Делакруа

Делакруа. Автопортрет

Фердинанд Виктор Эжен Делакруа, с чьим именем прежде всего связывают торжество романтизма во французской живописи, родился в апреле 1798 г. в Шарантоне, близ Парижа, в семье французского посланника в Батавской республике. (Впрочем, существует достаточно распространенное мнение, что подлинным отцом мальчика был знаменитый дипломат времен Консульства, Империи и Первой Реставрации Шарль-Морис де Талейран, с которым г-жа Делакруа была очень близка как раз в те годы). С детских лет Эжен с увлечением рисовал, заполняя рисунками страницы ученических тетрадей и блокнотов. В 1805 г. мальчика определили в Императорский  лицей. Здесь он изучает латынь, получает первые уроки рисования, знакомится с классиками. В 1815 г., окончив лицей, Делакруа  поступил в мастерскую Гарена, бывшего ученика Давида. Сам Гарен был убежденным классицистом, но в его мастерской обучались многие будущие романтики, и в их числе Теодор Жерико. Картина последнего «Плот Медузы» стала первым заметным произведением французской романтической живописи.

Делакруа испытал многочисленные плодотворные воздействия разных художественных школ. Но его истинным кумиром всю жизнь  был Рубенс. Беспокойный динамизм его картин был чрезвычайно близок Делакруа. В его работах постоянно возникают барочные, исполненные драматизма изгибы линий.

Впервые Делакруа обратил на себя внимание в 1822 г., когда выставил  в Салоне свою картину «Барка Данте» на сюжет из «Божественной Комедии», поражавшую  титанической силой образов. Картина изображала Данте и Вергилия, которых Флегий перевозит через озеро, омывающее стены адского города Дита. Она стала большим событием в художественной жизни Парижа. Появление этой картины  на выставке среди  анемичных полотен  умирающей классической школы было подобно взрыву. В ней все было  жизнь, движение, страсть, словно в жилах французской живописи забурлила свежая горячая кровь.  «Никакая картина, - писал в те дни Тьер, - по-моему, не раскрывает будущности  великого художника так,  как картина  Делакруа, изображающая  Данте и Вергилия в аду. Именно здесь виден могучий порыв таланта, оживляющий наши надежды, почти уже исчезнувшие… Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что Делакруа гениален. Пусть он идет вперед уверенно, пусть берется за огромные работы, необходимые такого рода таланту».

http://proza.ru/2011/07/14/250
 
После смерти в 1824 г. Жерико Делакруа становится  главой французской романтической живописи. В том же году в Салоне была выставлена его картина «Хиоская резня» (http://proza.ru/2011/07/14/251). Сюжет ее был навеян трагическими событиями  сентября 1821 г., когда турки вырезали на Хиосе  двадцать пять тысяч человек, уведя в рабство женщин и детей. Это известие потрясло художника, и он решил написать картину, которая станет памятником жертвам борьбы за независимость Греции.

В творчестве Делакруа  наиболее полное воплощение получила  героическая концепция романтизма. Его никогда не привлекала обыденная жизнь или среднетипеческое, но  только события и образы исключительные. Он не боялся дать волю своему воображению, своей страсти,  и всегда стремился пробудить в зрителе самые возвышенные чувства. После Июльской революции 1830 г. именно Делакруа стал выразителем героического энтузиазма  восставшей Франции, создав одну из самых знаменитых своих картин – «Свободу, ведущую народ» (http://proza.ru/2011/07/14/252).

Делакруа так и не удалось посетить Италию, но зато в 1832 г. он совершил путешествие в Алжир и Марокко. Оно оставило глубокий след в его творчестве. Это было настоящее открытие Востока для искусства. Делакруа нашел здесь сильные характеры и красочную красоту повседневности, которой так не хватало ему  в современной жизни цивилизованного Запада. Необузданный, жестокий и вместе с тем жизнерадостный народ покорил его сердце. Его  пленили сила и мужество бедуинов, дикая грация тунисских девушек и необузданных коней. Его восхитили  яркие краски южной природы. Одна из лучших его картин этого цикла – «Алжирские женщины» (1834).  Ее основная тема – это роскошь и нега Востока. Делакруа  с благородной простотой  обрисовал  задумчивых восточных красавиц и чернокожую невольницу  в их пестрых нарядах  на фоне роскошной обстановки. Три томные красавицы лениво коротают досуг в душной тишине  разукрашенного, как заморский ларец, покоя, где чуть слышно булькает кальян да шелестят одежды  уходящей служанки. Все застыло, и время будто остановилось. Тела женщин расслаблены, а глаза туманны и загадочны. Картина эта сразу покорила парижскую публику и оказала огромное воздействие на молодых художников: многие из них меняют античность на сераль. Прекрасные одалиски, фривольные и даже эротические сцены восточной жизни прочно утверждаются в западном искусстве.

Для самого художника путешествие в Африку стало важным рубежом в его творчестве. Марокко, всадники, охота, почетные эскорты сменяют в его творчестве  экзотику средневековья, прельщавшую его в юности. Поездка в Марокко помогает Делакруа найти новые средства живописи, палитра его резко меняется, он глубже начинает понимать роль рефлексии в картине. Рефлексия – взаимопроникновение двух соседних цветов – превращается у него  в главное средство психологического воздействия на зрителя. (Жорж Санд подробно записала один из разговоров, состоявшийся межу Делакруа и Шопеном, в котором художник объяснял суть рефлексии. «Гармония в музыке, - говорит Делакруа, - не сводится к одному лишь построению аккордов, она в их взаимосвязи, в их логической последовательности, в их развитии – короче, в том, что я назвал бы звуковыми рефлексами. Так вот, в живописи  - то же самое. Возьмем, к примеру, эту синюю подушку и этот красный ковер. Положим их рядом. Видишь, в том месте, где два цвета соприкасаются, они обкрадывают друг друга. Красное подернулось синевой, синее налилось краснотой, а посредине родился фиолетовый. Пихай в картину любые резкие тона, но соедини их рефлексами, и они не будут кричащими…»). Это открытие в дальнейшем было широко использовано  импрессионистами.

30 - 40-е гг. XIX века были на Западе временем всеобщего увлечения историей. В литературе господствует исторический роман, художники пишут картины на исторические темы. Делакруа не являлся здесь исключением. В это время он создает свои лучшие исторические картины: «Битва при Пуатье» (1830), «Битва при Нанси» (1834), «Битва при Тайбуре» (1837), «Взятие крестоносцами Константинополя» (1841).

Начиная с 1833 года и до конца жизни Делакруа работает как монументалист. В 1833-1836 годах он создает росписи Тронного зала в Бурбонском дворце. В период между 1838 и 1847 годами он расписывает  помещение  библиотеки Бурбонского дворца, в 1851-1854 годах работает  над росписью зала  Мира в Парижской ратуше и создает  плафон в галерее Аполлона в Лувре, с 1849 по 1861 год пишет фрески церкви Сен-Сюльпис. Все эти росписи замечательно сочетают грандиозность  замысла  и блестящее мастерство колорита, глубину мысли и многочисленные живописные находки.

Носителями стихийного начала, свободы духа в картинах романтиков часто выступают животные. Делакруа был талантливый анималист и  создал бесчисленное множество изображений диких животных. Хищные звери то высматривают добычу, то терзают ее, их яростные схватки, охоты на львов и тигров – все это выражало драматизм, неистовые страсти, бурные эмоции. Художник очень любил рисовать лошадей, удивительно точно передавая  блеск напряженно смотрящих глаз, изгиб шеи  и раздувающиеся ноздри. Вершиной анималистического жанра  стала большая «Охота на львов» (1855). Свирепая фигура разъяренного зверя, поверженные и вставшие на дыбы лошади, люди в восточных одеждах, едва одолевающие хищников – все смешалось в единый клубок. Столь же форсированно звучит и цвет,  вобравший ожесточение дикой схватки.

Умер Делакруа в августе 1863 г. После него осталось около тысячи картин, написанных маслом, семь тысяч рисунков (в лучших из них, тщательно отделанных, он достигает  поистине рафаэлевской гармонии и совершенства), более полутора тысяч пастелей и акварелей. Как писатель Делакруа был не менее плодовит. Помимо трехтомного «Дневника», который художник вел в течение всей жизни, ему принадлежит множество критических статей по истории искусства, многие из которых до сих пор не потеряли своего научного значения.

Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281


Рецензии