Глава 1. История возникновения полигамных браков

  Одним из критериев определения типа брака и супружества может служить численность партнеров, вступающих в семейно-родственные отношения. По этому критерию различают моногамный  и полигамный браки.
   В первой части нашего повествования мы рассмотрели виды браков, которые заключались между одним мужчиной и одной женщиной. Такие браки называются моногамными. В обществах западного типа брак и, следовательно, семья ассоциируются с моногамией. Считается незаконным состоять в браке более чем с одной женщиной или одним мужчиной одновременно.
   В первой части нашего повествования мы говорили о том, что строгий моногамный характер римской семьи не допускал многоженства:  нельзя было жениться тем, кто состоял  в другом нерасторгнутом браке. Но это легко устранялось путем уничтожения мешающего мужа или жены.( Вспомните грибы, поднесенные Агриппиной своему мужу Клавдию).
   Но превзошел всех, конечно, английский король Генрих VIII, живший в XVI веке и заслуживший репутацию Синей Бороды. Он был женат шесть раз. Если с первой женой он все-таки развелся, так как Екатерина Арагонская происходила из знатного испанского рода и с ней нельзя было поступить иначе, то с последующими женами  он даже не утруждал себя бракоразводными процессами, при этом излюбленным способом избавляться от опостылевшей супруги была ее казнь.
   На Руси тоже бывали случаи двоеженства. Из цитируемого нами Устава Ярослава Мудрого известно, как наказывалось двоебрачие: "Если виновным в этом преступлении является муж, то он подлежит наказанию, назначенному епископом, а вторая жена заключается в монастырь. Заключению в монастырь подвергается и жена, вышедшая замуж при живом муже, причём второй муж платил пеню в пользу духовного судьи."
   Пусть вас это не шокирует, но в мировом масштабе моногамия, вообще говоря, не является самой распространенной формой брака.
   Во второй части нашего повествования мы рассмотрим браки, состоящие из нескольких партнеров.Такие браки называются полигамными.
   Термин “полигамия” обозначает форму брака, при которой мужчина или женщина могут иметь более одного супруга.
   Если обратиться к истории и сравнить, как обстояло дело в древности, то из 250 первобытных обществ только 43 имели моногамную форму семьи, 193 все-таки предпочитали полигамную, но  ни в одном обществе  не было группового брака.
   Возникает вопрос: какой брак является групповым?-  это сожительство нескольких женщин  с несколькими мужчинами.
   Некоторые антропологи, например, Л. Морган и многие  советские этнологи считают, что это древнейшая форма брака, при которой все мужчины одной кровнородственной группы или рода могли иметь брачные связи со всеми женщинами другой такой же группы. Свидетельств такого брака нет, но, тем не менее,  считается, что теоретически он мог существовать только как этап развития брачно-семейных отношений. В дальнейшем, по мнению тех же учёных, он сменился парным браком.
   В настоящее время существование группового брака в древности считается недоказанным и, как правило, отвергается.
   Но в наше время групповой брак все-таки существует как форма экспериментов молодёжи ( это так называемая "шведская семья") .
   Только не путайте полигамный брак с групповым браком или промискуитетом, о котором мы говорили во вступлении. Промискуитет- это беспорядочные половые связи кого угодно и с кем угодно, то есть родителей с детьми, родственников, однополых лиц и т.д..
   Американский ученый Джордж П. Мердок провел сравнительное исследование 565 различных первобытных обществ и обнаружил, что полигамия допускалась в 80% из них. В 1960-1980 годах он сделал опись брачного состава 1231 обществ, из которой следовало, что только 186 обществ были моногамны, а  1041 были полигамны. Эти данные легли в отредактированную версию его  Этнографического Атласа.
   Другой исследователь семейных отношений  Джозеф Джинат, автор "Полигамных семей в современном обществе," пишет, что одна треть всемирного населения состоит в полигамных браках.
   Конечно, полигамные браки чаще встречались  странах Азии , Африки и даже Америки. В настоящее время обычай полигамии существует у большинства народов во всех частях света, а также у исповедующих ислам и буддизм.
   Однако полигамия не встречается как общее явление для целых народов, потому что  в таком случае необходимо было бы иметь  вдвое большее число женщин, чем мужчин.
   Можно подумать, что полигамия- явление, возникшее у диких племен и народов. Совершенно не верное предположение, потому что полигамия  упоминается даже  в Ветхом Завете.
   Брак первых людей Адама и Евы был моногамным, оно и понятно, потому что других людей не было вообще. Далее потомки первых людей также придерживались парных браков. И только у Ламеха, потомка Адама в шестом поколении, появляется  две жены : Ада и Цилла. О чем это говорит? Значит, женщин стало больше, чем мужчин? Далее коротко перечислим известных библейских мужей, состоявших в полигамных браках:
- Авраам, у которого была законная жена Сара и наложница Агарь;
- Иаков, который имел двух законных  жен, родных сестер  Лию и Рахиль и двух служанок своих жен Валлу и Зелфу. От них он заимел двенадцать сыновей и одну дочь. Согласно Библии, племена потомков двенадцати сыновей Иакова образовали  израильский народ.  Кстати, вначале Лия предназначалась в жены старшему брату Иакова Исаву, хотя он к тому времени был женат на нескольких женщинах, и обе сестры , Лия и Рахиль, были двоюродными сестрами Иакову и Исаву , да и разница в возрасте у них была немалая- около 60 лет.
- царь Давид имел 10 жен, многих из которых он брал путем захвата других территорий и царств. Известно, что его второй женой была мудрая  Авигаиль, которая уберегла его от нового кровопролития, а третьей женой была Бат-Шева (Вирсавия), известная тем, что она родила Давиду сына Соломона, ставшего впоследствие третьим еврейским царем;
- царь Соломон не ограничился десятью женами как его отец, он  имел 700 жен и 300 наложниц ( конечно, имена их не сохранились);
-персидский царь Артаксеркс II имел  336 жен и наложниц, от которых родилось   150 сыновей;
- Александр Македонский, долгое время находившийся в Персии и Вавилоне, перенял все местные обычаи и держал при себе гарем, состоявшим из 360 наложниц. Древнегреческий историк и мифограф, современник Александра Македонского Диодор Сицилийский в своих трудах, посвященных этому выдающемуся полководцу и завоевателю, пишет, каким образом Александр общался с таким количеством женщин: «Каждую ночь они проходили перед кушеткой царя, так что он мог выбрать одну, с кем делил эту ночь».
Как видим из вышеперечисленных имен, обычай иметь несколько жен существовал у богатых или знатных людей.
   У индусов  моногамия была только у людей низшего и бедного класса; более знатные по закону могли иметь 2 или 3 жены, а брахманы даже 4.
   Если вновь обратиться к древности и проследить кодекс брачных отношений уже известных нам зороастрийцев,  то можно увидеть , что браки, заключенные ими, как правило, были моногамными, но бывали случаи, когда зороастриец брал в жены вторую жену, а иногда и третью.
   Надо заметить, что  согласно их брачным  законам, муж не имел права приводить в дом вторую жену без согласия первой . Обычно это происходило в тех случаях, когда в течение семи лет, прожитых в браке, жена оставалась бездетной, а будучи чадолюбивыми, зороастрийцы не представляли своей жизни без рождения детей, ведь их главной задачей, как написано в первой части книги, было продолжение рода, поэтому они шли , можно сказать, на компромисс- брали в дом вторую жену.
   При этом если у второй жены рождались дети, она получала такие же права, как и первая, хотя старшей жене все-таки оказывалось большее уважение.
   Некоторые ученые полагают,  что полигамия у зороастрийцев является результатом влияния многоженства у мусульман, но это совершенно неверно. Полигамия была известна древним иранцам задолго до того, как Иран стал мусульманской страной. Согласно преданию, сам пророк Зороастр был женат трижды.
   Например, известный античный историк Страбон в I в. до н.э. писал о многоженстве у мидян (Мидия находилась в западной части Ирана): "Более общим является обычай многоженства царей. У горных мидийцев этот обычай распространяется на всех, и им не разрешается иметь меньше пяти жен". О мидийской культуре известно  очень мало, так как до сих пор в Мидии  не производилось систематических раскопок, эту древнюю страну часто отождествляют с Персией, которая  заимствовала от мидян многие элементы  культуры, например, одежду , такую, как тюрбаны, хитоны с рукавами , войлочные шляпы.
Кстати, вавилонский царь  Навуходоносор взял в жены  Нитокри-сы, которая была родом из горной Мидии.
   В Вавилоне, где любили роскошную жизнь, одевались в яркие ткани, носили дорогие перстни,  натирались благовонными маслами, также была  распространена  страсть к многоженству.
   Так что кто имел несколько жен: мидяне или персы- приходится полагаться на информацию Страбона.
   Многоженство было распространено и в “Поднебесной Империи”. Фарид Алекперли в своей книге "Тысяча и один секрет Востока" пишет, что "Китайский император кроме «главной жены», имел еще двух «второстепенных». Главная жена занимала среднюю часть дворца, её так и называли: «императрица Среднего дворца». Восточные апартаменты считались почетнее западных, поэтому вторая жена жила в восточной части дворца и её называли «императрицей Восточного дворца», а третья - занимала западные покои, ее называли «императрицей Западного дворца».
   Любопытно, что многоженство практиковалось не только южными народами. В древности полигамия была распространена даже у христиан!  Например,  Хлодвиг Первый, король франков, родившийся в 466 году, был одним из самых крупных политиков своего времени и, пожалуй, единственным великим королём династии Меровингов.
   Имя его первой жены неизвестно,  летописцы называют её наложницей, потому что  в  глазах христианских священников, писавших в то время хроники, брак, не освященный Церковью, был недействителен,  а её сына Теодориха признают незаконорождённым. Несмотря на это Теодорих, как старший сын, получил долю в отцовском наследстве и стал в будущем королем франков Теодорихом Первым. В глазах подданных он был вполне законным сыном.
Через несколько лет, будучи в первом незаконном браке, Хлодвиг сочетался законным браком с Клотильдой Бургундской, дочерью короля Бургундии. От этого брака тоже родились дети. Клотильда почитается как святая, которая  покровительствует невестам, приёмным детям, родителям, изгнанникам и вдовам.
   Некоторые христиане Северного Кавказа также позволяли себе жениться на нескольких женщинах. В середине XIII века адыгский феодал христианского вероисповедания содержал на Тамани около 100 жен.
   Как ни странно, но и на Руси тоже были распространены полигамные браки, при этом у мужа было несколько законных жен, не считая наложниц.
   Ярким представителем, состоящим в  полигамном браке, является князь Владимир Красное Солнышко, который крестил Русь и положил начало христианства на Руси, поэтому он известен как Владимир Креститель.
   Он был незаконным сыном князя Святослава Игоревича и его наложницы ключницы Малуши.
Но до того как  креститься, был он очень охочь до женщин. Современники говорили, что "войны и женщины были его страстью". Вот некоторые строки из воспоминаний его современников:«Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц".
   Вначале  Владимир хотел жениться на дочери  полоцкого князя  Рогнеде. История его сватовства описана в «Повести временных лет». Но Рогнеда наотрез отказалась выйти замуж за сына рабыни и выполнить обряд разувания мужа в знак своей покорности, все-таки она была княжной!
   Владимир был настойчив: он убил отца и двух братьев Рогнеды, а затем насильно забрал княжну в жены. Но она не могла простить мужу смерти своих родственников, к тому же он ей постоянно изменял, поэтому она его ненавидела.
   Говорят, что у него было до 800 наложниц, да и жен было немало.
Сохранились имена некоторых из них: Олофь из Скандинавии, Адель из Чехии, Манфреда из Болгарии, гречанка Юлия, жена Ярополка. Владимира не остановило даже то, что он  захватил ее беременной, и вскоре она родила сына, которого назвали  Святополк.
   Владимир также просил в жены дочь корсуньского князя, но получил отказ. И тогда он взял Корсунь (Херсонес) хитростью, не побрезговав услугами предателя, обесчестил княжескую дочь на глазах родителей, а затем  выдал ее замуж за этого  предателя .
   В 988 году, по свидетельству «Повести временных лет», Владимир женился еще раз. Гречанка Анна покорилась этому замужеству ввиду того,  что в случае отказа, Царьград, где она проживала со своими братьями, не избежал бы  участи города Корсунь. Это замужество  было для Анны ненавистнее смерти.
   По легенде в это время у Владимира разболелись глаза, и он перестал видеть.  Анна посоветовала ему  креститься, чтобы получить исцеление. Князь послушал ее и крестился— и тут же  прозрел. В награду за совет жены  Владимир вернул Корсунь грекам.
   Так как по христианским законам Владимир должен был иметь только одну жену, поэтому он разрешил своим женам выйти замуж по своему разумению и выделил им приданое, а себе оставил только одну жену Анну, приведшую его в лоно христианства. Рогнеда, самая первая его  жена,  основала монастырь и постриглась в монахини под именем Анастасии.
   Когда  в 1007 году Анна умерла, Владимир женился на немке, внучке Оттона I Великого.
После князя Владимира Красное Солнышко многоженство на Руси прекратилось.
   Если привести примеры полигамии у других народов, то она также встречалась у марийцев. Об этом свидетельствуют  архивные документы XVIII века. Двоеженство у этого народа  прекратило свое существование также в связи с распространением православия.
   В отличии от многих восточных народов, вначале древним тюркам не был присущ обычай многоженства. В древности мужчина-тюрок мог иметь только одну жену. Позже, под влиянием китайцев и мусульман, тюркские правители (хаганы) стали практиковать многоженство.
   По другому было у арабов. До установления Ислама, в Аравии мужчина имел право жениться на неограниченном количестве женщин. Ислам ограничил это право до четырех жен.
Еще в Х1Х в. европейские путешественники отмечали, что "многоженство в мусульманских странах явление редкое и наблюдается почти исключительно в богатом классе, т.е. поддерживается только лишь сильно развитой страстью при материальном достатке".
   Вот еще интересные сведения: из 2 800 мудрецов, которые упоминаются в Талмуде, только один имел двух жен. Элементарный анализ фактов доказывает, что моногамия стала нормой для всех еврейских общин задолго до распространения христианства и, соответственно, проповеди Христа.
   Получается, что  все-таки  в современном мире преобладает единобрачие (моногамия).

 Историю о моногамных брачных отношениях можно прочитать на сайте Web-kniga. Книга "Хорошее дело браком не называют" 


 





.
.


Рецензии
Я с уважением отношусь к Вашему труду, хотя бы потому, что как исследователь я представляю сколько материала Вам пришлось переработать , чтобы систематизировать его в такую статью! Но, к сожалению, поиски оснований полигамных браков, также, как и оправдание гомосексуализма или однополых браков всегда начинаются за границей любви. Человек, не имеющий любви не в состоянии вместить в свой разум один брак на всю жизнь, поэтому появляются идеи искать лазейки к историческому, медицинскому, физиологическому, прогрессивному и т.д. обоснованию полигамного брака. А еще проще предложить вообще отказаться от брака, что в настоящее время имеет набирающую обороты тенденцию - гражданский брак и т.д.
Свежий пример того, что полигамия не предполагает любовь, но животное удовлетворение (от 10 июня 2011): «Кувейтская политическая активистка и телеведущая Салва аль-Мутаири, ранее баллотировавшаяся в парламент, предлагает принять закон, разрешающий мужчинам покупать для личного пользования секс-рабынь. По ее мнению, такая мера убережет представителей сильного пола от супружеских измен, так как они всегда смогут "расслабиться" в обществе наложницы.» Кстати в виде « секс-рабынь» предлагает и россиянок в том числе (полностью сообщение можно посмотреть - http://www.portal-credo.info/site/index.php?act=news&id=84595&cf=).
Удивительная нравственность – «"расслабиться" в обществе наложницы» «у них» не считается изменой (видимо всего лишь легким флиртом!) жене (скорее женам)!
Природа же только человека наделила любовью и только этим человек выделяется из мира зверей. Остальной животный мир не имеет любви – не следует путать привязанность. Поэтому у человечества есть всего два пути: движение к моногамному браку – тенденция к очеловечиванию, движение к полигамному браку – тенденция к озверению. Институт традиционного брака, в котором сам брак, к сожалению, часто заключается не по любви, пытается направить людей по первому пути, учит - хотя бы преподавая форму такого брака через закон. Потеряв такой институт брака, человечество вообще потеряет отличие от остального мира животных. Речь и письменность людей не отличает их от животных – она нам дана как средство для возможности иметь любовь, для достижения любви. А великолепно поставленная речь у многих преступников (с повадками зверя!), которые не найдя секс-рабыню кого-то насилуют, чтобы расслабиться – не доказывает тенденцию развития и совершенствования у них человеческих качеств, тем более любви.
Любые исследования, как и всякий научный эксперимент никогда не бывают тщетными, хотя могут иметь совершенно противоположные мотивации. Может я ошибаюсь, но данная статья имеет мотивацию направленную на оправдание полигамного брака (а может и группового секса, как в свое время мечтал Ф.Энгельс, предвкушая общность жен при коммунизме!) и осуждения запретов религии (тем более Ваше осуждение брака явно видно уже из названия Вашей книги "Хорошее дело браком не называют").
Не смотря на мотивации, на мой взгляд, статья ярко показывает насколько долго существовал звереющий человек т.е. с тенденцией приближения к зверю, затем, с появлением новой морали – пошел процесс очеловечивания. В настоящее время многие хотят повернуть и успешно поворачивают этот процесс вспять. СМИ целенаправленно уничтожают понятие любовь, отождествляя и заменяя его сексом – что называется «заниматься любовью», запутывают молодежь, наполняя сексуальной шелухой, у которой, уже даже и речь не может обойтись без мата (основанного на секс-интиме), подобно «Шариковым» после переворота 1917 года . В такой грязи любовь не растет – для любви важна чистота, и ни в коем случае не чистоплюйство.
Однако, Человек, имеющий любовь не смакует с третьими лицами о своих интимных отношениях, не будет искать секс-рабыню для «расслабления», и брак ему не тесен, и мысли о полигамии его не одолевают...

Владимир Лизенко   11.11.2011 16:25     Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир! Спасибо Вам за интересное замечание. Просто это вторая незаконченная часть моего повествования. ( Первая часть- "Моногамные браки"), где рассматриваются разные виды браков. Первая часть у меня на платном сайте Web-kniga с таким же названием. На ПРОЗЕ только вступление. Когда я для себя стала изучать виды браков, то это меня так увлекло, что выросло в полугодовое исследование. Действительно, пришлось перелопатить огромное количество материалов, худ. лит-ры и пр. И естественно, захотелось продолжить исследование в этой области и описать полигамные браки, коль они тоже существуют. Написала всего лишь 3 главы, но у меня есть много материала еще на 4-5 глав. Ну а затем , конечно, надо освятить и однополые браки, тоже нашла интересный материал об истории однополых отношений и завершить современными видами браков. Когда начинаешь углубляться в процесс изучения, то многое начинает видиться по-другому: например, когда наши мужчины имеют жену и любовниц, у которых бедные дети не имеют никаких прав. Или послушаешь репортажи о дележке наследства у многих известных лиц ( так, к примеру. Михаил Евдокимов и пр.) и не знаешь, что лучше:если бы у всех были одинаковые права, то не выливали бы грязь друг на друга на всю страну. А потом полигамных браков .....всего 0,8%. А вообще моя задача -не научное исследование, а научно-популярное, чтобы любопытствующий читатель имел представление о таком институте, как брака. И язык моего изложения, как Вы заметили, тоже не научный, хотя приходится читать много научных трудов.Не знаю, понятна ли вам моя точка зрения, я хочу только констатировать факты. Пишите свои замечания, меня очень интересует мнение внимательного и серьезного читателя. С уважением, Наталья

Наталья Ческидова   11.11.2011 21:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.