Православным о православии - Заключение

Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2011/01/29/1517


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-------------------

Как быть, если совесть не разрешает человеку пребывать в таком храме, где: тараторят вместо молитвословия, покупают молитвы за деньги, торгуют, крестят далёких от христианства людей (да ещё чин крещения совершают как попало, глумясь над чинопоследованием)?

Как быть? Заглушить в себе голос совести и присутствовать на богослужениях в таком храме? (именно присутствовать, а не молиться, потому как молиться в таком храме невозможно).

Перед человеком, стоящим на пороге храма РПЦ, встаёт выбор: чему доверять, голосу совести или чему-либо иному, что возглашается с церковного амвона?

Вспоминается начало первого псалма: “Блажен муж, который не пошёл на совет нечестивых” [1].

И завершить свою речь об РПЦ хочется словами Эразма Роттердамского о язычестве в современном ему римо-католицизме. Очень уж оно похоже на “православие” наших дней:

«Есть такие люди, которые определённых богов чтут разными обрядами. Один в назначенные дни славит Христофора, но только смотря на его изображение. Чего он от этого ожидает? Разве что он убедил себя, что это спасёт его от злой смерти. Другой молится какому-то Рохо. Но почему? Потому что он верит, что тот отвращает от человека чуму. Третий бормочет положенные молитвы Барбаре и Георгию, чтобы не попасть в руки врагов. Тот постится в честь Аполлонии, чтобы не болели зубы. Этот смотрел на изображение Иова, чтобы не было лишая. Некоторые назначают часть своего богатства бедным, чтобы не потерпеть убытка при кораблекрушении. Жгут свечу Гиерону, чтобы возвратить то, что погибло. В общем, сколько есть вещей, которых мы опасаемся или же хотим, столько и делаем для всего этого богов. У разных народов они разные. Что у галлов Павел, то у наших Гиерон. Не везде одно и то же значение имеют Иаков или же Иоанн; в одном месте одно, в другом – другое. Это не христианское благочестие, если оно ведёт к Христу из-за удобств телесных или неудобств; оно недалеко от суеверия тех людей, которые обещали Геркулесу десятую часть добра, чтобы разбогатеть; или петуха Эскулапу, чтобы излечил от болезни, или закапывали быка Нептуну для благополучного плавания. Имена переменились, а цель у тех и других общая.

Ты молишь Бога, чтобы смерть не пришла преждевременно, а лучше молиться, чтобы Бог дал тебе лучший образ мыслей, чтобы в том месте, где настигнет тебя смерть, не застала она тебя неподготовленным. Ты не помышляешь об изменении жизни, а просишь Бога, как бы тебе не умереть. О чём же ты молишься? Более всего о том, чтобы подольше грешить. Молишься о богатстве, а не знаешь, как пользоваться богатством. Разве ты не молишься о собственной погибели? Ты молишься о добром здоровии и злоупотребляешь благополучием; разве в твоём благочестии нет нечестивости? В этом месте сразу запротестуют те монахи, которые считают, что благочестие существует для прибытка. Потому что эти люди своими сладкими благословениями обольщают сердца простодушных, служа не Иисусу Христу, а собственной утробе [2]. Они скажут: “Как же? Не запрещаешь ли ты культ святых, в лице которых чтут Бога?” Что касается меня, то я не столько осуждаю тех, которые делают это по простому суеверию, сколько тех, которые из-за своей выгоды следуют тому, что, может быть, само по себе терпимо, но они выдают это за высшее и совершенное благочестие. Ради собственной корысти они поддерживают невежество народа, который я отнюдь не целиком презираю; однако я не соглашусь с тем, чтобы срединное считали высшим и самое малое – самым большим. Я одобрю то, что они просят у своего Рохо здоровья, если жизнь они посвящают Христу. Но я похвалю их больше, если они не станут молиться ни о чём, кроме того, чтобы вместе с ненавистью к порокам увеличивалась их любовь к добродетелям; чтобы жизнь и смерть они отдали в руки Божьи и говорили вместе с Павлом: “Живём мы или умираем, для Господа живём и умираем” [3]. Будет очень хорошо, если они захотят погибнуть и быть со Христом, если увидят свою славу и радость в болезнях, потерях и прочих превратностях судьбы, чтобы достойными считались те, которые так уподобляются Главе своей. Поэтому не надо очень порицать тех, кто так поступает; однако опасно на этом остановиться и на это опираться» [4].

                2008 – 2011


[1] Перевод Бируковых.

[2] См.: Рим. 16:18.

[3] См.: Рим. 14:8.

[4] Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина. СПб., 1992, стр. 41 – 42.


Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2011/01/29/1517


Рецензии
Очень интересно было все прочесть! Всегда уважал людей пытающихся в чем-то разобраться и понять, а не тупо талдычить заученные фразы... С Уважением Алексей

Макар Пистолетов   14.04.2013 12:56     Заявить о нарушении
БлагоДарю Вас за отзыв!

С уважением,

Игорь Орловский   15.04.2013 20:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.