Танец Шивы

                Сценарий для маленькой пьесы

        Тим – там. Тим-там… Тики-таки-там… Медленно – медленно звуки осваивают пространство. Но не потому, что оно чужое, а потому что они полны достоинства и силы. Мриданга, а это она,  взывая к духовному миру «тим-там… тики-таки-там», налаживает связь между двумя сторонами бытия: духом и материей.

        Поздний вечер застыл над маленькой мазаной хижиной. От сильных ветров и редких дождей ее стены давно прохудились - в них видны ребра тростника и просветы дыр. Кажется, поэтому хижина слепо приткнулась к старому баньяновому дереву, растущему на краю леса, прося у него защиты от вечного времени.
        В хижине на земляном полу ближе к углу - очаг - два камня, подернутые пеплом и наполовину скрытые золой. Над ними вьется едва заметный дымок, распространяя слабый запах горящей навозной лепешки, рядом большая плоская глиняная чашка с горсткой вареного риса и  горшок с остатками молока.
        У очага на чисто выметенном земляном полу на рисовой подстилке лежит старик. Его глаза закрыты, веки слегка подрагивают. На смуглом лице старика время своей божественной рукой начертало боль, умиротворение, радость... Он едва дышит, и только по  жилке, которая неровно бьется на горле, можно понять, что жизнь еще не покинула высохшее тело, которое угадывается под чадром. Длинные седые волосы рассыпаны в беспорядке.
        Главное убранство хижины – старый двухъярусный алтарь, вылепленный из глины пополам с навозом. Ими же любовно замазаны несколько трещин, которые неодолимое время нанесло на алтарь. На нижнем ярусе алтаря лежит  небольшая раковина и свежий цветок лотоса, стоят два маленьких глиняных светильника. Верхний ярус занимает мурти Господа Шивы в облике Натараджи, Царя танца.

        Он прекрасен в своей четырехрукой форме. Его лотосные стопы украшены маленькими мелодичными колокольчиками. Под его правой стопой - демон невежества, Причудливо изогнутая в танце, левая стопа поднята вверх. Ей отвечает левая рука. Другая левая рука держит чашу с пламенем. Из этого пламени  рождается  кольцо, символ космоса, в котором и блистает божество. Руки Господа Натараджи длинные и очень красивые, они изогнуты как змеи. В одной правой руке – змейка. В другой он держит даммару - маленький двухконусный барабанчик. На кружке  натянутой кожи - знак омкары.
        Лотосоподобный лик Господа Шивы прекрасен! Высокую прическу божества украшает корона из маленьких и больших лепестков лотоса. В развевающихся волосах -цветы и змейки, крупной драгоценностью среди них смотрится череп. Ниже него в  кольцах черных вьющихся волос нашла себе вечный приют богиня Ганга. Третий глаз, вертикально покоясь на изогнутых густых бровях божества, украшает его лоб, как редчайший драгоценный камень! Лотосоподобные глаза  смотрят в мир, но не видят его. Господь Шива  в глубокой медитации на Верховного Господа. Он один из самых преданных его вайшнавов!.. Легкие одежды подчеркивают идеальность и красоту тела. Шею и руки полубога, как ожерелье и браслеты, украшают маленькие кобры с раскрытыми капюшонами.

        Рядом с алтарем, на траве куша сидит смуглый мальчик лет семи. Его темно-синие маслины глаз в бело-голубой оправе белка блестят каким-то особым мягким блеском. Иссиня-черные волосы мальчугана забраны в высокую прическу, как у Господа Шивы. Лишь несколько непослушных прядей ближе к вискам завитушками спускаются на его высокий лоб, да спадают крупной волной на плечи.
        Он сосредоточен, и правильные черты его лица чем-то напоминают лик Господа Шивы. Малыш одет в старенькое дхоти и держит на коленях мридангу, ритмично ударяя по натянутой коже маленькими светлыми ладошками. Мальчуган и не помнит, когда впервые взял в руки мридангу, как не помнит своих родителей. Сызмала каждый день вместе с дедом он играл на  даршанах в храме и всякий раз  не мог отвести глаз от змеек Господа Шивы. И хотя капюшоны кобр  угрожающе раскрыты, и пасти готовы в любой момент схватить добычу, мальчик почему-то не боится их и очень любит Господа Шиву.
        Малыш сидит рядом с лежащим дедом, и его взгляд прикован к алтарю, где стоит мурти Господа Шивы - Натараджи, и руки сами собой отбивают: «тим-там… тики-таки-там». И губы тихо и страстно шепчут молитвы Господу Шиве:
        - О, всемилостивый Господь Шива! Ты появился между бровей Господа Брахмы, когда он ругался на своих детей Кумаров! О Шамбху, ты величайший из слуг Верховного Господа Вишну! Тебе ничего не нужно, как и нам с дедушкой. Ты живешь  под деревом, хотя у твоей жены есть всё. О Мидхуштама, ты лучший из всех, кто дает блага! О, всемогущий, тебя называют Ашутошей, потому что ты очень добр ко всем и тебя легко умилостивить! Ты и твоя всемилостивая супруга Ума всегда посылали нам  одну милость.

         «Тим-там… тики-таки-там», - поет мриданга, и, кажется, молитва мальчугана всякий раз каким-то тайным ключиком, отмыкает новый тембр ее божественного голоса, и мриданга вместе с ребенком возносит молитвы Господу Шиве.
       - О синешеий! Ты сама доброта!- на глазах мальчика навернулись слезы. - Когда я болел, … было очень жарко, приползли змеи. Они душили меня. Ты пришел: огонь угас, и змеи уползли. А наутро я уже играл на мриданге. А еще, - голос малыша зазвучал спокойнее, - мне дедушка рассказывал, что полубоги и демоны взбивали  Молочный океан. Они хотели пить эликсир бессмертия. И когда появился Халахала, яд, который мог погубить всех, боги и демоны прибежали к тебе, и ты пожалел всех. Выпил океан яда!..  Теперь у тебя на шее синяя полоска. А раньше я думал, это украшение.
        Ритм мриданги постепенно нарастает, но звуки по-прежнему льются мягко, нежно, словно речь идет о самом важном, самом сокровенном. Веки деда по-прежнему вздрагивают, он в забытьи. Фиолетовые с серебром звуки мриданги звучат так, будто они продолжение округлого тулова божественного инструмента и рук маленького  музыканта.
        - Дедушка говорил, что Шива значит мангала, «благотворный». Сделай милость! Помоги моему деду уйти к Богу. Ты лучше меня знаешь, мой дедушка поклонялся тебе всю жизнь!

        До Господа Натараджи дошли молитвы, который вознес ему маленький мальчик, и он остался ими очень доволен. Шива вышел из медитации. Огненное кольцо вокруг него засветилось голубоватым светом, затем синим, фиолетовым, затем оно стало пульсировать волнами всех цветов радуги.
        Господь Натараджа спустился с алтаря. Змейки на нем не очень-то ласково зашипели. Он ударил пальцем правой ноги о пол и увеличился в размерах. При этом колокольчики на его ногах мелодично зазвенели. Крыша и стены хижины раздвинулись. В проеме показались иссиня-черное небо и яркие звезды. Два глиняных светильника, горевшие слабым светом, ярко вспыхнули и озарили все вокруг, выхватив из тьмы голубоватое тело полубога с синей полоской на горле. Крепкие мускулы тела Господа Натараджи подрагивали от мощной силы, которая просилась наружу, сама не зная, чем может закончиться. Его тело вмиг стало излучать нестерпимый свет.

        Все произошло так быстро, что малыш не успел принести свои поклоны Господу Натараджи. Он только успел закрыть глаза рукой от нестерпимого света, который излучало тело Господа, а когда вспомнил о поклонах, упал лицом ниц, как палка. Его сердце раскрылось в священном ужасе и священной радости и вобрало в себя всю вселенную. Губы шептали: «О, всеблагой Господи, О Господь Натараджа..» Господь  ласково коснулся мальчика левой рукой, приглашая его продолжить игру на мриданге.
        Мальчик коснулся мриданги, и она, казалось, сама запела.
        Натараджа легко повел пальцами правых рук, как будто спросил о чем-то, и пальцы левых рук ответили. При этом пламя в его левой руке вспыхнуло ярче, лизнув своими языками воздух хижины, пробуя его на вкус. Постояв так секунду-другую, Господь Натараджа медленно пошел в танце вокруг умирающего и его внука, поворачиваясь к ним то лицом, то спиной, то боком, всякий раз на мгновение замирая в замысловатой позе. Языки пламени и змейки трепетали при каждом его движении.
        Мальчик заворожено смотрел на божество и не чувствовал ни мриданги, ни хижины, ни умирающего деда. Музыка творила танец Шивы или Шива творил музыку – мальчик не понимал, только слышал, что тело деда и его маленькое сердце отзываются этой музыке, входят в ее волны.

        Господь Натараджа исполнял свой танец, о котором просил его маленький мальчик, танец ухода и рождения, ибо Господь знал: где смерть, там жизнь. Он знал это так же точно, как знал,  что его отца зовут Брахма.  Как отлично знал свои имена. Как знал, что всем управляет Верховная Личность Бога, Вишну, причина всех причин. И по великой милости Вишну, он сейчас танцевал смерть. Он танцевал жизнь.

        Лицо уходящего просветлело, помолодело. Мальчик никогда не видел таким своего деда - молодым и красивым. Его согнутые плечи под чадром расправились. Он весь вытянулся. Легко вздохнул всей грудью и выдохнул. Вместе с выдохом жизненный воздух оставил его тело.
        На короткое мгновение малыш закрыл глаза. А когда открыл их, то увидел Господа Шиву на алтаре. Два маленьких светильника по-прежнему едва освещали лотосоподобное лицо божества. Мальчик поднял голову и увидел в проеме хижины: высоко-высоко в  небе загорелась еще одна звезда.

Словарь
Даршан – от слова «видеть», попасть в поле зрения кого-то.
Дхоти – мужская одежда, которую носят последователи ведической культуры
Мриданга – барабан с глиняным корпусом, на котором играют при совместном воспевании святых имен Господа.
Мурти – изображение Господа из глины, дерева или металла.
Чадар – верхняя накидка вроде шали.


Рецензии
Спасибо, Полина.
Прочёл и узнал много нового о Вас, о Ваших увлечениях.
Удивительный и полузакрытый мир религиозной культуры этой великой и спящей страны.
Мир удивительный, только в итоге п о л т о р а м и л л и а р д а консервных банок, и в каждой банке человек.
А ну как Индия проснётся! И уже просыпается, как и Китай.
И одно ма-аленькое замечание - "старая банановая пальма" это почти что "развесистая сибирская клюква".
Банан - это т р а в а, большенькая такая трава, напоминает комнатный цветок "лилию", только листья по три метра длиной и в середине пудовая гроздь бананов вместо цветочков. Рекомендую поправить, а то нечаянно первоклассный юмор у Вас получился.
Н е и с ч е з а й т е с сайта, Полина.

Лео Киготь   26.02.2012 13:13     Заявить о нарушении
Не с глаголами пишется, в основном, раздельно. Надеюсь, это Вас не огорчит?..

Надежда Перетягина   03.03.2012 10:51   Заявить о нарушении
Нискока, радость моя, Полина!
Радвас слышать! Или читать?

Лео Киготь   03.03.2012 11:55   Заявить о нарушении
Вы по-прежнему еще не остепенились.

Надежда Перетягина   03.03.2012 16:06   Заявить о нарушении
Сорри, Полина, я не дядя Стёпа!
Чтобы остепениваться.

Лео Киготь   03.03.2012 20:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.