Горизонты школьной литературы

Давно хотел заглянуть в нынешние школьные учебники по литературе... Вот и выпал шанс. Завершая праздничную программу 1-го сентября — поход в кино, аттракционы, мороженое и пр. и пр., заглянули с моим первоклашкой в "Детский мир". Пока ребенок "завис" подле игрушек, его папа, дабы не мешать сыну и мучительному процессу выбора самого необходимого, оказался рядом с книжной полкой, где были выставлены учебники-хрестоматии по русской литературе, и решил хотя бы бегло ознакомиться с ними. Погружаться в чтение времени не было, поэтому ограничился просмотром содержания. Что же мне запомнилось? Какое сложилось впечатление от перспектив предстоящего нам с сыном погружения, прикосновения к важнейшему из искусств?
Начальная школа особых нареканий не вызвала, хотя изобилие авторов вызвало некоторое недоумение. Наряду с детской классикой от сказок Пушкина до Маршака, Барто, Чуковского, Заходера и др., появилась масса имен мне не знакомых. Возможно, в мое время их просто еще не было. Поэтому "не прочитав Пастернака, осуждать не буду".
А вот дальше стало интереснее...
В 6-м классе (т.е. в 5-м по-старому летоисчислению) наряду с главной темой года — "Образ человека в литературе", предлагается изучать "тоническую и силлабо-тоническую систему стихосложения". О, как!
В 8-м классе (в 7-м по-старому, т.е. в 13 лет) по основной программе идут: "Гамлет" ("Отелло" — вне класса), "Фауст", "Житие протопопа Аввакума" (Переписка Ивана Грозного с Курбским — вне класса).
В 10-м классе без Чернышевского и снов Веры Павловны по-прежнему не обойтись.
В 11-м классе — Г. Аполлинер, Ф. Кафка, Платонов с "Котлованом", Солженицын "Один день Ивана Денисовича", "В круге первом", "Архипелаг Гулаг" плюс обзор современной литературы, правда, не указаны авторы — видимо, на усмотрение учителя.
У меня не возникает сомнений по поводу необходимости ознакомления любого человека, жаждущего приобщиться к мировой литературе и философии, с классикой жанра, но не отобьет ли это желание чрезвычайная перегруженность школьной программы, навязывание не по возрасту ряда авторов и их произведений. Как в 13 лет будет воспринят протопоп Аввакум без тщательного изучения проблем раскола русской церкви, не говоря уже об отношениях Грозного и Кубского? Помнится, Горький рекомендовал "Житие..." к изучению в школе, но в каком возрасте... А Гамлет, Отелло, Фауст?
Нужен ли по-прежнему "разбуженный декабристами" Чернышевский? Не лучше ли было тогда заменить его "Бесами" Достоевского?
И жаль не узнать мнение Солженицына о включении его трудов в школьную программу!

Бороться с образованием можно разными способами — введением платы, упрощением до минимума или, наоборот, усложнением, перегрузкой, которые отобьют желание учиться, вызовут синдром хронической усталости и, как итог, отвращение.


Рецензии
У меня сын, слава Богу, отучился до "эпохи Фурсенко", но и тогда уже некоторые вопросы по курсу литературы возникали... А вот за счет чего (или, вернее, чьего творчества) удалось втиснуть в программу Шекспира и Кафку - как говорил один мой знакомый "вопрос с балкона"!
Хороший пример из нынешнего учебника (правда, не литературы, а что-то вроде "природоведения" для младших классов. Вопросник.
- Бывал ли ты в лесу?
Ребенок отвечает "да".
- Видел ли ты в лесу мертвых животных?
Ребенок озадачивается совершенно, робея отвечает "нет".
А дальше - вопрос вопросов:
- Почему?
Браво, Фурсенко!
С уважением,
ОЕ

Олег Евсеев   15.03.2012 19:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег! На самом деле, все очень печально. Иногда мне кажется, что мы скатываемся в те времена, когда школьное образование пребывало в недоступности, или доступности для ограниченного круга лиц, а для всех остальных церковно-приходские школы.

Алексей Шкваров   16.03.2012 19:36   Заявить о нарушении
В итоге такого изучения литературы получаются "шедевральные" ответы на экзамене.2012 год-пересдача устного экзамена по литературе.
Ученице достался вопрос о "Слове о полку Игоревом",речь зашла о содержании плача Ярославны.С горем пополам всеобщими усилиями выяснили, что обращалась Ярославна к силам природы...
Учитель задаёт вопрос
-Кто из классиков русской литературы взял подобный приём в своих сказках...?
Желая помочь, учитель начинает....Пушкин.."Сказка о мёртвой...мёртвой..тут ученица бодро выпаливает -о мёртвой рыбке:)))

Первишова Ирина   04.07.2012 18:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.