Как делаются теоретические открытия

КАК  ДЕЛАЮТСЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

Академик Э.Кругляков пишет: (Бюллетень «В защиту науки» №6, стр 3):«Действительно, времена, когда непрофессионалы совершали крупные открытия, давно прошли. Сегодня с помощью палочки и веревочки ничего не сделаешь – то, что лежало на поверхности, давно открыто… Каждый шаг вперёд дается ученым-профессионалам с огромным трудом». Но это только полуправда. Есть открытия чувственные (с помощью органов чувств) и теоретические (с помощью собственной головы).  Теоретические открытия всегда делались и будут делаться  индивидуально.

Для примера рассмотрим открытия двух мыслителей Аристотеля и Ньютона. Аристотель жил более 2000 лет назад. Он впервые осознал суть  мышления и является автором формальной логики, позволяющей делать теоретические открытия. Дело в том, что мы всегда связаны с проблемой выбора, а  выбор бывает двух видов: принципиально важный  двухвариантный и многовариантный. Первый происходит только из двух  взаимоисключающих возможностей, когда никакой третьей возможности просто не существует. Например, человек решает, жениться ему или не жениться? Он или женится или не женится. Только и всего. Но решив жениться, он приступает к непринципиальному многовариантному выбору. Жену можно выбирать из многих невест. Двухвариантный выбор у греков имел название – дилемма, у римлян – альтернатива.

Частным случаем двухвариантного выбора является выбор одной из двух противоположных идей. Например, Коперник выбирал, Земля движется, или не движется? После длительного анализа пришел к выводу – движется. В этом суть формальной логики «тезис-антитезис-анализ», позволяющей делать теоретические открытия.

Как делается теоретическое открытие? Сначала нужно опереться на какое-то убеждение (аксиому, постулат), а затем делать логические выводы. Если постулат верен, то и выводы будут верными.  Что открыл Аристотель после формальной логики? В то время философы спорили о материи. Имеет она предел делимости или не имеет? До Аристотеля Левкипп и Демокрит, опираясь на представление о  единственности  Вселенной пришли к выводу, что если Вселенная одна,  то она должна состоять из бесконечного пустого пространства  и множества наименьших элементарных частиц (атомов).  Но Аристотель опроверг атомистов. Он опирался на убеждение, что Земной шар покоится в центре Вселенной, а вокруг него вращается небесная сфера со светилами. А что между Землей и небом? Пустота? Нет, в пустом пространстве тело может двигаться бесконечно «ибо, что его остановит здесь а не там?». Следовательно, пространство до небесной сферы должно быть заполнено материальной   средой, которая тормозя движение, делает невозможным бесконечное движение в конечной Вселенной. Эта гипотическая непрерывная среда, делимая до бесконечности, стала называться эфиром. Можно сказать, что Аристотель теоретически открыл эфир. Нетрудно понять, что это было ошибочное открытие.

А что открыл Ньютон? Почти ничего. Он только понял, что пространство не тормозит движения планет, иначе они давно бы упали на Солнце. Следовательно, нет непрерывной материальной среды, нет эфира, а есть дискретная материя и бесконечное пустое пространство. Опираясь на этот постулат, нетрудно понять, что в таком пространстве тело самостоятельно не может изменить свое положение (закон инерции), пока не встретится с другим телом. Только  встреча (взаимодействие) двух тел изменит их положение (согласно второго и третьего законов Ньютона). Постулат пустого пространства и дискретной материи был осознан задолго до Ньютона Левкиппом и Демокритом. Но Ньютон осознал пустоту пространства не теоретически, а практически, опираясь на астрономические наблюдения, в этом ему помогли Коперник, Галилей и Кеплер. Правильный постулат и умение мыслить логически сделали  его творцом классической (образцовой) физики. Ничего в этом нет особенного. Всякий кто умеет мыслить может сделать теоретическое открытие «без палочки и веревочки».

Беда в том, что существующая система образования убивает у детей способность к мышлению. Это делается путём «изучения» теорий недоступных для понимания. Такой теорией является, к примеру,  теория двойственности. «Наше воображение бессильно представить нечто такое, что может быть одновременно волной и частицей, но само по себе  существование дуализма волна-частица (так называемого корпускулярно-волнового дуализма) не вызывает сомнения» (Поль Девис «Суперсила» М.1982, с.30).

Нельзя сказать, что никто не видит проблемы. Например, профессор А. Тяпкин, писал: «...мы должны  верить, что удастся наконец препарировать «кентавра» из волны и частицы. Надо непременно продолжать исследовать самые невероятные гипотезы о связи двух начал существования микрообъектов и постоянно помнить, что проблема дуализма не может быть исчерпана словообразованиями типа «волница» и «частолны».(«Техника-молодежи» 11-1983).

Но дискуссия не состоялась. Более того редактор журнала В.Захарченко вскоре был снят с работы. АН жестко боролась с критикой науки. В журнале «Знание-сила» ( №6-1993) опубликована статья «Волнения вокруг электрона», в которой С. Самойлов писал: «В глубине души каждый физик всегда был или «корпускулярщик», или «волновик». Но на людях только «дуалист», человек, имеющий сразу две веры, ибо дуализм как нельзя более соответствовал единственно верному» диалектическому учению. В то же время «корпускулярщики», как считалось, грешили механицизмом, а «волновики» - идеализмом».

Ни один человек, находящийся в здравом уме, не поверит, что пространство Вселенной и пусто и заполнено эфиром. Только в этом случаем можно поверить в дуализм. Но о каком здравом уме говорить, если физики отрицают yм  как один из способов познания. Вот пример. В. Зубов пишет; «Наблюдение и опыт являются первоначальным и единственным источником знаний». («Механика», М.1978, стр.17).  Конечно, наблюдение и опыт являются первоначальным, но не единственным способом познания. Наблюдение и опыт дают только материал для теоретического открытия.

У Аристотеля не было никакой теории света. Только Гюйгенс, старший современник Ньютона предположил, что колебания (волны) эфира создают оптические явления. Ньютон возразил, что если нет эфира, то какие могут быть волны? Свет может быть только потоком каких-то частиц, состоящих из элементарных. Пока Ньютон жил, волновую теорию не вспоминали. Но в 1818 году Парижская АН с подачи Френеля вставила в физику Ньютона волновую теорию из физики Аристотеля. Так начался знаменитый корпускулярный дуализм, так началась современная теоретическая физика тяжело больная двойственностью 

Кант в своё время писал, что наука нуждается в философском надзоре, чтобы множество узких специалистов не заблудились, из-за деревьев не видели леса. Полная аналогия с медициной, где есть узкие спецы, которых должен контролировать терапевт. Чего боялся Кант, то случилось. Уж так убедительно, хотя и неверно объяснял Френель дифракцию и интерференцию света якобы с помощью волновой теории, что Гегель пошёл  на поводу физиков и придумал «высшую» логику «тезис-антитезис-синтез», будто бы позволяющую совмещать несовместимое. Позднее было придумано еще несколько умозрительных логик. Дурное дело нехитрое. После этого физики совсем отказались от здравого смысла и логики. Только наблюдение и опыт. Под Вселенной понималось всё существующее независимо от наших наблюдательных и познавательных способностей, пока применялся в познании ум. Когда остались только «наблюдение и опыт», то под Вселенной стала пониматься  её часть доступная наблюдению. Дальше больше. Если Вселенная одна, то классическая физика с её законами. Если Вселенных две, то физика Аристотеля с законами противоречащими практике. Физика и астрофизика продолжают своё «триумфальное» шествие. Появилась будто бы не лженаука,  а научная гипотеза, что Вселенных много и они возникают и исчезают словно мыльные пузыри.

Поняв причину кризиса физики, я стал писать в научные журналы об этом. Мне или не отвечали, а если отвечали, то писали «статья не соответствует современному научному уровню». Но если публиковать только то, что соответствует, можно забыть о научном прогрессе. А двойственность якобы доказана многочисленными экспериментами. Какие эксперименты, если нет ума? Много позже я узнал, что для публикации требуется акт экспертизы того предприятия, в котором работа выполнялась. Это следует из того, что якобы время одиночек прошло. «Сегодня с помощью палочки и веревочки ничего не сделаешь – то, что лежало на поверхности, давно открыто…». Не прошло, и никогда не пройдет. Теоретические открытия обычно делали, и будут делать любители науки, не связанные научными догмами. Но АН не уступит приоритета на открытия, так как в Уставе АН СССР было записано: «Главная обязанность действительного члена АН и члена-корреспондента АН СССР состоит в том, чтобы обогащать науку новыми достижениями и открытиями».  Почти сорок лет пытаюсь я вразумить АН, но разве признают они свои заблуждения. Если нет ума, то и Сколково не поможет.

Павел Каравдин 1.08.2011 г.


Рецензии
Уважаемый Павел! У меня такая же ситуация. Если Вы способны глубоко мыслить, то Вы поймёте что я - ХОЗЯИН РУССКОГО ЯЗЫКА. Если желаете узнать тонкости открытия и раскрывающиеся возможности, то я свои материалы выкладываю на еврейском сайте "Глобус Израиля" . Посмотрите - не пожалеете, вот ссылка на этот ресурс:
http://www.israel-globe.org/forums/viewtopic.php?p=423186#423186

Иван Стрельцов   18.08.2011 15:57     Заявить о нарушении
Уважаемый Павел! Я не буду Вам много чего - то доказывать относительно противного Вам "дуализма".
Я Вам приведу всего один пример из жизни человека.
Человека можно рассматривать трояко:
1. Как предмет, т.е. учитывая его антропометрию, расовые отличия и проочая.
2. Как действующую выо времени и пространстве "комплексную функцию", включающую десятки систем как любого из людей, так и систем человеческих сообществ.
3. Как промежуток, как разницу, к примеру, между тем, что человек съел и тем, что он на данный момент выделил из себя в виде кала, мочи, выпавших волос, пота, блевотины и т.д.

И все эти типа существования человека нельзя смешивать , потому что "человек - предмет" , "человек - действие" и "человек - отношение" находятся как бы в параллельных друг другу мирах.

Другое дело - крайне необходим мозговой штурм с привлечением самых - самых, которые смогут просто и доходчиво утрясти столь противоречивые характеристики в одном общем сосуде истины.
С уважением И.А.

Иван Стрельцов   18.08.2011 16:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.