Допуски и посадки

Предшествующее - http://proza.ru/2011/08/25/993

Статья 65. Шпионаж

Передача, а равно похищение или собирание с целью передачи иностранному государству сведений, составляющих государственную или военную тайну, 
наказывается лишением свободы на срок от семи  до
пятнадцати лет с конфискацией имущества или смертной казнью с
конфискацией имущества.

               _______________________

Допуски и посадки – стандартные  машиностроительные термины. Но, как любил вспоминать ИЯ, в самые первые годы  некоторые молоденькие сотрудницы, боясь на всякий случай всего, и их считали секретными. 

Допуски выше упоминались. Что касается посадок… Ни у нас, ни у смежников такого не было. Однако зам по режиму периодически – не часто – собирал нас – «мозговой центр», как он несколько льстил нам – и сообщал, что где-то в Москве кто-то продал секретные документы. Давали довольно стандартно – 7 или 8 лет.

Возможно, началось смягчение УК, не знаю. С другой стороны, я точно видел, но не могу найти  сейчас текст, вероятно, более ранний, где  даже  за утрату до 15, а в военное время – смертная казнь. Как раз такой случай был в войну с сослуживцем ИЯ. Причем потерял он всего один листик, на котором всего и было написано «Приложение: на…листах». Но на каждом листе стоял гриф совсекретности.

Заодно упомяну еще один рассказ ИЯ. В начале авианалета артиллерийский командир спал. Спросонок он подал неверную команду «заградительный огонь» и был расстрелян «за трусость». Надо-то было прицельно.
                ____________________

Был у нас один молодой сотрудник, большой любитель детективов, особенно военных. Своими знаниями он активно делился. Например, объяснял ИЯ, как брали Кенигсберг – хотя тот сам воевал недалеко.

Он вообще любил пояснять. Одной женщине, очень чувствительной в личных вопросах, он так пояснял слова Есенина «большое видится на расстояньи»:
- Вот Вы сейчас не очень хорошо выглядите, а отойдете подальше – и лучше станет.

Так вот, однажды его пригласили к заму по режиму и предложили применить на практике  его известные детективные наклонности.  «Только если в кадры», - ответил он.
-Много мы теряем на этом, - сокрушенно сказал зам.  Ничего более не было.

К чести сотрудников режима, они хорошо различали вопросы сохранности и утечки, не путая их с прочими. Нигде я не слышал в ту пору таких свободных разговоров о политике, как в нашем узком кругу.

Впрочем, отдельным молодым инженерам предлагали и пойти в кадры – естественно, уже вне. Принцип отбора мне не был ясен. Помню, один такой рассказывал мне о тамошнем правиле: не заставлять разрабатывать версию, с которой ты не согласен.

Помню одного режимного сотрудника, вероятно, недавно демобилизовавшегося. В ночные поездки за грибами он отправлялся в полной боеготовности – в военной форме с портупеей, с биноклем, большим компасом, флягой, плащ-палаткой итп…

                __________________

Рассказывали мне, как в прошлое уже тогда время однажды в опытном цеху, в том же здании, разбилась бутыль, кажется, с аммиаком, так что требовалось срочно всем выбежать. Но как быть с пропусками?

Солдаты образовали полукольцо вокруг входа, и в него выскочил народ. Естественно, солдаты с  автоматами – оружие не оставляют.

Думаю, оружие было уже анахронизмом. Но взбадривало и помогало проснуться зимним утром.

У одной женщины была такая вредная электризуюшаяся шуба, что била сильно солдат при передаче пропуска. Пришлось постоянно кидать его , как мячик.

Я тогда занимался фотографией и как-то принес фотожурнал, где были и женские фигурки. На выходе солдатик так старательно проверял его, что выросла огромная очередь… А так – были камеры хранения вещей.

Продолжение http://proza.ru/2011/12/15/727


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.