Атаман Семенов и красный командир Лазо

Атаман Г.М.Семенов в своих мемуарах, вспоминая о боях на Даурском фронте, указывал на причины своих относительных неудач:
1.У него не было ни одного офицера Генерального штаба, в его штабе работали офицеры не знавшие штабной работы. 2.Лазо имел десятикратное преимущество. 3. Многие казаки приграничных станиц приветствовали его приход , но в его отряд вступать не спешили.

У атамана действительно не было штабных работников и он, как и его молодой про-тивник Сергей Лазо, также не имел опыта командования крупными воинскими соединениями.  Лазо  помогал Сибирский штаб, укомплектованный квалифицированными штабными работниками, во главе с бывшим генерал-лейтенантом Генерального штаба бароном фон Таубе (позже умер в белогвардейской тюрьме от тифа), который лично консультировал красного командующего по вопросам тактики, стратегии, штабного дела и предоставлял ему необ-ходимую литературу.

Насчет десятикратного превосходства, возможно, бравый атаман слегка приврал. Впро- чем, это легко подсчитать. Весь Особый Маньчжурский Отряд (ОМО) Семенова состоял из 2200 сабель, плюс японский добровольческий батальон - около 600 человек, под комадованием капитана Куроки, и подразделения  китайцев, которые  как и китайцы красные, были ненадежны в бою, а также примкнувшие к нему несколько сотен забайкальских ка-заков. Вся «армия» Семенова состояла из 3500- 4000 человек при  бронепоездах. Но казачья хитрость атамана вводила в заблуждение красных по поводу численности и дислока-ции его войск. «Маневренная гибкость частей О. М. О., благодаря двойному комплекту конского состава, вводила в заблуждение противника и заставляла его сильно преувели-чивать силы отряда8». В течении суток его конные части, меняя лошадей, могли передви-гаться на сто и более верст. И красные в течении одного дня, один и то же семеновский отряд, принимали за разные воинские части.

Части Семенова, в своем большинстве, состояли из прошедших горнило первой мировой войны офицеров и казаков. Часть его конницы была укомплектован выходцами их бурятских племен – бургутов и чахар, которые были отличными рубаками и наездниками, но слабы в воинской дисциплине.

Не сложно приблизительно подсчитать и силы Лазо. Первоначально у его был под рукой 1-ый Аргунский полк, укомплектованный красными казаками прошедшими герман-ский фронт, под командованием боевого командира есаула Метелицы, в 1000 сабель, под стать аргунцам был и 2-ой Читинский казачий полк  и 1500-2000 тысяч красногвардейцев. Затем большевики собрали казаков – добровольцев, что дало дополнительно некоторое количество конницы, а потом провели мобилизации казаков в Красную Армию четырех призывных возрастов  – это дало еще несколько конных полков. Из Хабаровска, Иркутска, Омска, Новониколаевска, Красноярска, Черемхово, Кургана, Канска и других городов прибыли отряды Красной гвардии.  Они были прекрасно вооружены и экипированы. Так Дальневосточный красногвардейский отряд  (командир Бородавкин, комиссар – Губель-ман), насчитывал  в своих рядах  1000 человек пехоты, 250 кавалеристов, 14 орудий, более 10 пулеметов10, был прекрасно вооружен и обмундирован. Прибыли матросы Амурской и Сибирской  флотилий, рабочие приисков, читинских заводов и железной дороги. На фронт прибыли отряды анархистов. Из уголовных элементов забайкальских тюрем были сфор-мированы отряды под командованием товарища Якова Тряпицина и комиссара Нины Лебедевой. Но уголовники «не спешили" превращаться в сознательных красноармейцев и доставляли немало хлопот самому Лазо, занимаясь грабежами населения11».

Недалеко от фронта оперировали красные партизанские отряды, состав которых коле-бался от 15-30  до 100 сабель, но они Лазо не подчинялись, действовали самостоятельно и их общая численность  не известна.  Были сформированы интернациональные части: мадьярская конница, батальоны китайцев, немцев, австрийцев. Об этих интернационалистах хочется сказать особо.

Немцы, австрийцы и мадьяры представляли армии недавних врагов России в Первой мировой войне. На территории нашей страны они решали не «интернациональные» интересы, а чаяния своих правительств, которые было кровно заинте-ресованы в том, чтобы Россия вновь не вступила в войну против них. Гарантом от перспективы вновь сражаться на два фронта: на Западе против Франции и Англии, а на Востоке с Россией была Советская власть, за которую они были готовы сражаться, выполняя постановления своих правительств. Когда в Германии и Австро-Венгрии произошли революции, все эти «интернационалисты», в большинстве своем, бросили красные фронты и вернулись на родину.  Китайцы воевали по обе стороны фронта исключительно из-за жалования и ни на одной из сторон особого геройства не проявили.

Все это могло дать красным около 10000 сабель ,15-17 тыс. штыков и несколько броне-поездов, хотя десятикратного превосходства не было, все же Лазо имел подавляющее пре-имущество. Приморский краевед Г.И.Нагибин12, приводит цифру, определяющую как трехкратное превосходство Лазо над Семеновым. Думаю,  что истина  посередине, т.е. в семикратном превосходстве красных.  Вся приведенная мной бухгалтерия основана на со-ветских источниках, опубликованных в исторической и полуисторической литературе, и потому не может претендовать на абсолютную точность. Но в целом соотношение сил подсчитано верно. Конечно в различных справочниках можно найти и другие цифры, но так уж устроен мир: приуменьшать свои силы и увеличивать силы противника.

Вся эта масса красных бойцов заметно уступала в боевой готовности семёновцам. От-лично подготовленные в военном отношении мобилизованные казаки не горели особым желанием драться со своими, и часто, в одиночку и группами, переходили на сторону бе-лых. Казацкая молодежь, составлявшая большинство красных добровольцев-казаков,  умела с детства обращаться с оружием, но не имела боевого опыта . Основу же любой войны составляет пехота, которая,  состояла из китайцев и красногвардейцев, не обученных военному делу.

Н.К.Илюхов вспоминал о приморских красногвардейцах: «Здесь было много энтузиазма и готовности бороться за власть Советов, но едва ли все из них умели владеть даже винтовкой. Выборный командный состав мало чем отличался от рядовых бойцов по военной выучке13». Об их боевой подготовке весьма красноречиво вспоминал бывший сучанский красногвардеец и партизан  Ф.К.Боровик: «Когда нас построили, то командир взвода нас спросил: «Кто не знает, как заряжать винтовку – смотрите! Вот так заряжается, вот так стреляет» и выстрелил вверх14» . А после такой «подготовки» в бой. Значительно выделялись в лучшую строну части укомплектованные пленными немцами, австрийцами, мадьярами, чехословаками и другими, поскольку они имели богатый боевой опыт.


Рецензии
Уважаемый Сергей Дроздов!
По-моему мы все дальше и дальше уходим от темы, а именно от содержания некоторых отрывков из моей книги опубликованных в "прозе.ру"
Если будем продолжать углубляться в отдельные детали гражданской войны, то нам жизни не хватит.
С уважением Туровник.

Егор-Егор Иванов   10.08.2012 05:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.