Коробейниковский крестный ход 2011 года

        С 27 июня по 03 июля 2011 г., в Барнаульской и Алтайской епархии состоялся, ставшим уже традиционным, тринадцатый Крестный ход.
        Коробейниковский крестный ход проходит в преддверии  престольного праздника святыни Богородице-Казанского монастыря, иконы Коробейниковской Казанской Божьей Матери. В празднике принимают участие многочисленные паломники, приехавшие на автобусах из Барнаула, Бийска, Новоалтайска, а так же пешие крестоходцы из Алтайского края, Новосибирска, Кокчетава, Ярославля, Санкт-Петербурга, Омска и Томска. От нашего прихода, в Крестном ходе участвовали четыре человека.
        27 июня, после Божественной Литургии в Покровском кафедральном соборе, Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский благословил участников Крестного хода, и колона вышла в направлении села Коробейниково.
        Крестоходцы прошли более двухсот километров от Барнаула до села Коробейниково, через Шадрино, Калманку, Чистюньку, Алейск и Елбанку. Второго июля Крестный ход пришёл в храм Коробейниковской Казанской Божией Матери. Состоялась долгожданная встреча участников пешего хода с чудотворным образом.
        Утром, третьего июля, в девять часов началась Божественная Литургия по архиерейскому чину и, по её окончании,  построение хоругвеносцев и священников. Вынесли чудотворный образ Коробейниковской Казанской Божьей Матери и с Крестным ходом пронесли его вокруг храма.
        Престольный праздник в Богородице-Казанском монастыре закончился. Многочисленные паломники и крестоходцы прощаясь, начали разъезжаться.
        Вот так, кратко и сухо можно рассказать о важном событии для верующих – Крестном ходе 2011 года. Это третий Крестный ход, в котором участвую. В общих чертах организации он похож на предыдущие. Однако как говорят участники,- одинаковых Крестных ходов не бывает. Одинаковых в духовном смысле. По завершении нынешнего Крестного хода, ещё долго, по инерции, продолжал размышлять о многоплановости важного, в духовном отношении, мероприятия.  Моё понимание Крестного хода, в этот раз оформилось окончательно и в немногих словах попытаюсь его пояснить.
        Настоящая задача паломника, возможно, состоит именно в том, чтобы путь к святыне Богородице-Казанского монастыря – образу Коробейниковской Казанской Божьей Матери, стал для него «путем ко Христу», чтобы в течение нескольких дней паломничества, не умозрительно, а опытным путем, вглядываясь в образ Пресвятой Богородицы,  в свою душу и лица паломников, ты узнал Христа и захотел быть с Ним и Его Церковью. Тогда становится важным не то, сколько раз ты ходил в Крестный ход, сколько километров прошел, а как ты их прошел. Был ли это путь христианина, исполненный любви к Богу и милосердия к ближним, или его наполняли какие-то другие смыслы, которым нет числа.
Крестный ход имеет некий объективный смысл, даный ему свыше, и задача состоит в том, чтобы прорваться к нему и научиться не путать его с коктейлем из своих мыслей и желаний.
Коробейниковская святыня должна пониматься, как бесценный Дар, в котором через Пресвятую Богородицу Христос являет Себя и которым привлекает нас к Себе.
Думаю, что наибольшая польза от Крестного хода будет в том случае, когда ты идёшь не для себя и меньше всего думаешь о себе. У каждого из нас есть кто-то, кому нужна помощь. Мы можем помолиться о нём. И постепенно придет понимание того, что один из главных даров Коробейниковского крестного хода - это твой ближний, тот человек, который сейчас идет рядом с тобой и, быть может, нуждается в твоей помощи. В свете этого по-другому начинает звучать весь твой путь.
        Если в 2010 году мой Крестный ход прошёл весьма аскетично, то в нынешнем  году я шёл с племянницей Ксенией и коллегой Еленой Харченко. И если в прошлый раз удавалось непрерывно сохранять молитвенный настрой, держать более жёсткий пост и не отвлекаться на посторонние разговоры, на этот раз аскетичность моего поведения несколько ослабла.  В этой ситуации был свой плюс, т.к. всё познаётся в сравнении.
        На протяжении всего пути были встречи со старыми знакомыми. Увидев монаха Кириона, подошёл к нему и спросил, как в этот раз ему идётся, на что он ответил:
- Путь к Господу нашему Иисусу Христу лежит через скорби и болезни. Но их искать не надо, они сами нас найдут.
Просто и незатейливо.
В другой раз, на стоянке в Елбанке, подошёл к нему поздороваться и после приветствий услышал обращение ко мне:
- Помни, всё в этой жизни временно, абсолютно всё, и только там,- показывая пальцем в небо,- Вечность и Царствие Небесное.
Кто знает, может он нечто прозревал обо мне и поэтому предупреждал…
Были и другие встречи. Брат Андрей, известный вам по прошлогоднему Крестному ходу, познакомил меня с Владимиром из села Онгудай,  что в Горном Алтае. Мы много говорили о борьбе с пьянством, изменении жизни в трезвый период, о духовном перерождении человека, о разных путях нашего прихода в православную веру и многом другом.
С р.б. Александрой из Барнаула познакомились на стоянке в Алейске. Она рассказала о Ермаке и Библиотеке Ремизова.
Там же, в Алейске, подошла к нам пожилая женщина. Стоя в створе ворот и осматривая территорию храма, спросила:
- А что это за люди с палатками в ограде храма? Наверно туристы,- предположила она.
- Нет, это не туристы, сегодня в Алейск пришёл Коробейниковский Крестный ход. Вот уже в тринадцатый раз.
И так, в спокойном разговоре, слова за слово, выяснилось, что женщина уже много лет состоит в Свидетелях Иеговы. Прекрасно понимая, с кем имею дело, не стал обвинять адепта в том, что Свидетели не признают Святую Троицу, Божественное происхождение Иисуса Христа, Воскресение и другие догматы. Чувствуя за собой правду, поговорил с нею обо всех недостатках культа. На удивление, она очень спокойно, без агрессии, слабо сопротивляясь, выслушала мои аргументы, а в чём была неуверенна, сослалась на незнание. Напоследок пригласил её храм Алейска «Всех скорбящих радость» и, конечно же, предупредил, что с Православием, как духовным мировоззрение русского народа, бороться не стоит, т.к. веру православную победить ещё никому не удалось. Поговорив с полчаса и пожелав друг другу Божьей помощи в делах, разошлись. В общем, безуспешно мессионерствовал.
        На стоянке в Елбанке, паломница из Ярославля рассказала о чудесном обретении нужной ей вещи:
- Иду-иду, ноги устали до невозможности, ну думаю, не дойду. Плетусь и мечтаю о раскладном стульчике,- вот был бы он у меня, могла бы на привале сесть и отдохнуть… Молюсь святителю Николаю Мир Ликийских Чудотворцу и прошу помощи. Подходим к Чистюньке. На окраине села стоят женщины – встречают колону. Одна из них, самая пожилая, говорит,- я принесла раскладной стульчик и отдаю его вот ей,- и, указывая на меня пальцем, протягивает стульчик… Моё удивление трудно описать. Поблагодарив женщину и Николая Чудотворца за помощь пошла в лагерь. Потом мы искали свои сумки, ставили палатку, и стульчик странным образом исчез. Я попечалилась своим знакомым, и они мне попеняли за рассеянность. Пошла умываться, вижу, лежит белая женская шляпка. Обычно, найденные вещи приносят в хозяйственную часть и оставляют в ящике для забытых вещей. Так я и сделала. Кладу в ящик шляпу и вижу мой стульчик. Снова обрадовалась находке, и теперь он со мной. Ну, разве это не чудо?
        На коротких стоянках крестоходцы участвовали в акафистах и молебнах. На протяжении всего пути мы пели Иисусову молитву, а подходя к Поклонному кресту тропарь - «Кресту Твоему поклоняемся Владыко…». И в этих словах было столько силы, мощи, торжества и святости, что и не передать словами, это надо просто прочувствовать…
        30 июня, у поклонного креста на окраине Усть-Пристани, иеромонах Никандр традиционно служил молебен святому и праведному Иоанну Кронштадскому. В напутственном слове он поздравил крестоходцев с праздником - Крестным ходом, кратко рассказал о работе, проводимой в Усть-Пристанском районе насельниками Богородице-Казанского монастыря. Рассказал о работе с детьми и поблагодарил участников тринадцатого Крестного хода за миссионерскую деятельность.
        01 июля вышли на самый трудный участок пути: Усть-Пристань – Елбанка.   Переход тяжёлый: знойно, пыльно, дорога сплошь покрыта крупным галечником, затяжные подъёмы и спуски, наклонный профиль. Плохая дорога, но чтобы настолько…   С тремя привалами прошли двадцать километров и, войдя в село, разбили лагерь на территории школы. Поставив палатки, пошли купаться на Чарыш. Всего-то пара километров по селу и мы на бывшей пристани. Поплавали вдоволь… На обратном пути купили квасу и пришли в лагерь как раз к ужину.  Ближе к ночи изменилась погода. В пятом часу утра прошёл короткий и необильный дождь. Проснулись в половине шестого. Умылись, помолились, позавтракали, собрали мокрые палатки и в путь.
По всему горизонту кружили грозовые тучи, блистали молнии и наконец, в середине пути, крупные капли застучали по дороге. Кратковременный дождик несколько раз опускался на колону крестоходцев, но движение не останавливалось. Паломники на ходу надевали плащи и накидки.
Последний участок пути, Елбанка - Коробейников, традиционно прошли быстрым шагом. Организованно зашли в храм. Очередь медленно продвигалась к чудотворному образу Богородицы. Крестоходцы молились о своих, только им ведомых нуждах. Прикладывались к иконе. Священник кропил святой водой всех пришедших. Вышел из храма и пошёл ставить палатку. До вечерней службы с Николаем Харченко, сходили на базарчик и купили овощей на ужин и завтрак. В палатке было место ещё на одного человека и я, зная как сложно будет уставшему крестоходцу в последнюю ночь, пригласил Владимира составить мне компанию. Планируя пойти на полуночную литургию, мы пораньше позавтракали. Сходили на исповедь и, прочитав вечерние молитвы, Последование к Причастию пошли к чудотворному образу Богородицы, долго молились за всех и, приложившись к иконе, пошли на крестоходскую Литургию.
        Крестный ход закончился. Возвращаясь домой ощутил изменение ритма жизни. Спокойно и с удивлением смотрел на паломников, приехавших на автобусах, как они спешат, торопятся, суетятся. Мы были в разных измерениях времени. И действительно, в Крестном ходе акцент жизни неизбежно смещается из области мирской в духовную, а Вечность не терпит суеты…
        Формальное окончание Крестного хода не означает, что ты смог победить врага рода человеческого. Да, он потерпел очередное поражение в открытом бою, но в период между крестными ходами попытается взять реванш. Стоит лишь поддаться самодовольству и лести, получится, так как в песне поётся: «… Отряд не заметил потери бойца…».

        Слава Богу за всё, и за то, что было и за то, что будет!


Рецензии