Право выбора

Домашний ребенок: за и против

ИЗ АРХИВА: Публикации в одной районной газете


О проблеме  «неорганизованных» детей говорится довольно часто. Но всегда явление это рассматривается однозначно, как негативное.
Однако, так ли уж страшен черт, как его малюют? Если посмотреть на проблему с другой стороны, то ведь есть и «плюсы» домашнего воспитания. В любой нормальной семье обстановка в течение дня менее напряженная, чем в группе из 20 ребят. Хоть там сверхгениальный и сверхдушевный педагог работает — скопление детей с их энергией в любом случае создает постоянно возбужденный фон, что не может не сказываться  на состоянии нервной системы. Во-вторых, меньше риск получить заболевания, передающиеся при контакте детей в группе. В-третьих, будучи целый день дома, ребенок «пропитывается» интересами и заботами родителей, что сближает, уменьшает вероятность в дальнейшем отчуждения, которое чревато серьезными проблемами, когда ребенок будет взрослеть.
Остается один серьезный вопрос: какими «неорганизованные» дети придут в школу? Если имеется ввиду уровень интеллектуального развития — то сейчас многие родители имеют достаточно высокий уровень образования и в состоянии сами, без больших доходов и гувернанток, обеспечить ребенку тот объем знаний, который он должен иметь, чтобы успешно учиться. Но неплохо было бы, если бы им помогли определить этот «объем», необходимые требования.
Второй вопрос — коммуникабельность. Как «домашний» ребенок будет вливаться в коллектив?


На эту тему состоялся разговор с методистом РУО Людмилой Яковлевной Ивачевой.
Л.Я. - В 2004-2005 годах воспитателями района были разработаны и предложены родителям программы индивидуального развития детей с учетом возрастных особенностей. Но оказалось, они не готовы к такой форме работы с детскими садами. В группы краткосрочного пребывания заявлений не поступило, но родители и бабушки с большим желанием посещают в д/с праздники (Новый год, 8 Марта), развлечения; воспитатели приглашают их на занятия, на прогулки, проводят дни открытых дверей для такого контингента.
Воспитатели при посещении семей, где проживают дети, не посещающие детсад, не только изучали условия проживания ребенка в семье, но одновременно проводили с родителями беседу, информировали их о важности и значимости дошкольного образования.
Домашнее воспитание — это с одной стороны хорошо, для детей с ослабленным здоровьем, но с другой стороны плохо — потому что ребенку необходимо общение. И не только со сверстниками, но и с детьми младше и старше себя. Ведь только в детском коллективе формируются определенные навыки культуры общения,развивается коммуникативность, ценностно-орентированное представление об окружающем.
- А если семья достаточно большая, не один ребенок?
- Ну и что! Дело в том, что в современном обществе, когда предъявляются для реализации вариативные программы работы с детьми, то родитель, даже имея высшее образование, не знает требований стандартов образования — с каким запасом знаний, умений ребенок должен прийти в школу.
Родители считают, что главное — научить ребенка читать. Но надо научить читать правильно, надо давать информацию правильно. Формирование элементарных математических навыков — у них тоже своя специфика, свои требования на возрастном уровне.
Сейчас у нас уделяется большое внимание социальной компетентности. Последние два года мы заботимся о том, чтобы ребенок получал знания о себе, о семье, о малом окружении, и только потом мы даем ему более обширные знания — о  Родине, о том, что еще там что-то другое есть. А раньше было наоборот — мы много знали обо всех республиках, но ничего не знали о маме, бабушке, своей улице.
- Получается, вхождение в общество хорошо продумано, проработано...
- Да, и в этом плане очень много детям дается.
- Но вот другая сторона — забота о ближнем. Дома это естественно: папа придет с работы, кушать хочет, мы ждем его, готовим... В общем, житейские моменты. Ведь в основном жизнь наша на заботе о ближних и строится...
- Все понятно. В детсадах ведь тоже учат этому. Сейчас у нас целые разделы в программах в этом направлении. Но в семье зачастую круг интересов сужается до схемы: кухня-мама-папа-бабушка, а остальные для ребенка уже ничего не значат. А надо ведь учить его соотносить себя с другими, уважать тех, кто в классе, знать, что можно, что нельзя, правила приличия какие-то.
- Это важно, но есть и такой момент, что ребенок как бы между двух огней. С одной стороны вхождение в общество, авторитет учителей, авторитет класса — со временем они становятся выше, их влияние сильнее, и потом родитель теряет контроль. Потом говорят, что во всех проблемах виноваты родители, что все идет из семьи — а фактически авторитет родителей подрывается, когда  ребенка рано отрывают от семьи.
- Ребенок просто не может найти себя в обществе. Он все время дома, у него очень узкий круг общения, он не может защитить себя где-то...
Вообще, мы пропагандируем дошкольное образование, мы призываем всех родителей, что надо отдавать ребенка в детсад! Другое дело, что сейчас есть право выбора. Родители могут, если мама не работает, водить ребенка только на занятия, на праздники и развлечения, в группы краткосрочного пребывания. Но мы считаем, что дошкольное образование нужно, чтобы ребенок видел мир и дальше дома.
- И какой возраст Вы считаете самым лучшим для поступления в детсад? Чтобы ребенок уже окреп и т.д.
- С 2 лет,  когда уже развивается его активный словарь, он стремится к общению через язык. Максимально — с трех.
- А вот, например, говорят, что в Ханты-Мансийском округе, если мама не ищет никакую работу, а сидит дома и занимается ребенком, то регион выплачивает ей 3,5 тысячи, то есть, наоборот, идет поощрение семейного воспитания.
- Тюмень может себе это позволить.
- В данном случае суть не в материальной стороне вопроса, а в политике государства в отношении семьи. Я так поняла, что Вы считаете это ненужным...
- Ну почему же... Это опять же зависит от условий пребывания ребенка в семье. У нас, если государство или регион, как Тюмень, определит такую сумму — все захотят сидеть дома, потому что у нас неплатежеспособное население. А что из этого выйдет — большой вопрос. Что дадут ребенку дома? Прежде всего «в восторге» будут педагоги в школе, которые будут брать этот контингент.. и сейчас ведь мы мучаемся. Почему такой, достаточно высокий, процент неорганизованных детей? Это в основном дети из асоциальных семей. Вот мы разработали индивидуальную программу , воспитатели обошли семьи, говорили: мы к вам придем, 2 раза в неделю. В среду проведем развитие речи и рисование, в пятницу песенки попоем или сказку почитаем. Родители говорят6 нет. К ним приходят, они двери закрывают — уходите. Потому что они не хотят, чтобы педагог что-то там видел в семье. Механизм еще не проработанный даже на уровне России, как работать с такими детьми. Нет оплаты, т.е. воспитатели идут за счет того времени, тех средств, которые может изыскать заведующий. Это, конечно, минимум, и поэтому, когда воспитатель идет в семьи с участковым, учителем, медиком — а там двери закрывают, не пускают и прочее, то раз-два-три сходила, а потом говорит — а почему я должна?
А так, конечно... Если бы у нас была возможность перенять такой опыт по привлечению родителей, то наверное, многие мамы предпочли бы дома сидеть с детьми. А уж  «неблагополучные»-то семьи вообще все враз бы захотели!
- Но там может так получиться, что они как раз бы захотели просто деньги получать. Но ведь это же предполагает и обязательства какие-то родителей перед государством.
- А кто у нас будет эти обязательства проверять, как они выполняются на уровне этой семьи? Нет у нас такого механизма.
- Увы, ТАКОГО выбора нам пока никто не предлагает. И в обозримом будущем вряд ли предложат.

Июль 2005

PS.
Разговор был долгим, в материал для публикации вошло далеко не все.
Но самая «потрясающая» мысль моей собеседницы не забылась до сих пор. Ее я сознательно не включила тогда — побоялась оскорбить всех родителей оптом... может, «по горячке» специалист ее выдала журналисту... но сути это не меняет.
Вот она, эта мысль: «у нас в районе, может, только человека 2-3 найдется родителей, которым можно доверить воспитание детей».
Вот уж точно — хоть стой, хоть падай!
Это что — мы рожаем детей для СИСТЕМЫ образования, как материал, которым она распоряжается по своему усмотрению? Ваше дело — родить и отдать, а мы уж решим, подпускать вас к ним или нет!
Так и хочется процитировать одного знакомого: «сам-то понял, что сказал?»


Рецензии
В родительском сообществе сегодня распространён скорее другой подход: мы детей привели в школу, остальное не наши проблемы. Нам деньги зарабатывать надо. Если родители желают влиять на школу, двери для них открыты и право выбора в рамках закона у них есть. Основные беды школы лежат вне её порога. Это беды современного мира взрослых.


Иннокентий Темников   15.01.2019 06:34     Заявить о нарушении
Да, причины - не в школе. Учителя тоже прежде всего родители, которые в школе для своей семьи работают, и приоритеты их понятны.

Мария Выдуманная   03.05.2019 09:16   Заявить о нарушении
А влиять на школу - слишком долго. У детей нет времени ждать. У них жизнь идет прямо сейчас, и ломают ее прямо сейчас. Помощь требуется неотложно.

Мария Выдуманная   03.05.2019 09:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.