На Корсаже туман...

 
10 апреля 2010 года. Суббота. 08:38:48. Аэродром Смоленск-Северный. Кодовое название «Корсаж». Руководитель полетов подполковник Плюснин:

- «Логику», пожалуйста. Оперативного. Добрый день, подполковник Плюснин, Смоленск. Подскажите, у Вас на счет поляков, никакой информации нет, да?...

…На «Корсаже» ждали самолет Президента Польши.  В то утро погоду в Тульской, Калужской и Смоленской областях определял гребень антициклона. В утренние часы образовались густые дымки, туманы, низкая слоистая облачность. Влажность 90-98%, ветер юго-восточного направления, зона туманов постепенно перемещалась по потоку на северо-запад…

 Обеспечивать прибытие «главного поляка» должны были опытный руководитель полетами (РП) подполковник, 1961 года рождения. Руководитель зоны посадки (РЗП), специалист 1 класса, 1978 года рождения, но допущенный к работе на «Северном» лишь 6 апреля 2010 года.  Так же, всего за четыре дня до катастрофы, был допущен к работе помощник руководителя полетами (ПРП) военный летчик, 1977 года рождения. За погодой «следил» начальник метеостанции, 1974  года рождения…

…В это же время, в Варшаве, подготовили президентский ТУ-154м к вылету, и ждали ВИП-пассажиров: тридцатипятилетние командир воздушного судна (КВС) и   второй пилот. Оба они имели налет на ТУ-шках более 1600 часов каждый. Старшим по возрасту в экипаже был тридцатишестилетний бортинженер. Наименее опытным – с самостоятельным налетом всего 26 часов был штурман 1978 г.р. Вылет задерживался в связи с неприбытием «главного пассажира»…

ДВА ГОДА НАЗАД.  12 августа 2008 года польский самолет ТУ-154м  на борту, которого находились Президенты Польши, Литвы и Украины, а так же премьеры Латвии и Эстонии выполнял полет по маршруту Варшава – Симферополь – Гянджа (Азербайджан). В Симферополе к командиру воздушного судна подошел руководитель Бюро национальной безопасности Польши и сообщил, что Президент хочет совершить посадку в Тбилиси. Командир отказался изменить маршрут по причине отсутствия согласований и невозможности обеспечения надлежащей безопасности полета. После вылета из Симферополя в кабину экипажа пришел сам Президент, который, кстати,  является  Главнокомандующим Вооруженными силами, и распорядился лететь в Грузию. КВС исполнять указание отказался (БРАВО, КОМАНДИР!). Через некоторое время,  экипажу было передано письменное указание изменить маршрут, подписанное  находившимся на борту заместителем главнокомандующего ВВС республики Польша. Несмотря ни на что, командир самолета выполнил свои должностные обязанности и в полном соответствии с Правилами полетов, посадил самолет в Гяндже  (БРАВО! БРАВО, КОМАНДИР!!!)

Высокопоставленным чиновникам пришлось добираться в Тбилиси автомобильным транспортом. Увы! Польская военная прокуратура долго «таскала» Командира. «Сшить» уголовное дело не получилось, но в президентском авиаотряде тот Командир больше не служит. Почему мы вспомнили 2008 год? А потому, что это был тот самый Президент, которого утром 10 апреля десятого года ждали в Варшавском аэропорту. И, даже, тот самый самолет. А в кресле второго пилота тогда сидел летчик, который ждал вылета уже в качестве  командира экипажа. Хороший у него был Наставник в 2008 году, но и урок тогда он получил, тоже, …хороший!

Экипаж и три бортпроводника ждали пассажиров. Погода в Варшаве была прекрасная. Весна. Солнышко. На летном поле зеленеет молодая травка. Маршрут хорошо знаком. Командир уже трижды слетал на «Северный». Последний раз, два дня назад, для тренировки и изучения маршрута. Вылет задерживался уже более чем на 40 минут. В 7-28  на «Северный» из Варшавы улетел польский ЯК-40 с журналистами и обслуживающим персоналом. В 8-33 из Москвы, туда же в Смоленск, вылетел российский грузовик ИЛ-76 с президентскими автомобилями…

…Наконец, руководители Польской республики собрались. Последним в аэропорт прибыл Президент с супругой. Началась посадка. Всего 88 ВИП-пассажиров и только один охранник. В 9-27 самолет с бортовым номером 101 взлетел, и взял курс на российский город Смоленск…

08:47:41 КВС ИЛ-76:  - Вызываю «Корсаж». Я 78-8-17. Доброе утро. 20-минута. Схема? Посадочный подскажите, магнитный курс посадки.

08:47:57 РП: Доброе утро. Я «Корсаж». 2-5-9, 8-17-й.

08:47:59 ИЛ-76: Понял 2-5-9. Выйду на связь через 5 минут…

В это время «Корсаж» стало накрывать рваным туманом. Вначале в жидко-молочной пелене растворился дальний старт, до которого от КП два километра. Потом едва различимым стало автомобильное шоссе и лес за ним. А еще через несколько минут скрылся в тумане цех авиазавода расположенный всего-то в 500 метрах от метеостанции.

…В 08:52:42 на связь с руководителем полетов «Северного» вышел командир польского ЯК-40. Полякам были сообщены погода, давление, посадочный курс и условия посадки. В 9-05 «поляк» нашел-таки дырку в тумане и сел, проигнорировав, при этом,  указание РП уйти на второй круг…

К девяти тридцати видимость на «Северном» была  800 метров, облачность 10 баллов, слоистая на 80 метрах. Командовал подлетавшим к Смоленску транспортным ИЛ-ом опытный российский летчик Фролов. В полном соответствии с указаниями руководителя полетами он сделал два пробных захода на посадку, понял, что садиться - это верх безрассудства, и улетел обратно в Москву. В девять сорок начальником метеостанции аэродрома было выпущено штормовое предупреждение №3, которое означало полное закрытие «Корсажа» по метеоусловиям. Но!.. Но!.. Но!.. В России, даже Правила дорожного движения для простых людей одни, а для «непростых» – другие, вернее никаких!

 Эх! Как бы наш руководитель полетами помог польскому летчику, который, кстати, хорошо знал русский язык, если бы сказал: «Послушай, брат, жизнь дороже, лети куда-нибудь подальше от нас!»  Но не знал наш РП о том, что в кабине за спиной польского командира стоят  Министр обороны Польши и Директор протокола Президента и один говорит другому: «…Он взбесится, если не сядем…». У польского командира был хороший наставник, но и урок, тогда в 2008 году он получил хороший. Он и сам понимал, что если не сядет, то тот «взбесится», а если тот «взбесится», то не летать ему больше в президентском спецотряде…

О том, как год назад развивалась драма с польским «бортом №1» читайте расшифровку магнитной записи переговоров экипажа с руководителем полетов. Как из песни «слова не выкинешь» так и из переговоров нельзя убирать нецензурную речь. Во-первых, это документ, опубликованный на сайте МАК. Во вторых литературная правка уничтожит эмоциональный накал и не даст представления об уровне культуры и профессионализма наших диспетчеров. Итак:

10:21:13 РП           Так, секундочку…

10:21:14 А            К нам идет, что ли?

10:21:15 Д            (нерзб) …идет

10:21:17 РП           Еб твою… Понятно.  Этот к нам собирается…  Да этот поляк.

10:22:45 Красн.       Ну, топлива сколько у него и запасной аэродром.

10:22:50 РП           Так, все отпихиваются, я так понимаю, и на «Логике» сидят там, ****ь, ни хрена его не хотят.

10:22:54 Красн.       Так, (нрзб), так ну у нас закрыло аэродром.

10:22:57 РП           (нрзб) …алло, добрый день, с «Северного» беспокоят. Под чьим управлением сейчас идет польский борт?

10:23:04 А            (нрзб).

10:23:08 Южный         Москва руководит.

10:23:09 РП            А?

10:23:10 Южный         Москва руководит.

10:23:11 РП            Ну, им надо как-то передать, пока они работают нормально, блин, что у нас туман, видимость менее 400 метров, чего его к нам-то сейчас гнать?

10:23:21 РП            Ну передайте еще Москве, у вас есть связь, у нас с ними нет, сейчас выйдет, если он еще русский не знает, блин, то это будет вообще.

10:23:30 Южный        (нрзб).

10:23:30 101           «Корсаж», польский 101, добрый день.

10:23:33 РП            Польский, 1-0-1, «Корсаж» ответил.

10:23:36 РП            Все!!!

10:23:40 101           На дальний привод, снижаемся 3600 метров.

10:23:45 Красн.        Остаток топлива запроси.

10:23:46 РП            Polish Foxtrot one zero one, остаток топлива, топлива сколько у Вас?

10:23:54 101           Осталось 11 тонн.

10:23:57 Красн.        До Внуково хватит, запасной аэродром...

10:23:59 РП            А запасной аэродром у Вас какой?

10:24:03 101           Витебск, Минск.

10:24:06 Красн.        Витебск, Минск.

10:24:08 РП            Витебск, Минск, правильно?

10:24:10 101           Правильно поняли.

10:24:11 РП            Надо его угонять.

10:24:13 Красн.        Ты подскажи, у нас условий нет, видимость...

10:24.15 101           (нрзб).

10:24:20 РП            Papa Lima Foxtrot one two zero one, на «Корсаже» туман, видимость 400 метров.

10:24:32 101           Я понял, дайте пожалуйста метеоусловия.

10:24:36 Красн.        Давай туман, видимость давай!

10:24:39 РП            На «Корсаже» туман, видимость 400 метров, four zero zero meters.

10:24:48 101           Температура и давление, пожалуйста.

10:24:50 РП            Температура +2, давление 7-45, 7-4-5, условий для приема нет.

10:25:01 101           Спасибо, но если возможно, попробуем подход, но если не будет погоды, тогда отойдем на второй круг.

10:25:09 Красн.        Какой позывной?

10:25:10 РП            1-0-1

10:25:11 Красн.        1-0-1, после контрольного захода у Вас топлива хватит на запасной?

10:25:17 101           Хватит.

10:25:18 Красн.        Я Вас понял.

10:25:22 101           Разрешите дальше снижение, пожалуйста.

10:25:24 РП            1-0-1 с курсом 40 градусов, снижение 1500.

10:25:31 101           1500 с курсом 40 градусов.

10:25:53 РП            Диспетчер.

10:25:54 Дисп.         Ответил.

10:25:56 Красн.        Анатолий Иванович, это Вы, да?

10:25:58 Дисп.         Да, я.

10:25:59 Красн.        Краснокутский. Значит, делает контрольный заход, решение командира, делает контрольный заход до высоты принятия решения 100 метров, уход, готовность Минска, Витебска на запасной пусть запросят.

10:26:11 Дисп.          Принял.

10:26.13 Красн.         Приняли?

10:26:14 Дисп.          Так точно.

10:26:17 Красн.         Доводим до 100 метров, 100 метров без разговоров...

10:27:10 ТЛФ            «Антенна»-35.

10:27:11 РП             Пожалуйста, диспетчера.

10:27:13 ТЛФ            Вызываю.

10:27:19 Дисп.          Муравьев.

10:27:20 РП             Анатолий Иванович, ну что с запасными?

10:27:22 Дисп.          Ну Витебск, Минск, мы сейчас им скажем (нрзб).

10:27:24 РП             Давайте побыстрее, а то он...

10:27:26 Дисп.          Хорошо.

10:27:40 Красн.         До Витебска удаление сколько?

10:27:51 РП             До Витебска х...ня, 120 километров. Анатолий Иванович, и куда ему выходить надо согласовать.

10:28:01 Дисп.          Ответил.

10:28:03 РП             И куда ему выходить надо согласовать, точку выхода.

10:28:08 Дисп.          Жду добро.

10:28:27 РП             Не проспать его, с курсом 40 идет, чтобы довернуть его вовремя. Где он б...дь сейчас?

10:29:05 РП             Так, так, так, так, так, б...дь, где-то ж должен быть.

10:29:20 РП             Ё... твою мать, все один к одному, б...дь.

10:29:34 РП             Где-то 25 километров, пока не наблюдаю.

10:29:38 Красн.         А Ты его не видишь, да?

10:29:39 РП             Да, пропал.

10:29:48 РП             Вот он, вижу... 20 километров.

10:30:09 101            «Корсаж», польский 101, сохраняем 1500

10:30:12 РП             Польский 1-0-1, по давлению 7-4-5, снижение 500.

10:30:20 101            По давлению 7-4-5 снижаемся. 500 метров, польский 101.

10:30:25 РП             Польский 1-0-1, курс 79.

10:30:30 101            Курс 79, польский 101.

10:30:36 РП             Б...дь, к нам заходит пока, да. Ну, да так сказали блин, заводить пока.

10:30:41 А              Ну ладно.

10:31:08 ТЛФ            «Антенна»-35

10:31:09 РП             Диспетчера.

10:31:10 ТЛФ            Вызываю.

10:31:15 Дисп.          Смоленск «Северный», Муравьев.

10:31:17 РП             Ну какой?

10:31:18 Дисп.          Что?

10:31:18 РП             Запасной какой?

10:31:20 Дисп.          Ну, Витебск, Минск, он... же пока мы с зоной согласовываем.

10:31:23 РП             Анатолий Иванович, поторопитесь, он же на кругу, его же надо будет куда-то говорить, а то он будет у нас летать тут, блин.

10:31:27 Дисп.          Хорошо, хорошо, хорошо.

10:31:39 РП             Контроль за высотой (нрзб).

10:31:42 Красн.         Нет, вы свою обязанность выполнили...  Предупреди его, у нас 100 метров, решение доложить на 100 метрах.

10:31:57 РП             PLF 1-0-1, я «Корсаж».

10:32:00 101            Отвечаем.

10:32:02 РП             500 метров заняли?

10:32:05 101            Пока нет, 1000, снижаем.

10:32:08 РП             Понял.

10:32:24 Красн.         Где-то удаление 12, да?

10:32:25 РП             Ага.

10:32:29 РП             Не знаю, я бы на месте Москвы сюда бы не гнал.

10:32:34 Красн.         Это решение (нрзб). Международного номер один, он там сам (нрзб).

10:32:36 РП             Метео, метео, с «Южным» связывался, как погода у них?

10:32:51 РП             Слушаю.

10:32:52 Дисп.        (нрзб) окончательное решение (нрзб) если уходит на запасной, то связь с РДЦ и там ему скажут или Витебск, или Минск.

10:33:06 Красн.         Хорошо. Я, Анатолий Иванович, принял.

10:33:12 Красн.         Слушай, ну метео что, не вменяемый что ли.

10:33:14 РП             Он дает сейчас 800 метров.

10:33:21 Красн.         Да какие 800... Вот сейчас 800 метров, а тут вообще, глянь... туда хоть, метров 200-300 точно есть, а туда - метров 200 максимум.

10:33:37 А              Еще бы замер.

10:33:39 РП             PLF 1-0-1, высота 500?

10:33:45 101            Подходим 500.

10:33:52 Красн.         Товарищ генерал, к траверзу подходит. Все включено, и прожектора по-дневному, все стоит.

10:34:02 Красн.         По-дневному, по-дневному, и слева, и справа.

10:34:06 Красн.         Не понял, ну слева, на торце и слева, и справа стоят.

10:34:12 Красн.         Конечно, по-дневному, конечно.

10:34:22 Красн.         Ну да, я понял, хорошо, хорошо.

10:34:33 Красн.         Слышь, вот я не вижу тот прожектор, как он глядит.

10:34:35 РП             Какой, нормально, нормально.

10:34:38 Красн.         И этот тоже подними.

10:34:43 Красн.         Я вот не знаю, говорить ему на счет прожекторов или нет.

10:34:50 РП PLF         1-0-1, 500 заняли?

10:34:54 101            Заняли 500 метров.

10:34:56 РП             500 метров. На военном аэродроме посадку осуществляли?

10:35:02 101            Да, конечно.

10:35:04 РП             Прожектора по-дневному, слева, справа в начало полосы.

10:35:10 101            Понял.

10:35:13 РП             1-0-1, выполняйте третий, радиальное 19.

10:35:19 101            Выполняем третий, польский 101.

10:35:22 РП             Польский 101, и от 100 метров быть готовым к уходу на второй круг.

10:35:39 РП             Вообще стало...

10:35:43 Красн.         Ну ты знаешь, на «Южный» хоть позвони, у них там хоть улучшение какое-нибудь намечается?

10:36:04 ТЛФ           «Антенна»-35

10:36:04 Красн.         Давайте город наберем, 62-84-21.

10:36:25 Красн.         Добрый день, полковник Краснокутский, «Северный» звонит вам. Как погода у вас сейчас?

10:36:29 Южный          (нрзб) туман.

10:36:31 Красн.         Туман тоже стоит, да?

10:36:33 Красн.         А, улучшение пошло, я так понял?

10:36:34 Южный          Ну знаете, да стало понемножку улучшаться, незначительно, но стало получше.

10:36:39 Красн.         Я вас понял, хорошо, спасибо.

10:36:41 Красн.         У них пошли улучшения, 600, было 200, стало 600.

10:36:50 Красн.         Олег Николаевич, на 4-м развороте контрольный заход и далее выход, при уходе в Минскую зону, или Витебск, или Минск, запасной ему определят.

10:37:00 Красн.         ...да, ну сел он вообще..., 200 метров видимость, даже меньше, вот с этим курсом.

10:37:23 101            Выполняем четвертый, польский 101.

10:37:26 РЗП            101, выполняйте четвертый.

10:37:32 Красн.         Оно еще хуже стало, глянь, Паш.

10:37:35 Красн.         Он не зайдет.

10:37:42 Красн.         Ты главное дай ему на второй круг, значит на второй круг и все, а там дальше, сам принял решение, пусть сам и решает...

10:38:17 Красн.         Вот он появился.., вот глиссада.

10:38:26 Красн.         Не, не, нормально, нормально.

10:38:51 Красн.         Валерий Иванович, удаление 12... нет нет метров 200 видно, куда ему заходить.

10:39:09 РЗП            101-ый, удаление 10, вход в глиссаду.

10:39:30 РЗП            8 на курсе, глиссаде.

10:39:34 101            Шасси, закрылки выпущены, польский 1-0-1.

10:39:37 ПРП            Полоса свободна.

10:39:40 РП             Посадка дополнительно, 120,3 метра.

10:39:50 РЗП            Подходите к дальнему, на курсе, глиссаде, удаление 6.

10:39:53 101           (на польском языке).

10:40:14 РЗП            4, на курсе, глиссаде.

10:40:17 101            На курсе, глиссаде.

10:40:27 РЗП            3 на курсе, глиссаде.

10:40:28 Красн.         Фары включи.

10:40:31 РП             Фары включите.

10:40:34 101            Включены.

10:40:39 РЗП            2, на курсе, глиссаде.

10:30:50 РП             (нрзб).

10:40:53 РЗП            Горизонт, 101!

10:40:55 РП             Контроль высоты! Горизонтальной!

10:40:59 РП             Сколько ждать?

10:41:03 РП             Уход на второй круг!

10:41:07 РП             Уход на второй круг!!!

10:41:09 РП             Где он?!

10:41:11 РП             Уход на второй круг!!!

10:41:14 РП             Б...дь, ну где он?!!

10:41:16 РЗП            А х... его знает, где он?

10:41:18 РП             101!!!

10:41:20 РП             Ё... твою ма-а-а-а-а-ать!

10:41:21 Красн.         Ё...ный ты в рот бл...!!!

10:41:24 РП             Уход на второй круг, 101!!!

10:41:27 Красн.         По-моему б...дь...

10:41:34 РП             101!!!

10:41:38 Красн.         Б...дь!!!

10:41:44 РП             101!!!

10:41:48 Красн.         Б...дь, давайте пожарку туда, куда б...дь!

10:42:16 Красн.         Ё... твою мать!

10:42:21 РП             101, PLF!!!

10:42:22 Красн.         Б...дь!!!

10:42:30 РП             PLF 101!!!

10:42:38 А              Хоть узнай, долетел он или нет до привода, где он?

10:42:42 А              Все, привод ближний прошел, левее... возле дороги где-то.

10:42:48 РП             PLF, 101!

10:42:49 Юдин           После ближнего упал, левее дороги.

10:42:56 А              На второй круг уходить начал, потом пропал…


Кто есть кто.  РП – руководитель полетами подполковник Павел Плюснин
               Красн. –  начальник 610-го центра боевого применения и  переучивания летного состава военно-транспортной авиации Николай Краснокутский.
               РЗП – руководитель зоной посадки
               ПРП – помощник руководителя полетами
               Дисп. – диспетчер
               Тлф. – телефонистка, позывной «Антенна»
               101 – командир польского самолета   
               Корсаж – аэродром Смоленск-Севеный               
               Логика – командный пункт аэродрома
               Бурелом – центр управления воздушным движением


*     *     *

Первое столкновение самолета с верхушками деревьев без разрушения конструкции, произошло в 10-42 на высоте примерно 11 метров, в районе «ближнего привода», на удалении 1100 метров от торца взлетной полосы и на 35 метров левее ее продолженной оси. При этом самолет уже находился примерно на 15 метров ниже уровня торца полосы! Как можно было загнать самолет мимо полосы, да еще и в огромную яму? МАК делает вывод: Виноват экипаж. Действительно, до самого последнего момента (в нарушение всех действующих инструкций) пилоты пользовались радиовысотомером, а он показывает абсолютное расстояние до земли. Барометрический высотомер показывает высоту над плоскостью ВПП. Были допущены и другие нарушения. В последнюю минуту полета автоматическая система предупреждения опасного сближения с землей неоднократно срабатывала в кабине самолета, но экипаж игнорировал предупреждения. Непонятно, почему РЗП (руководитель зоны посадки), который имеет радиотехнические средства контроля положения самолета заходящего на посадку, четырежды в последнюю минуту полета, сообщал пилотам о том, что самолет «на курсе, на глиссаде»?

При дальнейшем движении самолета произошло столкновение с группой деревьев на высоте около 4 метров. На удалении 244 метров от первого столкновения, в 60 метрах левее условной оси ВПП, на высоте около 5 метров произошло роковое столкновение с березой с диаметром ствола 30-40 сантиметров. Левое крыло самолета разрушилось, он перевернулся вверх шасси и так двигался еще 150-200 метров до полного разрушения… Вот и все.

P/S  Наши диспетчеры видели, чувствовали надвигающуюся катастрофу и не хотели сажать польский борт в Смоленске:  «…у нас туман, видимость менее 400 метров, чего его к нам-то сейчас гнать?...  Ну, передайте еще  Москве, у вас есть связь!…»  Руководитель полетами в отчаянии!  Ключевые слова: «Чего его к нам-то гнать?» и «Еще»!

Но, увы, в Москве тоже есть кому «взбеситься»...


Рецензии
На мой взгляд сработал обычный человеческий фактор непрофессионализма пилотов. Для пилота выполнение руководящих документов, что написаны кровью наших товарищей, должно быть незыблимыми. Настоящий пилот кроме умения пилотировать самолёт в экстремальных условиях, должен обладать огромной силой воли подавлять личностные факторы (хочется домой или поскорее закончить день)и, действующие из-вне (уговоры начальства, боязнь оказаться неугодным из- за затрат компании) и выполнить положенное. В данном случае, как я понял в аэропорту небыло современной системы посадки, а был допотопный заход по приводам. То есть по курсу экипаж ориентировался по совмещению двух стрелок из кабины, а по глиссаде в основном по подсказкам диспетчера, следящего за снижением по посадочному локатору. Но нужно понимать и то, что чем ближе к земле, тем хуже разрешающий фактор локатора и меньше времени на возможную коррекцию. То есть нужны секунды, чтобы увидеть отклонение на локаторе, секунды на словесную передачу информации экипажу, секунды на исправление экипажа. На высоте принятия решения 100 метров, что оговаривали диспетчера, удаление от полосы должно быть чуть более километра. А это 10-12 секунд полёта на скорости 200 км/час. То есть с этой высоты безопасность полностью ложится на плечи КВС(командира). Диспетчер даже увидев отклонение, и передав её, не сможет повлиять на ситуации за отсутствием пространства для манёвра. Для настоящего командира должны быть вбиты в голову навечно 3 вещи; высота перехода, когда переустанавливается давление 760 на давление аэродрома посадки, точка возврата и точка принятия решения. Здесь он должен моментально отвергать любые личностные, человеческие факторы, и чётко исполнять лётный закон. На высоте 100 метров второй пилот говорит- Высота принятие решения. КВС, если видит полосу говорит- садимся. Если не видит, то командует- уход на второй круг. Если КВС замешкался, то второй пилот обязан сам начать манёвр ухода. Судя по обстоятельствам, самолёт шёл по глиссаде почти до 100 метров, чуть не доходя до ближнего привода, а потом решил поднырнуть, то есть "фактор" сломал его волю, как профессионала. И диспетчера ничем ему не смогли бы помочь с данным уровнем оснащения. Вообще, по опыту перевозок высокопоставленных лиц, фактор давления "шестёрок" из окружения начальства, и давления лётного начальства, типа "надо, Федя, надо", очень силён. В таких случаях мне помогало преодоление ложного страха, и разговор по душам с самим начальником. Это часто помогало уменьшать фактор риска. Считаю, что это прямая недоработка командно- инструкторского состава, мало уделяющего внимание на волевые качества КВС. Ну вот как- то так.

Александр Шадрин   12.01.2013 10:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.