Записки Прогдиггера 52 Джаз

Что вы знаете о джазе? Готов поспорить, что почти ничего. И это при том, что, объективно, именно джаз является самой популярной формой современной музыки. Джаз слушают все поколения и все социальные слои. Джаз неформальнее классики и академичнее рок-музыки. Джаз звучит в кино и рекламе. Джаз актуален и бесконечен. Правда, в этом есть и свои сложности.

Когда-то мое представление о джазе исчерпывалось несколькими именами: Луис Армстронг, Элла Фитцджеральд, Дюк Эллингтон, Билли Холлидей – и все. Были еще пластинки с разными прочими именами, но ничего нового к моим познаниям в джазовой музыке они не добавляли. Все изменилось уже в разгар эпохи прогрессивного копания.

Так получилось, что моя жена не разделяет мои пристрастия к прогрессивному року. Граница непонимания пролегла там, где рок-музыка начинает греметь, патетично завывать или раздражать слух диссонансами. Но поскольку в салоне автомобиля обойтись без музыки  никак нельзя, мы стали искать компромиссы и нашли - фьюжн вроде Brand X или Weather Report. Но групп, играющих фьюжн, мне было известно не уж так много, поэтому я решил попробовать добавить в наш музыкальный набор еще и чистого джаза.

Вначале, я принялся искать знакомые имена, вроде все тех же Армстронга и Фицжеральд, но потом мне вспомнился Чарли Паркера, чью игру я давно хотел услышать благодаря рассказу Хулио Кортасара «Преследователь». Это была история последних дней пропитанного наркотиками джазмена, совершенно чуждого этому миру и живущего в каких-то кокаиновых видениях. Кроме того, мне хотелось понять, что из себя представляет Джон Колтрейн, чьей музыкой вдохновлялся Кристиан Вандер, создатель увлекавшей меня в то время музыки Цойл.

Поиски соответствующих ссылок неожиданно привел меня на просторы системы персональных сайтов Multiply.com. Это открытое сообщество, предоставляющее возможность создавать персональные странички – вроде небольших сайтов с простейшей структурой. В последнее время там что-то изменилось, и теперь некоторые функции уже недоступны, но три года назад на  Multiply.com можно было заливать музыку, оформляя все это соответствующими комментариями. На одной из таких страничек я и наткнулся на целую коллекцию джазовой музыки, причем, что очень важно, каждый альбом сопровождался указанием конкретного стиля. Будучи на тот момент совершенным дилетантом в джазовой терминологии, я принялся копаться в различных источниках, и с удивлением обнаружил, что джазовая музыка прошла в своем развитии практически все те же стадии, что и рок музыка, но на пару десятилетий раньше. Обилие стилей и направлений в джазе просто неисчерпаемо, их гораздо больше, чем в роке, и многие из них с трудом поддаются идентификации. В общем, как и любой нормальный копатель, я тут же бросился в отверзшееся море информации с головой.

Путеводной звездой для меня стали несколько замечательных Интернет сайтов. Прежде всего, это электронный журнал jazz.ru и его впечатляющий раздел по истории джаза jazz.ru/books/history/. Долгое время я постигал тонкости джазовой эволюции именно по статьям с этого ресурса. Кстати говоря, одноименное печатное издание выше всяких похвал. Говорю это как читатель целых трех номеров.

Среди прочих полезных ссылок в качестве информации могу порекомендовать следующие:

slovari.yandex.ru/dict/jazz_xx – отличный словарь джазовых имен и терминов.
st52.narod.ru/artists.html – информация о джазовых музыкантах.
modboy.of.by/text_JB.html – статьи о развитии джаза (несколько невнятные и, на мой взгляд, весьма субъективные).

Но самым изумительным путеводителем по истории джаза оказался великолепный двенадцати серийный документальный фильм Кена Бернса "Джаз" с комментариями Уинтона Морсалеса. Это подробное и обстоятельное изложение основных событий в эволюции джазовой музыки – от рэгтаймов до современного мэйнстрима. Говорят, что в Америке, после демонстрации этого фильма по телевидению, продажи джазовых пластинок удвоились. Охотно в это верю, поскольку после просмотра каждой серии мне хотелось найти практически все, что в ней упоминалось. Часто это было не просто, но – я даже откопал самую первую в истории звукозаписи джазовую пластинку!

И тем не менее, не смотря на наличие достаточного количества информации, коллекционирование джаза оказалось еще более непростым делом, чем поиски рок музыки. Я составил весьма краткий  список трудностей, которые поджидают начинающего собирателя джаза:

1) Джазовая коллекция с трудом поддается систематизации. Тут вот в чем дело: можно, конечно, собирать записи по именам музыкантов, но, во-первых, тогда теряется стилистические ориентиры (поскольку один и тот же музыкант почти обязательно отметился в нескольких направления), а во-вторых, джазмены так часто записывали совместные альбомы, что отнести какую-либо запись в актив конкретного музыканта бывает весьма затруднительно. С другой стороны, можно попытаться систематизировать записи по стилям и направлениям, но тогда нужно распрощаться с идеей хранить записи одного музыканта в одном месте, по причине уже упомянутой выше.

2) Очень трудно собрать «полную дискографию» даже не самого известного джазмена, поскольку дискографии эти настолько огромны, что можно впасть в уныние. Беда в том, что, во-первых, в джазе принято записывать «стандарты» - мелодии, ставшие классикой. Их переигрывают все подряд, и почаще биттловской “Yesterday”. Во-вторых, концертные записи имеют тот же статус, что и студийные – часто они никак не повторяют «официальные альбомы», а представляют собой оригинальный набор композиций, сыгранных в оригинальном составе.

3) Поиск джазовой музыки намного сложнее, чем поиск рок-записей, поскольку, как это ни удивительно, джазовые музыканты упоминаются по любому поводу в сотни раз чаще, чем роковые, но откопать живую ссылку на бесплатную музыку среди моря платных сайтов, статей и новостей иногда просто невозможно.

Моя джазовая коллекция долго меняла свою конфигурацию, прежде чем принять свой сегодняшний вид. Окончательно я определился с принципами систематизации только совсем недавно, и теперь моя коллекция джаза выглядит следующим образом:


00 - GREAT PERSONS
01 - TRADITIONAL JAZZ
02 - BOP
03 - COOL & WEST COAST JAZZ
04 - THIRD STREAM
05 - POST BOP
06 - FREE & AVANT JAZZ
07 - FUSION, SOUL JAZZ & FUNK
08 - NEO BOP
09 - EASY-LISTENNING & SMOOTH JAZZ

Как видите, я все же решил пойти по пути стилистической систематизации. Это, конечно, далеко не самая идеальная схема, но она позволяет лучше ориентироваться в стилях, направлениях и персоналиях джаза, учитывая при этом, в некотором смысле, и хронологию его развития.


Рецензии
Рад, что нашел эту вашу страницу, Андрей. Чувствую, многое пригодится, да и вкусы наши оказались похожими.

Я, как и Вы, знал несколько имен, пока не прочитал "Преследователя". Вы уж простите, его Кортасар написал, а не Борис Виан, напутали Вы что-то.
А потом я нашел книгу Панасье "История подлинного джаза". Если Вы ее читали, то, наверное, согласитесь, что мне повезло найти более краткий путь, чем ведение случайных раскопок на вторичных ресурсах.
Вполне согласен, что мало знаю о джазе и сейчас, потому спорить не стану.

Александр Кайданский   25.02.2012 21:06     Заявить о нарушении
Доброе утро, Александр:)

Конечно же Кортасар:) Спасибо: сам не понимаю, как это Виан туда затесался. Насколько могу припомнить, я держал в уме Виана как пример связующего звена между джазом и литературой - Виан был, как говорят, довольно неплохим трубачом. Вот, видимо, и выскочил вместо Кортасара:)

Книгу Панасье я, к сожалению, не читал и даже не слышал о ней, поэтому не знаю, насколько она хороша. Но не думаю, что вообще возможно уместить в одну книгу все, что можно и, главное, нужно сказать про джаз. Единственный путь - это копать, копать и еще раз копать:) Тем более, что джаз нужно прежде всего слушать:)

Мой традиционный вопрос: как у вас с познаниями в Третьем течении? Это я пытаюсь найти дополнительные источники информации по этому направлению:)

Андрей Фко   27.02.2012 04:55   Заявить о нарушении
Согласен, все о джазе нельзя слить в одну бутылку. Книга, о которой я говорил, рассказывает об истоках джаза, его становлении и развитии, много имен и характеристик, естественно, субъективных. Hugues Panassie - французский джазовый критик и продюсер, лично знавший многих живых легенд, его называли джазовым Папой Римским. Такие люди бывают харизматичны и категоричны. К примеру, он не принял "боп" и сказал, что Чарли Паркер перестал быть настоящим джазовым музыкантом, разработав его. Хотя и Армстронг так считал, и сам Паркер говорил, что "би-боп" чужд джазу, но в книге Панасье имеется перекос. К тому же, книга и заканчивается на "бопе".
Мое мнение - традиционный джаз больше обращается к чувствам, "боп" - к интеллекту. Дальше выбирает каждый сам.

Что касается Третьего течения, я посмотрел ваш перечень и подумал, что вы несколько лукавите, говоря о недостатке информации. :)
Но если вдруг мне что-то попадется, и его не будет в вашем превосходном списке, обещаю сообщить немедленно.
Всего доброго!

Александр Кайданский   28.02.2012 03:38   Заявить о нарушении
Добрый день, Александр:)

Что тут можно сказать? Традиционного джаза уже давно почти нет:) Весь современный джаз - это боп. Есть еще один интересный момент: в конце шестидесятых рок-музыка стала расширять свои горизонты, и появилось две формы слияния рока с джазом: джаз-рок (или брасс-рок) и фьюжн. Первая адаптировала традиционный джаз, вторая - боп. Первая просуществовала три года от силы, вторая существует до сих пор и не теряет своей популярности.

С тем, что боп для интеллекта - согласен, но не совсем. На самом деле, боп универсален: и для души, и для ума, а хард-боп еще и для тела: как зажигали под хард-боп в Гарлеме - это нужно видеть! (а можно это видеть в фильме Кена Бернса).

Насчет Третьего Теченья я совсем не лукавлю:) В Интернете нет скомпилированной информации, ни на русском, ни на английском. К сожалению. А ведь направление очень интересное - все-таки высшая точка развития джаза как композиторской техники.

Андрей Фко   28.02.2012 13:30   Заявить о нарушении
Ситуация с джазом мне видится такой, что творческие натуры джазовых музыкантов не желают подражать и время от времени бунтуют против канонов. Так было и с бопом, так появилось третье течение вместе с прогрессив-джазом. Где-то я читал, что уже говорят о нео-классике, имея в виду "современный" подход к сочетанию импровизации и классики. Причем чуть менее современные джазмены отрицают этот термин теми же аргументами, которые слышали в 50-х годах их дедушки: нет свинга, ритма и т.д.

А то, что какие-то направления сегодня почти умерли, мне никак не мешает получать удовольствие от записей. Это как в литературе: не обязательно читать современных авторов, о которых громко кричат.

Александр Кайданский   28.02.2012 14:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.