Платов на ассигнации. Музыкант и художник
Интересное противоречие. За окном гремит канонада, а Матвей Петрович вырисовывает на эскизе мельчайшие детали. И не только тайные знаки, подсказанные Ромуалдом Эдуардовичем. Своё, то, к чему стремилась всю трудную жизнь душа. Похоже, гравер до конца своих дней оставался романтиком. Иначе зачем он нарисовал такое...
Композиция с портретом атамана и двумя девами похожа на театральную сцену. Она окружена темно зелёной портьерой. Узор занавеса симметричен лишь с первого взгляда. Одинаковы кубки с узкими горлышками. Но портреты на стенках сосудов разные. Близкие художнику люди. Вероятно жена и дочь. Выше кубков на завитках развешены важные для творца картины предметы. Иначе зачем бы он так детально, в отличии от госсимволики, прорисовывал их детали?
Рисунок с левой стороны несомненно отражает творческие устремления автора. Палитра с красками и кисти на одном завиточке, скрипка и флейта-на другом. Соединение музыки и живописи. Вроде бы неуместные для такого времени занятия. Но изобразил же. Отразил себя и свое окружение. И зазвучали струны скрипки, тронутые смычком. Пробудил своим дыханием флейту потерянный для нас во времени музыкант. Война заглушила навсегда эти звуки, стерла из памяти истории большинство живущих в то время. Оставив боль Пьеро:
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожавшей рукой!
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный покой!
Слова эти были написаны Вертинским в октябре 1917 года. После он уехал на гастроли, следуя за отступающей белой армией. Три года видел весь материализованный кошмар братоубийственной войны. Возможно управляющий ростовским банком Р.Э. Гульбин и гравер Экспедиции М.П. Давыдов были на его концертах. Может быть после одного из них и возникла у Матвея Петровича увековечить в своем рисунке незабываемые моменты. Под скрипкой он нарисовал театральную маску. Образ Пьеро? Но к тому времени Александр Николаевич уже одел фрак. А в ноябре двадцатого Вертинский вместе с белыми офицерами на пароходе "Великий князь Александр Михайлович убыл из России. Диссонансом песни звучат его слова, сказанные намного позже:
"Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет: Очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность."
В ту же пору покидал страну и Гульбин. Белые успели вывезти из Ростова не только управляющего конторой государственного банка, но и клише, гравировальные станки и миллиарды "своих" рублей. Судя по этим действиям, они ещё лелеяли мифическую надежду вернуть Родину. Но надежды эти окончательно разбила новая для страны идеология. Замешанная на братской крови.
"Закидали их ёлками, замесили их грязью,
И пошли по домам - под шумок толковать,
Что пора положить бы уж конец безобразью,
Что и так уже скоро, мол, мы начнём голодать."
Последние строки этого четверостишия через несколько лет страшно раскрыл Иван Шмелёв в "Солнце мертвых". Наматывая на колеса кровавые ошметки, российская история катила всё дальше от монархии. Поруганной могилой Корнилова и уходящими в Константинополь пароходами осталось позади белое движение.
В конце концов лопнул и мыльный пузырь из миллиардов ничем не обеспеченных ассигнаций. На "своей" Давыдов изобразил кроме скрипки и палитры орудия труда. Коса и колесо можно рассмотреть на правой стороне узора, обрамляющего "сцену" с Платовым и богинями.
Но ещё долго страна не возьмет эти простые инструменты в руки. А взяв, будет гонима новой властью на народные стройки. Иные музыканты и художники будут самозабвенно прославлять не монарха-Вождя всех времен и народов. И ещё долгие годы бежать по глубокой колее, погружаясь в небытиё. Чтобы однажды уткнуться в разрушенную берлинскую стену и подпевать на заднем плане Скорпионам «Wind of Change». Предки Скорпионов прошли подобный путь намного раньше. А мы опять вспоминаем монархию.
Так совпало, что сегодня в "Открытой студии" Пятого канала обсуждался вопрос "Нужна ли России монархия?" Думаю, кандидат для этой роли быстро найдется. Это ничего, что большинство голосовавших склоняются к версии об очередной ширме. Нужно будет, сделают и монархию. Раз тогда не удалось реставрировать.
Только жалко бессмысленно загубленные жизни тех, о ком намного позже Вертинского спел Гребенщиков:
"И никто не додумался просто стать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги - это только ступени
В бесконечные пропасти, к недоступной весне!"
Свидетельство о публикации №211071501193