Синдром Йожина с бажен
Этиология – предполагается врожденная предрасположенность.
Патогенез – специфическое нарушение аналитической деятельности, наиболее сильно затронуты процессы каузального анализа реальности.
Клиническая картина синдрома состоит в невозможности установления причинно-следственных связей и тяготении к мистификации действительности. Для объяснения причин разного рода яывлений привлекаются версии, отвечающие трем требованиям: 1. Примитивные и субъективно понятные; 2. Тяготеющие к одушевлению каузального фактора (гипостазирование); 3. Романтичные.
Наиболее ярко синдром проявляется в желании объяснить свойство некоторой местности населяющими ее потустронними силами (духами, душами, лешими, русалками, сильфидами, силой земли, духом местности, ноосферическими полями, Йожином с бажен и проч.).
Локализация и образ такой силы зависят от преморбидного интеллектуального уровня больного (это могут быть, напр., Поганый овраг, Великий бугор старца Порфирия, чудесный ручей, магический источник, корень Мирового древа, колодец или четвертое измерение ноосферического континуума). При вариабельности течения болезни условно выделяют три основные формы:
1. Примитивно-мифологизаторскую;
2. Квазирелигиозную, при которой причиняется оскорбление местончитмым святым;
3. Псевдонаучную, наиболее тяжелую и упорную в отношении терапевтических мер.
Поскольку причина персонифицирована, то за ней вековечно закреплояется некий фрагмент местности с четкими границами. Административный перенос границы невозможен, так как вызовет гнев духовных сил, который вявится прямо илли косвенно (напр., в виже бедствий, роста заболеваемости и т.д.).
Угождение духам должно, напротив, приносить пользу как индивидуальную, так и коллективную, что заставляет больных совершать разного рода умилостивительные ритуалы, которые могут становиться коллективнми, напоминая массовые истерические психозы. Ко всем скептически настроенным людям больные проявляют агрессивность, строят им козни, диффамируют в СМИ, грозят карами и отмщением, котрые принесут духи, души, лешие, русалки, сильфиды, гномы, сила земли, дух местности, ноосферические поля, Йожин с бажен, Жора с бора или бессмертный дух Порфирия Иванова (нужное подчеркнуть).
Больные склонны к написанию статей и трактатов, посвященных описанию упомянутых сил, а запущенных случаях – встречам с ними. При длительном контакте больных со здоровыми наблюдается индукция: окружающие начинают говорить, что «в самом деле, что-то такое есть», а затем, если больной не будет изолирован, демонстрируют картину болезни полностью.
Распознавание легко благодаря характерной клинической картине.
Прогноз сомнительный, течение заболевания очень упорно.
Профилактика: раннее чтение учебника логики и церковного катехизиса.
Лечение – коррекция мышления с помощью набора текстов (от гимназического учебника логики проф. Челпанова до работ по классическому структурализму)
перевод с французского,-К. Молотков.
Свидетельство о публикации №211082400568