О противоречии и не только о нем

В статье "О научном самиздате" я писал, что в СССР с 1965 по 1973 г выходил самиздатом научный журнал "Журнал научно-физического кружка им. М.В.Ломоносова". Из этого журнала я предлагаю читателям статью.

ЗА ТОЧНОСТЬ  И ОДНОЗНАЧНОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ
(О термине «противоречие»).
A.Е.AP3AHОВ. (ЖНФК №10, стр.22)

Термин «противоречие» в буквальном смысле этого олова означает, что одна речь направлена против другой т.е. одна высказанная мысль несовместима с другой. Из   двух таких мыслей одна неизбежно должна быть ложной. (Закон исключенного третьего).

До Гегеля термин «противоречие» был применим только к сфере нашего мышления. Для того чтобы правильно мыслить, необходимо, во-первых не допускать противоречий между мыслями.  Таков первой закон правильного мышления, существующий объективно, независимо от того, соблюдаем мы его или нет.

Если в нашем знании о чем-либо есть противоречия, значит в нем имеются какие-то ошибочные положения. Поэтому данное знание нуждается в совершенствовании, т.е. в развитии. И в этом смысле противоречие, понимаемое как несовместимость между мыслями, является толчком к совершенствованию, к развитию знания.

С точки зрения объективного идеалиста Гегеля, мысли,  следовательно, и противоречия, между ними существуют независимо от людей. Носителем их является объективный: дух, или абсолютная идея.  Абсолютная идея, по Гегелю, обнаруживает внутри себя то одно, то другое противоречие. Разрешая эти противоречия, абсолютная идея тем самым совершенствуется, развивается, таким путем идет процесс самопознания, самопостижения абсолютной идеей самое себя. Значит, источником развития абсолютной идеи являются противоречия, существующие в ней самой. Абсолютная идея, по Гегелю, накладывает отпечаток своих противоречий и на природу, и на общество, поскольку природа и общество порождается абсолютной идеей как ее инобытие.

В гегелевской диалектике, как отметил  Энгельс, «действительные отношения поставлены на голову, ... отражение принимается за отражаемое» (Ф.Энгельс, Анти-Дюринг, 1950 г., стр.316). Поэтому, чтобы извлечь из этой мистики что-то рациональное, а точнее говоря, чтобы эта мистика натолкнула на какую-то нужную для революционной теории мысль, необходимо было перевернуть гегелевскую диалектику с головы на ноги и истолковать ее материалистически.  Известно, что Марке и Энгельс  успешно справились с этой задачей. Однако после такого перевертывания термин «противоречие» потерял свой буквальной смысл. Ведь речей друг против друга никто не произносит кроме людей. В природе происходит стихийное противодействие между противоположными процессами и тенденциями. Это объективное взаимопротиводействие  до сих пор в марксистcкoй литературе обозначается термином «противоречие».  И в то же время термин «противоречие» употребляется в своем собственном cмысле, как несовместимость между мыслями.

Итак, термин «противоречие» в настоящее время употребляется то в буквальном, то не в буквальном его значении, это приводят к такой путанице, что очень часто там, где необходимо соблюдать закон, запрещающий противоречия между мыслями, противоречие объявляется диалектическим.

Например. Два наблюдателя воспринимают одну и ту же траекторию. Один находится на земле, второй - на вертящемся колесе. Траектория с точки зрения первого наблюдателя прямолинейная, с точки зрения второго - криволинейная. Противоречие налицо. Не может же быть траектория перемещения одного и того же тела и прямолинейной, и в то же самое время криволинейной. Здесь надо применить закон исключенного третьего: один из наблюдателей неизбежно ошибается.  Однако вместо этого противоречие между наблюдателями объявляется диалектическим, т.к.  оно не зависит от наблюдателей. Наблюдателей, дескать, можно убрать, а точки зрения систем отсчета так и останутся противоречивыми.   Интересно, чье зрение останется после удаления наблюдателей? Ясно, что такой способностью - наблюдать за траекторией перемещения тел - наделяется уже, сама система отсчета. Таким образом, система отсчета превращается в субъект наблюдения за траекторией, существующей объективно, независимо от наблюдений.

Kaк бы мы не назвали двух субъектов, наблюдателями или системами отсчета, если они противоречат друг другу, то один из них неизбежно ошибается.  Здесь противоречие в буквальном смысле этого слова.  И если релятивистам удается подменять в данном случае закон исключенного третьего законом единства и «борьбы»  противоположностей», то благодаря двусмысленному употреблению термина «противоречие».

Второй пример. В физике существуют две противоречащие друг другу теории света; корпускулярная, родоначальником которой был Иcaaк Ньютон и волновая, начало которой было положено трудами Христиана Гюйгенса. Первая представляет свет как поток частиц, вторая - как распространение волн. Совместимы ли эти представления? Может ли быть такой объект как «частица-волна»? Такие вопросы не смущают некоторых философов.  Если за все время существования противоречащих друг другу теорий физики не пришли к единому мнению, то, как думают некоторые философы, тут физика натолкнулись на противоречие, существующее независимо от физиков. А раз так, то корпускулярную и волновую теории надо примирить по. формуле Гегеля: тезис - антитезис - синтез.

Допустим, что свет - это такoй объект, который можно назвать термином «частица-волна». В таком случае как волна свет должен иметь постоянную скорость распространения относительно распространяющей его среды, как частица он испытывает сопротивление этой среды и непрерывно замедляет свою скорость. Получается, что скорость одного и того же объекта относительно одной и той же системы отсчета и постоянна, и в то же самое время непостоянна. Как видим, примирением двух противоречащих друг другу теорий противоречие не снимается. Противоречивые принципы не примиряются, а борются до полной победы одного из них и до полного поражения второго. Ясно, что скорость света относительно одной и той же системы, отсчета в одно и то же время может быть либо постоянной, либо непостоянной. Следовательно, и свет может быть либо процессом распространения волн, либо потоком частиц. Третьего не дано. (Закон исключенного третьего). Единства противоположностей в обществе и природе хоть отбавляй (давление и сопротивление ему, ассимиляция и диссимиляция, буржуазия и пролетариат и т.д. Но это объективное  единство противоположностей ничуть не противоречит закону исключенного третьего. Тело не может производить давление, не испытывая сопротивления, ассимиляция неосуществима без диссимиляции, буржуазия и пролетариат не могут быть таковыми  друг без друга и т.д.

Чтo касается частиц, то они могут перемещаться независимо от волн, Что касается волн, то только группа частиц может распространять волну, передавая импульс от частицы к частице. Каждая частица по инерции стремится сохранять состояние своего движения, сопротивляясь действию на нее соседней частицы. А так как всякая материальная среда состоит из частиц, обладающих свойством инерции, то  распространяя волны, среда сама же оказывает и сопротивление их распространению. Это уже объективная диалектика волновых процессов. Здесь нет  дилемы: либо-либо. Бeз свойства инертности частиц в среде не могла бы возникнуть и распространяться волна. Но это же свойство является причиной сопротивления распространению волны и ее постепенного затухания.

Выражение «частица-волна» - это такая же бессмыслица, как «частица-теплота»,  «частица-реакция», «частица-рефлекс», частица-развитие и т.д. Общая форма этих бессмыслиц такова «частица-движение»  или «частица-изменение».

Здесь ясно видно, что бессмыслица получалась путем  отождествления подлежащего и сказуемого, следовательно, путем отождествления того, что движется с движением. Чтобы исправить эту бессмыслицу, надо поставить сказуемое на свое место, тогда мы получим суждение, имеющее определенный смысл частица движется  (волнуется, либо участвует в распространении волны, частица развивается, частица участвует в передаче рефлекса и т.д. В.И.Ленин  в его книге «Материализм и эмпириокритицизм»  показал, что попытка отождествить материю с движением является идеалистической. Ставя сказуемое на равноправное положение с подлежащим, мы вместо суждения «человек мыслит» получили бы бессмыслицу «человек-мышление». Это точно такая же бессмыслица, как «частица-волна». И  находятся же люди, которые эту бессмыслицу выдают за диалектику. Еще раз напомним,  что такой софизм удается благодаря двусмысленному употреблению термина «противоречие».

Известно, что употребление термина «противоречие» не в его буквальном смысле дает буржуазным философам повод извращать и саму суть закона единства и «борьбы» противоположностей. Кстати, термин «борьба» уместно употреблять применительно только к живым существам. Поэтому употребление этого термина в более широком смысле сопровождается оговорками и излишними определениями, сам же термин заключается в кавычки. Все это без всякой на то необходимости раздувает объем учебников по марксистско-ленинской философии.

Возникает вопрос: неужели наш язык настолько беден, что мы не можем найти термина, буквальный смысл которого соответствовал бы тому, что мы желаем сказать? Разве термин «взаимопротиводействие» не более широкий, чем термин «борьба»? Разве  это не тот термин, который применим не только к живой, но и к неживой природе без оговорок и без кавычек? Кроме того, термин «взаимопротиводействие» - это тот термин, который можно употреблять без особых определений вместо термина «диалектическое противоречие».

Диалектическое противоречие (если давать определение) - это и есть взаимопротиводействие между обуславливающими друг друга объектами, их свойствами и тенденциями, т.е. это единство действия и противодействия. То, что действие и противодействие - противоположности, не требует никаких доказательств. Кстати, не такие противоположности как верх и низ, левое и правое и т.п., примеры которых вовсе не нужны для раскрытия данного закона, а как paз такие, которые являются источником развития. Поэтому закон следовало бы так и назвать: закон единства действия и противодействия.

Следует заметить, что Ньютон, назвав третий закон механики законом «равенства действия и противодействия», употребил cлишкoм широкие термины. Третий закон механики говорит, лишь о равенстве давления  производимого на тело другим телом, и сопротивления этому давлению. Давления тел друг на друга равны по величине и противоположны по направлению. Так надо было сформулировать третий закон механики.  Именно давление в отличие от всякого другого действия есть величина  векторная.

После рассмотрении   этих двух примеров, которые показывают, каковы последствия двусмысленного употребления термина «противоречие» понятно, что уточнение терминов - это далеко не пустое дело, как думают некоторые, считая, что научная ценность работы зависит лишь  от того, сколько в ней математики (Заев, Замятин).  Анализ смыслового  значения терминов, выявление бессмысленных выражений, как "частица-волна", необходим для определения того, между чем мы собираемся отыскивать количественные отношения. Математическим вычислениям предшествует также выработка представлений о сущности данного явления и определение понятий. Это наиболее сложные и наиболее творческие операции мышления. Когда они выполнены и нужны  для математики величины обозначены определенными знаками, то математические операции может выполнить и машина. Математик без всей этой предварительной работы мышления - это машина без программы. Чистый математик, как и машина, не видит никакого смысла в борьбе материализма с идеализмом, в выработке правильного миропонимания. Именно поэтому он безразличен к терминологии. А правильная терминология для правильного миропонимания имеет огромное значение.
Киев, 25 октября 1970 г.
 


Рецензии
Очень любопытно, и со многим можно согласиться. Но в целом автор не прав, когда утверждает: "Известно, что употребление термина «противоречие» не в его буквальном смысле дает буржуазным философам повод извращать и саму суть закона единства и «борьбы» противоположностей". С помощью этого закона Гегеля еще никто никому ничего доказать не смог, он ошибочен, на что обращает внимание и что доказывает логика Муравьева - http://www.proza.ru/2011/05/21/11. Привожу фрагмент этой «логики».
"Последовательный материализм расширяет понятие вещи до объективной реальности, что исключает какие-либо ограничения в определении вещи, охватывая им и поля, и процессы, и вообще всякие изменения, и взаимодействия вещей.
Данные наук говорят о том, что все вещи меняются во времени. Вещи изменяются, воздействуя друг на друга, а не сами по себе, как у Гегеля. Всякое изменение – движение вещи – связано с ее взаимодействием с другими вещами. Это исключает самоизменение, делает логически необоснованным представление о нем. Закон сохранения материи и закон сохранения энергии исключают такую возможность. В результате опровергается диалектический закон перехода количества в качество. Вода переходит в пар не сама по себе. Вещь, трансформируясь, что-то отдает или что-то берет от других вещей. (Также является несостоятельным и диалектический закон Гегеля о единстве и борьбе противоположностей. Взаимодействуют не противоположности, а вещи.- Добавлено мною).
Отсюда следует один из постулатов материализма: ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЩЕЙ ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ НИМИ.
Движение обнаруживает себя в изменениях, которые происходят в данной вещи при взаимодействии с другими вещами. Само же движение есть разрешение ПРОТИВОРЕЧИЙ, присущих взаимодействующим вещам. Но нам необходимо не констатировать движение, а обнаруживать его, объяснять наличие и предвидеть изменение вещей в результате его. Овладеть этими моментами можно только анализом противоречий между вещами. ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ВЕЩАМИ ЕСТЬ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, НАЛИЧИЕ КОТОРОГО ВЫЗЫВАЕТ ИХ ИЗМЕНЕНИЕ (ДВИЖЕНИЕ) В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЗАИМНОГО ПРОНИКНОВЕНИЯ.
Изменить вещь, значит изменить ее меру. Чтобы изменить меру, необходимо что-либо к вещи прибавить или отнять. Однако прибавить или отнять можно только вещь, так как во Вселенной кроме вещей ничего не существует, и каждая из них имеет количество и качество. У Вселенной нет противоречий, так как нет взаимодействия. Вселенной присуще лишь внутреннее движение, что не дает относительного изменения.
Противоречия возникают, существуют и могут существовать только между взаимодействующими вещами. Противоречий не существует и не может существовать между философскими категориями, которые служат для получения знаний о вещах.
Изменение же вещей, их движение – тоже вещь.
Содержание движения – та же материя, что и вещи Вселенной, но материя не как единое целое, а как система содержания вещей порядком ниже, чем Вселенная. В самом деле, любая вещь, с одной стороны, есть конкретное образование, единство, с другой – та же вещь в то же время есть система вещей порядком ниже, чем она сама, так как все вещи без исключения структурны.
Если материя как единство есть содержание Вселенной, то материя как система содержаний движущихся вещей обнаруживает себя в связи вещей порядком ниже, чем Вселенная, вместе с иерархией вещей, их структурой. Движутся все вещи (кроме Вселенной), и без этого движения не может существовать ни одна вещь.
Таким образом, Вселенная и Движение имеют один и тот же объем содержания, поэтому они вещи одного и того же порядка, то есть одинаково всеобщи. Однако в их содержаниях есть различие, что и отражается на их формах проявления. Движение обнаруживается потому, что Вселенная включает в себя бесчисленное количество вещей самого различного качества. Значит, Движение внутренне присуще Вселенной.
Взаимодействие вещей проявляется в совокупной связи вещей. Но в самой связи как таковой нет ничего материального, так как без содержания вещей движение не существует, поэтому не существует и связи, в которой оно проявляется. Следовательно, СВЯЗЬ есть ФОРМА, в которой проявляется Движение. Эта форма так же всеобща, как время и пространство, но они не тождественны, так как они есть проявления качественно различных содержаний: материи как содержания единственной вещи – Вселенной, и материи как системы содержаний, входящих в ее структуру вещей. Движение материально, оно обладает, как и всякая вещь, количеством и качеством.
Таким образом, Движение существует вне сознания и независимо от него, поэтому оно тоже исследуется, как и всякая иная вещь, с помощью тех же логических философских категорий, которые сформулированы выше.
Взаимодействуя, вещи вступают в противоречия, которые обусловливают их изменения при разрешении противоречий. Исследование противоречий может вестись:
- между данной вещью и однопорядковыми структурными составляющими более широкой вещи, в которую входит изучаемая вещь структурной единицей;
- между вещами, входящими в структуру изучаемой вещи;
- между изучаемой вещью и иными взаимодействующими вещами иного порядка, чем данная вещь.
Такие исследования могут дать и дают ответы на вопросы об изменении – движении изучаемой вещи. Сама же по себе вещь по отношению к самой себе вне взаимодействия никаких изменений иметь не может. Законы СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИИ и СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ исключают иные представления.
Каждое отдельное противоречие может быть охарактеризовано с различных точек зрения в зависимости от задач познания и изменения вещи. При этом полученные характеристики вместе создают наиболее полную картину изменения вещи. К таким характеристикам относятся следующие.
ОСНОВНОЕ и НЕОСНОВНОЕ. Противоречие, которое само по себе есть источник существования рассматриваемой вещи, характеризуем как основное. Второстепенное противоречие для существующей вещи характеризуем как неосновное.
ВНЕШНЕЕ и ВНУТРЕННЕЕ. Противоречие, одна из взаимодействующих вещей которого присуща изучаемой вещи, а другая находится вне ее, характеризуем как внешнее. Противоречие, взаимодействующие вещи в котором структурно присущи изучаемой вещи, характеризуем как внутреннее.
АНТАГОНИСТИЧЕСКОЕ и НЕАНТАГОНИСТИЧЕСКОЕ. Противоречие, которое не может быть разрешено при сохранении рассматриваемой вещи, разрешение которого осуществляется переходом данной вещи в другую, характеризуем как антагонистическое. Противоречие, которое может быть разрешено в пределах данной вещи, характеризуем как неантагонистическое.
НЕОБХОДИМОЕ и СЛУЧАЙНОЕ. Противоречие, без которого не может существовать сама рассматриваемая вещь, характеризуем как необходимое. Противоречие, утрата которого рассматриваемой вещью не ведет к прекращению существования этой вещи, характеризуем как случайное.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ и ВОЗМОЖНОЕ: противоречие, объективные условия существования которого – взаимодействующие вещи – налицо, характеризуем как действительное. Противоречие, которое может возникнуть при предполагаемых условиях, отсутствующих на момент рассмотрения данной вещи, характеризуем как возможное.
ИСЧЕРПАЕМОЕ и НЕИСЧЕРПАЕМОЕ: противоречие, которое при окончательном разрешении приводит к прекращению существования самой вещи, ее отмиранию, характеризуем как исчерпаемое. Противоречие, которое не может быть окончательно разрешено в пределах рассматриваемой вещи, характеризуем как неисчерпаемое. Если основное противоречие неисчерпаемо, то вещь, которой оно присуще, практически существует бесконечно.
Эти характеристики противоречий есть логические точки зрения, с которых рассматривается каждое из них. Таким образом, исследование противоречий дает инструмент к отражению в сознании изменений, которые происходят в мире вещей. Другими словами, диалектика вещей или ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ, как ее называл Ф.Энгельс, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОДМЕНЕНА ДИАЛЕКТИКОЙ ЛОГИЧЕСКИХ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ, что присуще логике Гегеля с его мировоззрением объективного идеализма".
С уважением

Владимир Леонов   15.09.2011 14:48     Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир Леонов!

В молодые годы я пытался читать сочинения Гегеля, но отказался от этой затеи из-за трудностей восприятия. Но вот, что пишет Энгельс в «Диалектике природы» о законах диалектики.
«Закон перехода количества в качество, и обратно.
Закон взаимного проникновения противоположностей.
Закон отрицания отрицания.
Все эти три закона были развиты Гегелем на его идеалистический манер как простые законы мышления: первый —в первой части «Логики» – в учении о бытии, второй занимает всю вторую и наиболее значительную часть его «Логики», учение о сущности, наконец, третий фигурирует в качестве основного закона при построении всей системы. Ошибка заключается в том, что законы эти не выведены из природы и истории, а навязаны последним как законы мышления. Отсюда вытекает вся вымученная и часто ужасная конструкция: мир --хочет ли он того или нет—должен согласоваться с логической системой, которая сама является лишь продуктом определенной ступени развития человеческого мышления. Если мы перевернем это отношение, то все принимает очень простой вид, и диалектические законы, кажущиеся в идеалистической философии крайне таинственными, немедленно становятся простыми и ясными»

Сейчас второй закон называют «законом единства и борьбы противоположностей».
Лично я с этим законом использую еще закон перехода количества в качество и всё. Закон отрицания отрицания мне пока не понадобился.

Так, что диалектику я изучал не по Гегелю. Примерно в 1966 году я читал «Математические начала натуральной философии» Ньютона. Читал я эту толстую книгу (около 700 стр.) с большим интересом, соглашаясь с рассуждениями автора. Но вот дошел я до объяснения, как Ньютон решил, что «действие всегда равно противодействию» и задумался. В итоге пришел к выводу, что законы Ньютона действительны только для пустого пространства, не влияющего на движение тел. В реальности на земле молот бьёт по свае, свая идёт в землю, пока действие молота больше противодействия земли. Когда противодействие сравняется с действием, свая остановится. Но иногда при очередном ударе вдруг исчезает противодействие, свая проваливается в какую-то земную полость. Происходит авария, катастрофа. Так я понял суть закона единства и борьбы противоположностей, который охватывает все случаи взаимодействия в природе. На одном фланге находится третий закон Ньютона (действие равно противодействию), на другом фланге — действию нет противодействия (в этом случае всегда авария, катастрофа). Отсюда и следует, что для нормального функционирования власти, необходима оппозиция, которую очень не любят власть предержащие.

Поняв суть закона. я наивно думал, что эта суть давно известна науке. Но в 1987 году услышал, как профессор К.Суханов в лекции сказал, что есть закон единства и борьбы противоположностей — причина движения, но есть и противоречие тоже причина движения. Две причины одного явления, но какая между ними связь? Неизвестно. Но если эта связь не известна зав, кафедрой философии, то, очевидно, неизвестна и науке. Я удивился, но сказать или написать об этой связи не удалось. Только в 1989 году (21 ноября) в газете «Вечерний Челябинск» мне удалось опубликовать статью «Почему Советы не имеют власти», в которой я упомянул об этом. Разность между действием и противодействием, разность между противоположностям и есть противоречие. Нет разности, нет противоречия, нет и движения. Чем больше разность, тем интенсивнее движение. При небольшой разности давлений дует лёгкий освежающий ветер, при очень большой разности ветер превращается в губительный ураган. При небольшой разности богатств в обществе идет созидательная эволюция. При очень большой их разности происходит разрушительная революция.

Противоречивость основное свойство природы. Вследствие противоречивости не может быть вечных объектов во Вселенной, но сама Вселенная — вечна. Я называю противоречием любую разность. В моей интерпретации в природе есть два главных противоречия, противоречие между материей и пространством и противоречие между материей и временем. Материальные тела перемещаются в пространстве и изменяются во времени.

Павел Каравдин   17.09.2011 06:39   Заявить о нарушении
Соверщенно верно о противоречиях, но они могут быть, повторюсь, только между вещами (объективными реальностями), которые существуют во времени и в пространстве. А в случае закона о противодействии, то противодействие есть всегда: катастрофа - это и есть противодействие (свая ведь где-то остановилась, а если сопротивления ее движению нет, то сила удара уравновешивается силой инерции, равной произведению массы на ускорение).
С уважением,


Владимир Леонов   19.09.2011 23:11   Заявить о нарушении