Я помню. Глава 31 Создание клубов

На фотографии Директор Дома Медиков Александр Семенович Бертман,Его жена и сын -известный режиссер "Геликолн-Оперы Дмитрий Александрович Бертман.


Теперь передо мной стояла другая задача – найти заинтересованных зрителей, готовых купить абонементы  на год.

Это должны были быть неравнодушные люди, любящие литературу и волнующиеся за судьбу страны.

В это время проходили выборы делегатов на 1 съезд Верховного Совета. В Доме Кино выбирали Андрея Дмитриевича Сахарова. Очередь к Дому была огромная. Люди ждали, мирно беседовали. Это была интеллигенция, к которой я вышла.

 С помощью специально изготовленного двустороннего рекламного щита, который крепился на плечах, я шла вдоль очереди. На плакате было написано все о клубах, о планах, о времени продажи абонементов, телефоны и координаты.
Плакат привлёк внимание людей, стоящих в очереди. Они были доброжелательны, заинтересованы, записывали данные. Странное, замечательное время было. Время надежд.

В Доме медика были созданы 3 клуба, абонементы были недорогими, вполне доступными. Насколько я помню, что абонемент на 10 вечеров в год стоил 10 рублей. Деньги поступали в кассу Дома. Из них шла оплата выступающим.Так что теперь я могла платить за выступления.И из них шла моя зарплата. Все проходило через бухгалтерию.

 Абонементы раскупили мгновенно. Многим желающим их  не хватило. Часто мы приставляли стулья в зрительном зале. Даже рабочих черновиков абонента не осталось.
Работа велась в  трёх направлениях.
Три разных клуба: «Возвращение», «Трибуна общественного мнения» и «Неизвестное из архивов».

1. «Возвращение»  (имелось ввиду -  возращение в литературу имен, ранее утаенных, или мало известных) (Это во мне звучали отголоски «Нового мира»)
В первый год это были вечера, посвященные
- Михаилу Булгакову,
- Науму Коржавину,
- Встреча с В.Я. Лакшиным,
- У нас в гостях Фазиль Искандер,
- Памяти Юрия Домбровского,
- Анна Ахматова,
- Встреча с С.Аверинцевым,
- Валааму Шаламову посвящается,
- Встреча с Михаилом Рощиным.
Клуб объединял зрителей, любящих литературу. Обычно это была одна аудитория. Редко приходили незнакомые люди.
Однажды, на вечере, посвященным Михаилу Булгакову, где выступала Мариэтта Чудакова, подошла ко мне незнакомая зрительница со словами:”А Вы сами-то понимаете, что вы делаете? То, о чём говорила сегодня  Мариэтта  Омаровна, никогда не звучало”.

Сейчас это трудно представить, не было книг, компьютеров. И если удавалось говорить, смысл сказанного был в подтексте.

Через несколько лет, когда я закончила работу ,я навестила Дом медиков. Встретили меня очень доброжелательно, водили по Дому, показывали различные изменения.
 Когда вошли в зал, сопровождавшая меня сотрудница сказала: « А в седьмом ряду на этом месте сидел сотрудник КГБ». Вот вам и гласность. Были попытки остановить отдельные вечера  (за день до проведения вечера В. Высоцкого – вечер запретили),но удавалось выполнять всё задуманное.
" История Дома медика - предмет особого изучения. Многие десятилетия он являлся одним из самых известных культурных центров Москвы. Время наибольшего его  расцвета - 70-е - начало 90-х годов прошлого столетия."-эти слова я прочла при поисках материалов по истории Дома Медиков в интернете.


 

Сейчас, когда я вспоминаю о годах работы в Центральном Доме медика, проходит юбилей (80 лет) со дня рождения Михаила Сергеевича Горбачева. Одна из телевизионных программ, посвященных этой дате,  называется «Он пришел дать нам волю». Я бесконечно уважительно отношусь к этому человеку. Как будто это лично я вытащила выигрышный лотерейный билет. Провозглашены «Перестройка», «Гласность». Но не так просто было сломать старое, прогнившее, лживое. Разве сразу можно сломать цензуру, самоцензуру?
Слуги власти, отдававшие все силы, чтобы убить живое, ещё были сильны.
 Сколько книг не было опубликовано? Сколько фильмов десятки лет лежали на полке? Сколько картин не видели своих зрителей?

За годы советской власти немало талантливых людей кончали жизнь самоубийством, спивались, их сажали в тюрьмы,  психушки, высылали из страны. Погибали таланты, а выжившие ломали себя, что равно самоубийству. Все попытки пробиться сквозь цензуру кончались печально. Тому примеров множество.

С приходом Горбачева телега нашей власти начала двигаться. Но со скрипом, не сразу стали печататься нецензурные произведения.

 И, всё-таки, это была настоящая интеллигентская революция несколько тяжелых, но счастливых лет (1985-1993) последовало с приходом Михаила Сергеевича Горбачева, а затем Б.Н. Ельцина.

При Горбачеве было разрушено тоталитарное государство, закончилась безумная война в Афганистане, принесшая столько смертей и искалеченных душ. Появилась надежда. Была отменена цензура. Разрушена Берлинская стена. Он успел сделать многое.

Было и много противоречивого, тяжелого – события в Латвии, Азербайджане, Армении, Грузии. Но самое  необычное – отменена цензура, разрешение  выезжать за границу.

Продолжение:http://www.proza.ru/2011/08/26/589


Рецензии
Майя,почему-то вспоминаются строки песни"мое года-мое богатство" ,но с поправкой "моя память -мое богатство!"Пишите больше ,а мы благодарные читатели это несомненно оценим!

Галина Софронова   15.11.2013 12:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина. Это самое грозное будущее- потерять память.
С благодарностью!

Майя Уздина   15.11.2013 15:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.