Глаз Перуна исторический детектив Эпилог

                - Переставляй ноги, Свят. Эх, я же говорил, не пей столько меда, стыда не оберемся. Так нет же! Ну вот опять все кочки пересчитаем. пока домой придем.  –
                -  Ну-у-у, хозяин Злат. не серчай, когда еще на княжий пир попадем?
                - Теперь уж точно никогда, осрамились перед почетными гостями на всю оставшуюся жизнь. Ку-уда тебя понесло? Прямо рули!  -
                - Зато какая свадьба была,а?! Какая свадьба! Мне на всю жизнь вспоминать хватит.О, вот и солнышко всходит!  Здравствуй солнце красное, здравствуй речка  э-э-э  мокрая!  -
                - О, это мысль. Поворачивай дружище!  -
                - Куда. хозяин Злат?
                - Сначала я тебя умою, освежись как следует. А там и домой. Ну. давай. Поднимай ноги.  –
         Достойные мастера возвращались со свадьбы Добросвета и Светланы, где меды различных сортов и заморские вина ввели-таки Свята в соблазн. Впрочем это было простительно на таком роскошном пиру после всех пережитых приключений.  Злат со святом были приглашены не просто так. а за почетный стол, гда к тайному удивлению князей и бояр  сидели со спокойным достоинством. Злата Светлана выбрала в посаженные отцы.
                - Ты меня оберегал, ты меня поддержал в сиротстве моем, будь же вместо отца на свадьбе моей.  –
Злат хотел отговориться незнатностью, но не смог. глядя на умоляющие глаза Светланы. В глубине души ему было и радостно и грустно, как будто и в самом деле дочь замуж выдавал.  Добросвет  вообще хотел просить  у князя боярства для кузнеца, но Злат решительно пресек подобную попытку:
                - Я, воевода, кузнец, сын кузнеца и кузнецов внук, тем всю жизнь гордился, не в свои сани никогда не садился. Да меня предки во веки веков проклянут, коли от них отступлюсь. Коли люб я тебе кузнецом, то кузнеца и принимай. –
 И Добросвет, это до сей поры немного легкомысленный щеголь, серьезно посмотрел на Злата, кивнул и поклонился в пояс своему спасителю.
А потом были свадебные хлопоты и Злат сам ковал два меча. спаянные вместе, которыми за столом на пару с князем разрезал свадебный каравай.  Под общий смех дружки поставили перед Добросветом блюдо с жареным зайцем, символом животворной мужской силы. Жених пытался есть его, не поднимая глаз, только уши пылали., а Асмунд еще подливал масла в огонь, сопровождая обряд поедания такими комментариями, от которых боярышни начинали ерзать за столом.
             Прислушавшийся Злат уловил отрывки очередной версии нормандских приключений варяга, которые он излагал своим молоденьким соседкам:
                - Три года я просидел в каменном мешке, прикованный к скелету на очень короткой цепи. А скелетом оказалась молодая жена герцога, которая влюбилась в его оруженосца, при жизни, ясное дело. За что и поплатилась. Всех пленников он потом приковывал к ее скелету, после того, как отковал рассыпавшийся скелет любовника.  Сколько там рядом было костей. Ужас. Я из них потом себе лавку соорудил. Ну. ну, не бледней так . моя красавица. Надо же мне было на чем-то спать. А солома там гниет быстро и крыс полно.  Эй. Кто там!! Госпоже дурно, несите воду и полотенца!  Да не ей. дурак. Мне полотенце, счищай скорее. Тьфу ты. какая нежная оказалась!!
           Злат улыбнулся и перевел взгляд на жениха. отметив, что  кинжал на нем предельно простой без единого украшения.  Всевед, накануне призвавший на молодых благословение богов, вскользь упомянул, что скромное обличие не дразнит судьбу и не злит высшие силы, которые на то и высшие, что любят выделяться среди людей.  Добросвет при этом улыбнулся, но как-то принужденно. а Светлана еще крепче вцепилась в руку жениха.
           Кузнец посмотрел на Светлану и залюбовался ею:  красив., ах как красив наряд молодой боярыни. На голове венец, с него длинные подвески спускаются, мелким жемчугом украшенные  -  то символ неба и дождя, оживляющего землю. На висках колы  - кольца, символ солнца. На шее ожерелье в виде ящера- дракона  -  то мир подземный. коего никто не минует, на браслетах Макошь да Лада., вечные женские обереги.  И все это позванивает и переливается, оттеняя белое платье из заморского шелка.
                - Она сама как Леля молодая, - нежно подумал Злат, но тут же испугался и постучал по деревянной лавке  -  не хватало еще сглазить невесту..
Тут Свят вдруг встал и заявил, что хочет прочесть поэму, народ с удивлением поддержал и Свят воодушевленно начал:
                - У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том… -
После последних слов « и кот ученый свои мне сказки говорил»  раздались дружные возгласы одобрения, а Асмунд особенно интересовался, на каком именно лукоморье растут такие ценные дубы, а уж с говорящим котом он как-нибудь договорится .Злат  подумал, что на этот раз Свят говорил вполне понятно и на том хвала богам.
          Под конец пира молодым подали крылья лебедя, перевязанные алой и белой лентами, после чего с обрядовыми песнями проводили до порога изложницы, где Злат как отец совершил отдавание невесты  -  передал руку Светланы молодому мужу. Пир еще продолжался, по обычаю надо было дождаться «свершения брака», за благополучие которого Свят пробовал все новые напитки, так что к утру Злат еле приподнял приятеля и ухитрившись еще при этом раздать поклоны князю и всем высоким гостям. направился к выходу.  Высокие  гости впрочем были не в лучшем состоянии и вряд ли оценили его вежество.
          И вот теперь Злат старательно полоскал друга в холодной воде Десны, потом Свят сидел на берегу, переводя дух, а Злат любовался утренним солнцем и думал, что Чернигов чудом уберегся от большой беды и в этом есть и его малая толика труда. Подумав о труде. Кузнец незаметно переключился на каждодневные заботы, вспомнил, какую работу отложил на сегодня, прикинул запасы железа и повернулся к охающему приятелю, который держался за голову и качался из стороны в сторону, как забавная кукла-болванчик.:
                - - Ну что. очухался, друже? Пошли домой. Забыли мы с тобой главную свою поговорку, помнишь?  Умирать собирайся…-
                -  А рожь сей,  - продолжил Свят со слабой улыбкой.
               
                КОНЕЦ

                Примечания.

 Хазары  -   кочевой народ. Образовался в Восточной Европе после гуннского нашествия, кочевал в западно – прикаспийской степи.
Хазарский каганат  -  раннефеодальное государство в 7 – 10 веках во главе с каганом. Столица  - Итиль.  Территория   - Сев.Кавказ, приазовье, Крым, степи до Днепра. В 965 году разгромлен князем Святославом.
Хорезм  -  древнее государство  Средней Азии в низовьях Аму-дарьи, область высокой культуры. Возник в 7 в до н.э. В 712 году нашей эры завоеван арабами. В 1220 г  -  Чингиз-ханом.
 Радимичи, северяне  -  восточно- славянские племена в верховьях Днепра и Десны.
Торки ( огузы)  - тюркское кочевое племя с 12 века вошло в сообщество « черных клобуков» в поволжье.
Ногата  -  денежная единица Др.Руси  =  двадцатой гривны.
Хевдинг  -  правитель области в древней Скандинавии.
 Ярл  -  военачальник на службе у конунга в Скандинавии.
Конунг  -  военный вождь
 Люди весла  -  пираты
Хирдманы  -  скандинавские воины
   Фенрир  -  в скандинавской мифологии волк подземного мира, ждет конца света. Когда он пожрет луну и солнце.
Тор, Бальдр,  Один, Фрейя, Локки -  боги древней Скандинавии
Гридница  - помещение для воинов в княжеском доме
 Сварог  - славянский  бог небесного огня. отец Даждьбога , считался покровителем кузнецов.
Световит  -  бог богов у славян, его атрибуты  -  белый конь, меч и копья.
Эльтебер  -  хазарский вельможа.


Рецензии
С неослабным интересом прочитал Вашу детективную повесть на историческую тему "Глаз Перуна". Прежде всего, вызывает уважение к автору за тот колоссальный труд, который он проделал в этой не простой работе. Считаю, что в целом повесть Вам удалась - есть развязка, интрига, конфликт, неизбитая композиция, логически сводятся все концы с концами.

Признаться, с некоторых пор я утратил интерес к историческим материалам, так как знаю цену описаниям этих давно прошедших событий. Чьим свидетельствам можно доверять? Прошлое так или иначе описывалось под диктовку властителей, и поэтому сотни раз переписывалось и искажалось до неузнаваемости. А нынче только ленивый не пишет истории, которым по большому счёту цена один грош. В исторических произведениях меня мало интересуют события и факты. Больше интересуют быт, нравы, душевные качества героев описываемой эпохи. И в этом плане Ваша повесть вызывает интерес. Легко воспринимаются события и манера их изложения, почти визуальная зримость героев. Нередко ловишь себя на том, что ты как бы сам находишься в центре описываемых событий, органично связан с героями, переживаешь их судьбы.

Так что я от души поздравляю Вас с несомненной литературной удачей. Но... не абсолютно всё мне в этой повести приглянулось... Не всегда я как читатель чувствовал себя в атмосфере Руси девятого столетия. Возможно, потому, что герои общаются меж собой на слишком уж современном языке. Некоторые пословицы, изречения не соответствуют описываемой эпохе: известное изречение Черномырдина "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Реплика Свята "Стрессы дают хорошую тренировку организму" вообще чужеродная для людей той эпохи, не верю, чтобы в девятом веке на Руси знали хоть одно из этих слов. Излишне уточнение "Этот содержательный диалог происходил в небольшой черниговской кузнице на берегу Десны в лето 6392 от сотворения мира или в 884 году от рождества Христова." Но ведь нам известно, что мир существует миллиарды лет. Или это такая шутка?

В целом я бы посоветовал весь текст тщательно отредактировать, красочно проиллюстрировать несколько ключевых эпизодов, и - вперёд в издательство! Буду рад видеть эту интересную повесть отдельной книгой.
С уважением, Карл.

Карл Шифнер 3   20.06.2013 12:36     Заявить о нарушении
да Карл, вы правы: Свят иногда говорит современными словами - но он типа прозревает будущее и говорит цитатами 20 века. . Мне показалось, что это оживит повествование и добавит юмора. герои говорят более менее современно, да, я как-то читала одну повесть, где автор целиком употреблял старый язык - это было нечитабельно, очень тяжело для восприятия, поэтому я не перегружала написанное славянскими оборотами. А даты - старое русское летоисчисление. К сожалению мы мало знаем о той эпохе , приходится додумывать самим. Большое спасибо за ваш отзыв.

Гелена Труфанова 2   21.06.2013 00:12   Заявить о нарушении
Так ведь я, Гелена, толкую не о старославянском языке, а о духе времени в речи героев.

Карл Шифнер 3   24.06.2013 11:11   Заявить о нарушении
это да, но я во первых увы, не настоящий писатель, а во вторых время далековато. Мысленно я предназначила повесть для подростков - а им наверное проще будет читать современный язык и понятия.Вроде адаптированный перевод.

Гелена Труфанова 2   30.06.2013 07:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.