несчастливым».
...

Не хочется думать, что единственным Вашим мерилом, желанием и моральным руководством, в Вашей оценке всего и вся, есть лишь - "лучшие годы при совдепе", с соответствующим навязанным сознанием-осознанием прообраза обезьяны, вне духовности, без святого в душе и царя в голове?
__
Судящий ближнего, берет на себя его грехи, с соответствующими последствиями... За соблазн ближних к осуждению, ложному и скверне, еще горшая участь.
А о русских монархах Сам Господь сказал: - Не прикасайтесь к помазанникам Моим -

...Берегите себя.

Сергей Одиниз   15.12.2014 14:54     Заявить о нарушении
Господин Одиниз, мой Вам совет: более не тратьте своих сил на такие развёрнутые
рецензии.
Ничего Вам по сути не отвечу.
ЕГ

Елена Грислис   11.12.2014 13:45   Заявить о нарушении
Ответный совет: - не напрягайтесь с советами, если не под силу ответ.
Впрочем, ответ более чем. более не потревожу.

Сергей Одиниз   11.12.2014 21:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.