Жизель на плацу...

               

   Года  два  назад,  я  попыталась  обратить  внимание  общественности  и  соответствующих  госструктур  на проблему  молодых ребят, оканчивающих хореографическое  училище.  А  совсем  недавно,  5-го мая,  в  Национальном театре  оперы  и  балета  Армении  состоялась  премьера балета  Арама Хачатуряна  «Спартак»,  где  совсем  неожиданно  для  меня  этот  же  вопрос был  поднят  Юрием  Григоровичем,  который  столкнулся  с  ним  в  ходе  работы  над  постановкой  «Спартака».   
  Газеты  Еревана    много  внимания  уделили  этому  неординарному  событию в   культурной  жизни  столицы,  в  том  числе,  писали и  о  трудностях  постановочного  периода,    которые  пришлось  преодолевать   великому  балетмейстеру:  для  мужских  партий  не  хватало исполнителей, пришлось  обратиться  в  соответствующие инстанции, и  танцоры,  проходящие  временную  военную  службу,  получили право участвовать  в  репетициях.

   Мне  очень  нравится  классический  балет.   Не  имея  возможности  посещать  Большой театр и  Мариинку,  как  и  многие  мои  знакомые, стараюсь  бывать  на  спектаклях  ереванского  театра  оперы и балета.  При современных   коммуникационных  технологиях   есть  возможность,  не  вставая  с  «любимого  дивана»,  посмотреть  любой  спектакль  в  исполнении  самой знаменитой  труппы.  Но  согласитесь,  что  та  же  «Жизель»  в  «живом  исполнении»  это  особенное  удовольствие.    Самое  сильное    впечатление у меня  осталось  от  спектакля,  который  когда-то  очень  давно   посмотрела  в  летнем  театре  у  моря,   и  даже   не  от  исполнителей,  а  от   «живых  декораций» -  деревьев  и  кустов,   растущих  вокруг   сцены   и  шелестящих  листвой  от  лёгкого  дуновения   ветерка.
   Когда  в  очередной  раз  меня   пригласили  на   «Жизель»,  я  с  удовольствием   согласилась.  Партию  Альберта  прекрасно  исполнял  Рубен - молодой  артист,  буквально  на днях окончивший   ереванское  хореографическое   училище.  К  сожалению, не  запомнила  его  фамилию,  впрочем,  это не  существенно.   
  В  антракте  я  случайно  услышала  разговор  о  том,  что  многие   наши  выпускники,  которые  могли  бы  стать  гордостью   армянского  балета,  работают   на  сценах  европейских  театров,   где с  ними  очень  охотно  заключают  контракты.   Естественно, что  оплата  их  творческого  труда  на  своей  родине,  несоизмеримо  меньше  того,  что  они  могут  заработать  за  её  пределами,  Но  молодые  ребята  вынужденно  покидают  свой  родной  город  сразу  же  после  окончания  учёбы,   чтобы   не  загубить  свой  талант,  проходя  обязательную военную  службу.
   
   Ведь если молодой человек,  вместо  того  чтобы  радовать  зрителей  своим  искусством,  будет два  года  заниматься  строевой  подготовкой  в  солдатских  ботинках,  вместо  привычных  пуант,  изучать  оружие  и  учиться  массе  необходимых  в  армии  вещей,  то  каким  бы  хорошим  солдатом  он  ни  стал,  как  балетный  танцор  он  погиб.

 Возможно, кто-то осудит этих  ребят. Служить Родине - почётно!  А   таланты Родине не  нужны?
     Общеизвестен  тот  факт,  что  во  время  Великой  Отечественной  войны  для  людей  искусства,  науки,  существовала  так  называемая   «бронь»:   считалось,  что    работа  высококвалифицированного   специалиста   в   тылу,   гораздо   важнее   участия   в   боях  ещё  одного  солдата.  Были,  конечно,  и  совсем  другие  крайности,  когда  талантливые  учёные  делали  гениальные  открытия  за  колючей  проволокой.  Хочется  верить,  что  такое  никогда  больше  не  повторится.
«Загоним»  молодого  человека  под  ружьё  и  погубим  талант  безвозвратно,  по  возвращении  к  своей  специальности  он,  наверное, сможет  работать  только в  кордебалете,  потому  что  за  лёгкостью,  искромётностью  танца  стоит  ежедневный,  многочасовой,  изнурительный  труд.  А  ведь  век  артистов  балета  короток.  В  сорок  лет  они выходят  на   пенсию,  в  то  время  как  люди  многих   профессий  могут  заниматься  своим  делом  до  преклонного  возраста;  с  годами опыт  и  мастерство  только  возрастает.  Так  стоит  ли  жертвовать   этими  талантами?
Немногие  вспомнят  теперь,  что  армянский  балет – одно  из  наших достижений  послевоенного  периода.  Автором   первого  армянского  балета   «Счастье»  был - Арам Хачатурян  (1939г.)   позже,  название  сменили   на   «Гаяне».
  Я  допускаю,  что  существует  много  таких  специальностей,  где    не  заниматься  определённое  время  своей  профессией  тоже  гибельно.  Придётся  очень  постараться   для  восстановления  имевшихся  знаний,   но в случае с артистами балета – это ещё и физические возможности человека, который  дарит  радость  громадному  количеству  зрителей.  А  восстановить  физическую  форму  после  двухгодичного  перерыва  в  полном  объёме  не  удастся.
 
Неужели   невозможно  законодательно  решить  этот  вопрос?   И  пусть  зрители,  получающие   радость   и  удовольствие  от  балетов  «Гаяне»,  «Дон-Кихот»,  «Спартак»,  «Жизель»,  своими  «не балетными   ногами»  голосуют  за  правильное  решение:  ведь   на   спектакли  приходит   не  только  местное  население,  с  которым  привыкли  не  считаться,  но  и  очень  много  иностранцев,  а  также   армян,  гостящих   в  Ереване.
   
   Гордиться  нашей  стране  ни   промышленностью,  ни  особыми  успехами  в  сельском  хозяйстве,   ни  уровнем  жизни  своих  граждан,  ни  победами  на  дипломатическом  фронте  не  приходится -  так  давайте  же   беречь  то  прекрасное,  и  хрупкое,  что  у  нас  ещё  есть, - искусство  балета.



P.S. Со дня публикации прошло два года.  Вопрос призыва в армию молодых танцоров так и не решён...



На фото: Работа автора. Спил дерева, кора.      
               


Рецензии
Ирина, хорошо, что Вы не молчите. Вопрос актуальный. Спасибо Вам за неравнодушие.
Эту статью надо переслать людям, влияющим на законодательство. А лучше разместить в местных печатных изданих. С уважением и симпатией.

Кочерга   05.04.2013 09:23     Заявить о нарушении
Эта статья опубликована в одной из центральных газет Еревана.
Спасибо за отклик:)
Всего доброго, Ирина.

Ирина Шульц   05.04.2013 09:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.