На статью маргариты гуминенко мы - бедные индейцы

http://www.proza.ru/2011/07/28/1103

Бороздя безбрежные просторы интернета в очередной попытке доплыть если не до «Лица над белыми скалами», так до «Стоунхорна», совершенно неожиданно врезалась в айсберг Маргариты Гуминенко и её «Бедных идейцев сиу».

И пробоину я получила основательную, что грозит явным сотрясением мозга. Начиная с того, что никак не могла понять, какое же отношение может иметь к «бедным сиу» вполне обеспеченный великий вождь команчи-квахади. Решив, что с дальнейшим прочтением всё встанет на свои места, я погрузилась в чтение и … захлебнулась в потоке совершенно для меня новой информации.

Уж, «срезал» автор, так срезал. Так, что бедный Глеб Капустин может удалиться перекурить за сарай в размышлениях о то, чем «NEO» лучше «Цезаря», или наоборот.

Ладно, пусть останется на совести доктора философии, профессора Берлинского университета доктора Генрих Лизелотты Вельскопф её нежелание оказаться современником как древних греков с римлянами, так и дакотов в период из заключительной стадии сопротивления колонизации, ну её, эту немецкую даму, что жила в ГДР, даже если она и получила индейское имя Лакота Тачина в Пайн-Ридж.

Но как же мог Генри Водсворт Лонгфелло так подло обмануть своих современников! Позор! Хотел, видите ли, подарить американцам образчик истинно американской литературы, но никак не удосужился перекурить трубку мира ни с отцом Лафито, ни с Томом Портером, ни с вождём Гибсоном, ни даже с Хьюитом*. Нехорошо, как… Очень даже некрасиво. Видимо, во всём оказались виноваты злые сиу:
       « - Не вводи в моё жилище
       Чужеземку, дочь дакота!
       Злобно дикие дакоты,
       Часто мы  мы воюем с ними…»
Вот Лонгфелло и не удосужился вытрясти из сиу всю подноготную об ирокезском Первом Пробудившемся, второй ипостаси Примирителя Хаенавате. А зря. И всего-то что нужно было, «произнести его имя в тростниках», да зажечь огонь на краю леса.

Но чем дальше в лес, тем становится всё «страннее и страньше». Видимо, «зеркало Гайаваты» повернулось ко мне зазеркальем. Пресловутыми пятнистыми и незапятнанными бизонами.**

Не буду цитировать отрывки из мемуаров Мато Наджина. Позволю отвлечься на Ди Брауна «Похороните моё сердце в Вундед-Ни». «По договору, подписанному вождями в Медисин-Лодж в 1867 г., индейцы кайова получили территорию, где они могли жить, и право охотиться на любой земле к югу от реки Арканзас, «пока бизоны будут водиться там в количестве, достаточном для охоты». Видимо поэтому и вырезать лишних, незапятнанных ничем» бизонов… «Они были особенно сердиты на тех белых охотников, которые приходили сюда из Канзаса и убивали тысячи бизонов; эти охотники брали только шкуры, оставляя окровавленные туши животных гнить на равнинах. Кайовам и команчам казалось, что белым людям ненавистна вся природа. «Это старая страна, — бранил Сатанта Громового Старца Хенкока, встретившись с ним в форте Ларнед в 1867 г., - но вы вырубили леса, и теперь эта страна вовсе ничего не стоит». В Медисин-Лодж-Крик он вновь жаловался комиссии, заключавшей мир: «Давным-давно эта страна принадлежала нашим отцам, но вот я поднялся вверх по реке и увидел солдатские лагеря на ее берегах. Эти солдаты валят мой лес, они убивают моих бизонов, и, когда я вижу это, мое сердце готово разорваться; я скорблю». «Белые охотники, добывавшие шкуры бизонов, были повсюду; смрад от гниения трупов осквернял даже ветры, дувшие на равнинах; подобно тому как белые люди сводили с лица земли индейцев, они сводят с лица земли и огромные стада бизонов. … Из 3700 тыс. бизонов, уничтоженных с 1872 по 1874 г., только 150 тыс. было убито индейцами. Когда обеспокоенные техасцы спросили у генерала Шеридана, нельзя ли как-нибудь остановить белых охотников, совершающих массовое убийство бизонов, генерал ответил: «Пусть убивают, снимают шкуры и продают их до тех пор, пока бизоны не будут полностью уничтожены, — только так можно достичь длительного мира и прогресса цивилизации».

Совершенно верно. Совсем скоро и «Войны с индейцами … превратились во что то вроде опасных перегонов скота – индейцев подстрекали к мятежам, гнали с насиженных мест, большую часть истребляли, а затем остатки племен угрюмо оседали на голодных землях. И хотя работа эта была не из приятных, ее необходимость диктовалась направлением, в котором развивалась страна» (Д.Стейнбек «К востоку от Эдема»)

А коров – жалко… Жалко пятнистых бизонов, столь щедро пожертвованных «Бюро по Телам индейцев» нехорошим зажравшимся сиу. Не будь злобных и коварных соплеменников Мато, жили бы они долго и счастливо, и скончались от глубокой старости в добрых надёжных руках щедрых «белоглазых».

«одно подразделение солдат обошло поле боя на Вундед-Ни, подбирая оставшихся в живых индейцев и загружая их в фургоны. К концу дня стало ясно, что скоро будет метель, а мертвые индейцы так и остались лежать там, где упали. (Когда метель утихла и похоронная команда вернулась в Вундед-Ни, она нашла тела Большой Ноги и других индейцев, замерзших в гротескных позах.)

Фургоны, полные раненых индейцев сиу (4 мужчин и 47 женщин и детей) прибыли в Пайн-Ридж затемно. Все имевшиеся бараки были полны солдат, и, пока какой-то бестолковый офицер искал им жилье, они оставались лежать в открытых фургонах на сильном морозе. Наконец, открыли помещение, занимаемое епископальной миссией, вынесли оттуда скамьи и набросали на необтесанный пол сена.

Был четвертый день после рождества в год 1890 от рождества Христова. Когда в освещенную свечами церковь внесли первые растерзанные окровавленные тела, те, кто был в сознании, могли видеть свисавшую с голых балок рождественскую зелень. Над амвоном висела хоругвь с неровно написанными буквами: Мир на земле и в людях благоволение.
<<Тогда я еще не знал, сколь многому пришел конец. Когда я оглядываюсь назад с высокого холма моей старости, я все еще могу видеть зверски убитых женщин и детей, лежащих грудами вдоль узкого извилистого ущелья, я вижу их так же ясно, как видел молодыми глазами. И я могу видеть нечто иное, что умерло там, в кровавой грязи, и похоронено в метели. Там умерла мечта народа. То была прекрасная мечта… Обруч, скреплявший народ, разбит, и куски его разбросаны. Лишенное сердцевины священное дерево мертво.>> Черный Лось»» (Ди Браун)

Эх, и где бы мне найти такого «соседа», которого бы я заставила принять предложение, от которого он никак бы не смог отказаться, вселилась в его коттедж на берегу прекрасного озера в густом зелёном лесу, выселив того в чуланчик под честное обещание снабжать изо-всех щедрот и милости превеликой своей чашкой супа и куском хлеба. Такая, знаете ли, скотина неблагодарная. Вполне достаточно плесени по стенам можно наскоблить, да паучков по уголкам наловить, а он – жалуется, мол, суп вчерашний, а хлеб – с плесенью»…


А что говорят сами индейцы…
Естественно, сначала – бедные сиу:
                «ЛАКОТА
Политические и дипломатические отношения с Соединёнными Штатами Америки
Первые официальные контакты между Лакота и правительством Соединенных Штатов Америки всерьез начались после того, как Соединенные Штаты осуществили коммерческую сделку с Францией, обычно известную, как Покупка Луизианы в 1803 году. До этого времени Лакота развивали полную и безо всяких оков свободу и независимость на своей территории.

Согласно представлению истории Соединенных Штатов, Покупка Луизианы подразумевала продажу Францией Соединенным Штатам 530 миллионов акров (2.1 миллиона кв.км) земли за 15 миллионов долларов. Часть этой продажи включала территорию Лакота, которые, конечно, никогда об этом не знали и не давали своего согласия на продажу их национальной территории.

Первое соглашение между США и некой частью Лакота и различные другие договоры о “мире и дружбе” между Лакота и США были заключены в 1805 году. Поскольку граждане США продолжали вторгаться и вторгаться на территорию Лакота во всевозрастающем числе, напряженные отношения и насилие в конце концов прорвались наружу. Чтобы предотвратить полномасштабную войну, по Договору 1851 года в Форте Ларами США требовали позволить транспортный маршрут через территорию Лакота.

Договор не ослаблял суверенитет или независимость Лакота. Фактически, Договор явно признавал Лакота как независимую страну, и уважал “весь национальный бизнес” Лакота.

После очередных нарушений Соединенными Штатами Договора 1851 года, между Лакота и США вспыхнула война. Лакота победили США в так называемой “Войне Красного Облака”, приведя США к созыву другой конференции для заключения Договора в Форте Ларами. По Второму соглашению США согласились оставить Бозменский Тракт и военные форты, которые были построены вдоль него, и обещали держать американские войска и поселенцев вне территории Лакота.

Практически немедленно США начали нарушать условия Договора, прокладывая железную дорогу и нарушая границу, попирая интересы Лакота и расхищая их ресурсы и территорию. В 1874 году позорный Американский военный командующий, Джордж Кастер, вторгся в самую священную часть территории Лакота - Паха Сапа (Блэк Хилс), вызывая вторжение золотоискателей, и вызывая новую войну между США и Лакота. В результате войны территория Лакота была незаконно захвачена США, и природные ресурсы на миллиарды долларов были украдены с оккупированных территорий Лакота.

Больше столетия Соединенные Штаты участвовали в многократных военных, юридических и политических стратегических кампаниях, чтобы отказать Лакота в нашем праве на свободу и самоопределение. В 1876-77 гг., в нарушение договоров, которые они подписали с Лакота, США участвовали в политике "продавать-или-голодать", чтобы принудить Лакота продать нашу национальную родину. Лакота отказались и последовательно отказывались до настоящего времени.

В 1871 году США решили больше не вступать в соглашения с местными нациями, но последний американский закон о Договорах ясно провозглашал, что новая политика Соединенных Штатов никоим образом не будет ослаблять или ограничивать те Договоры между местными нациями и США, которые уже имели силу. Лакота последовательно полагались на неприкосновенность Договора между США и Лакота.

Как упомянуто выше, Соединенные Штаты последовательно нарушали договоры между Лакота и США, что для Лакота стоило потери жизни, ресурсов и территории. Хотя Соединенные Штаты хотели получить выгоду от своей сделки (то есть, территорию и природные ресурсы), подписав договоры с Лакота, они в то же время не пожелали уважать взаимные обязательства в отношении Лакота. США начали использовать американский закон и политику, чтобы попытаться уменьшить политическую, экономическую и культурную свободу Лакота.

После подписания в 1868 году Договора в Форте Ларами, США позволили своим вооруженным силам и своим гражданским лицам вторгаться на территорию Лакота, чтобы красть золото, серебро и другие природные ресурсы. США односторонне нарушали Договор 1868 года в течение 1870-ых и 1880-ых гг., принуждая к внесению изменений в Договор с Лакота без необходимого согласия 2/3 Лакота, как требуется по Договору.
Хотя два года спустя американский Верховный Суд признал продолжающуюся свободу и независимость Лакота в деле о размежевании земли "Исключая Часть Вороньего Пса" (1883 г.), американский Конгресс попытался украсть независимость Лакота в обход Главного закона о Преступлениях, односторонне распространив американскую уголовную юрисдикцию на территорию Лакота.

Эти действия сопровождались более высокомерными действиями Соединенных Штатов, достигшими высшей точки в отвратительном Деле "Одинокий Волк против Хитчкока", рассмотренном в Верховном суде (1903). Хотя дело Одинокого Волка касалось Наций Кайова и Команчей в том месте, которое является теперь штатом Оклахома, его воздействие неблагоприятным образом затрагивало и Лакота. В деле Одинокого Волка Соединенные Штаты не только сказали, что могут односторонне нарушать, изменять или аннулировать соглашения с индейскими нациями, но также сказали, что американский Конгресс в любом случае обладает абсолютной властью издавать законы о местных делах без согласия или рассмотрения местных наций.

В широком смысле дело Одинокого Волка использовалось, чтобы нарушить сотни соглашений между американским и местными народами, включая Лакота. Через операцию "Одинокий Волк" США украли священные Чёрные Холмы (Блэк Хилс), позволив горной промышленности добывать там золото на миллиарды долларов, признав, что Блэк Хилс были взяты в нарушение Договора 1868 года в Форте Ларами, и затем предложили дать компенсацию Лакота по стоимости земли в 1874 году. Лакота до сего день отклоняли предложение оплаты и продолжают настаивать на возвращении Паха Сапа (Блэк Хилс).

Краткий обзор последующих нарушений:
• Законы о Гомстедах (о бесплатных наделах земли в 65 га, которыми наделялись все граждане страны)
• Законы о земельных участках
• Закон о Гражданстве, распространявший гражданство Соединенных Штатов на всех индейцев
• Акт об индейской реорганизации, известный как Закон Говарда Уилера (Первый Закон Апартеида)
• Принудительное переселение в течение десятилетий с 1950-х по 1960-е гг.
• Решение Верховного Суда, отвергающее наши религии
 
Даже при том, что мы - граждане Соединенных Штатов Америки, нам отказано в защите Соединенных Штатов

Конституции, действующие в Индейских резервациях, и так далее, и так далее, и так далее...

Оперирование Соединенных Штатов столь низкими методами, обрисованными в общих чертах выше, является нарушением не только суверенитета и независимости Лакота, не только торжественного Договора, подписанного между США и Лакота, но и нарушением непосредственно Основного закона США. Статья шестая Конституции Соединенных Штатов недвусмысленно заявляет, что соглашения, подписанные Соединенными Штатами, являются высшим правом страны, и должны уважаться каждым судом и каждым законодателем, как таковым. http://www.lakotah-russian.ru/docum.htm
***

       Когда я был молод, я обошел свою страну и не встретил
       ни одного народа, кроме апачей. Минули годы, и когда
       я огляделся вокруг, то увидел множество людей, явившихся
       сюда, чтобы завладеть нашей землей. Почему так случилось?
       Почему апачи не дорожат своей жизнью? Почему они бездумно
       бродят по холмам и равнинам, безропотно ожидая, когда на них
       обрушится небо? Когда-то апачи были великим народом. Теперь
       от них осталась горстка… Многие полегли в жестоких сражениях…
       Кто ответит мне, почему Дева Мария, пройдя по всей земле,
       забыла посетить обитель апачей?
                Кочис, сентябрь 1871 года
Наверно, под этими словами могли подписаться вожди всех племён…

* См. например, Hewitt, J. N. B. “Iroquoin Cosmology”. Part 1 (1903), Part 2 (1928); “Legend of the Founding of the Iroquois League (1892).
** Понимаю я прекрасно, что ничего не стоит на месте. И не надо меня тыкать носом ни в «Hard Rock», ни в «Озеро»… XXI век, не XIX.

N.B.
А поскольку мои розыски «Крови орла» в очередной раз оказались безрезультатными, то я в некотором обалдении, пребывая под впечатлением под бодрые звуки народной песенки лакота «В траве сидел кузнечик» http://www.youtube.com/watch?v=-dWSjzDYRys, стою с протянутой рукой, уподобясь фотографии – может, найдётся добрая душа, пожертвует электронную версию Comanche sundown от Rosanna Bittner, а?
...и, заглянув на страничку авторского текста, не без удовлетворения заметила, что иллюстрацию поменяли, все претензии к Лонгфеллоу - сняты, как и куда-то подевались претензии к читателям, которые ... задержались на фазе "маёвки"...
Поэтому с первоначальным текстом публикации пока можно ознакомиться здесь
http://dugward.ru/history/Hist43.html
Плакат взят из видеоряда "Индейский холокост" на ютъюбе


Рецензии
Юлия, так их, америкошек, жадных до чужих земель!

Вячеслав Вячеславов   22.04.2019 12:57     Заявить о нарушении
Вячеслав, спасибо за мнение
Я только сейчас на проза.ру заглянула.

Юлия Григорьева 2   01.05.2019 20:48   Заявить о нарушении
Все живут на чужой земле, даже чукчи. Живут и сопли не распускают. А чукчам и ещё многим и распускать не о ком: те, кто был до них, остались разве что в мифах. Белым людям учиться, учиться и учиться!

Михаил Струнников   23.03.2023 18:46   Заявить о нарушении
А Гуминенко правильно пишет.

Михаил Струнников   23.03.2023 18:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.