C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Весть бренности

Если мы повнимательнее присмотримся к бренности, мы обнаружим аспект большой надежды, который откроет нам глаза на истинную природу вселенной и нашу необычную с нею связь. Если всё преходяще, тогда всё "пусто" в том смысле, что ничто не имеет длительного стабильного существования. Все вещи существуют, если правильно на них посмотреть и понять, не самостоятельно, всё взаимозависимо и взаимосвязано. Будда сравнил вселенную с огромной сетью из сверкающих драгоценных камней, имеющих бесчисленное число граней. Каждый такой камень отражает в себе другие из этой сети, и все составляют единое.
Подумайте о волне океана. С одной стороны кажется, что она обладает собственной идентичностью с началом и концом, с рождением и смертью. С другой стороны, волна не существует на самом деле, это просто поведение воды с "пустой" идентичностью. Если вы серьёзно о ней задумаетесь, вы заметите, что волна рождается на время водой и ветром и зависит от ряда изменчивых условий. Вы тогда поймёте и, что каждая волна связана со всеми другими  волнами.
Если вы серьёзно понаблюдаете, вы заметите, что ничто не имеет длительного самостоятельного существования. Это отсутствие независимого существования мы называем "пустотой".
Если, например,вы представляете дерево, вы думаете об объекте с видимыми границами. На определённом уровне, как и с волной, это так и есть. Но если вы присмотритесь к дереву по-ближе, то вы заметите, что оно не имеет независимого существования. Если вы начнёте о нём думать, то прийдёте к выводу, что оно как-бы растворяется в высшей степени субтильной сети отношений, которая охватывает всю вселенную. Дождь, который падает на листья, ветер, который его качает, земля, которая его несёт и питает, времена года, погода, солнечный свет, луна, звёзды - всё влияет на это дерево. Если вы продолжите о нём думать, вы прийдёте к выводу, что всё во вселенной вносит свой вклад, делая дерево таким, каково оно есть.  Оно не может быть ни в какой момент  отделено от всего другого и в каждый момент его природа субтильным образом изменяется. Как раз это мы имеем в виду, когда говорим, что вещи "пусты": они не обладают независимым существованием.
И современная наука признаёт в высшей степени широкую взаимосвязь явлений. Экологи знают, что уничтожение дерева в лесу Амазонки в определённой степени изменяет воздух в Париже. Биологи раскрыли фантастически сложный танец генов, влияющих на идентичность биологических существ - танец, уходящий "корнями" в глубокое прошлое и указывающий на то, что каждая "индивидуальность" слагается из круговорота различных влияний. Физики представили нам мир элементарных частиц, мир на удивление схожий с картиной Будды сети мерцающих драгоценный камней, подобной вселенной. Также как драгоценные камни этой сети существуют все частицы как потенциальные комбинации других частиц.
Если мы понаблюдаем за собой и вещами, нас окружающими, вещами, которые нам представлялись солидными стабильными и неизменяемыми, мы прийдём к выводу, что они не более действительны, чем сон. Будда сказал:

Пойми, что все вещи таковы,
как фата моргана,
они как сон - явление без сущности,
но с воспринимаемыми нами свойствами.
Пойми, что все вещи таковы,
как отражение луны в тихом озере,
хотя она не находится в озере.
Пойми, что все вещи таковы,
как эхо музыки, звуков и голосов,
эхо, самостоятельно не содержащее мелодии. 
Пойми, что все вещи таковы,
как иллюзии факира,
иллюзии лошадей, волов, повозок и другого.
Всё не так, как кажется.

Размышления о таком качестве бытия не должно ни в коем случае сделать нас холодными, безнадёжными или нас огорчать. Напротив, они могут пробудить в нас сердечный юмор, сильное сочувстсвие, о котором мы и не подозреваем, что им обладаем.  Таким образом возникает всё большая щедрость ко всему живому, всем вещам. Нам будет всё легче так себя вести, как советует тибетский мастер Тульку Ринпох:

Пойми, что качество жизни подобно сновидению и уменьши такие чувства как привязанность и отвращение. Тренируйся в доброте ко всем существам. Будь полон любви и сочуствия, не зависимо от того, что другие тебе сделают. То  что они делают не имеет для тебя больше такого значения, если ты можешь это воспринимать как сон. Фокус заключается в том: во время сна придаваться хорошим намерениям. В этом вся суть. Это - истинная спиритуальность.

Истинная спиритуальность т.о. означает понимание того, что мы со всем находимся во взаимно обусловленных взаимоотношениях. Даже наши мельчайшие второстепенные мысли, слова и поступки имеют реальные последствия на всё бытиё. Брось в пруд камень, возникнет движение по всей поверхности воды. Круги сливаются  друг с другом, один вызывает другой. Всё неразрывно взаимосвязано. Мы приходим к пониманию, что мы ответственны за всё, что мы думаем, говорим или делаем. Мы, действительно, ответственны за нас самих, за каждого и всех других - за всю Вселенную.


Рецензии