В Церкви уютно горели свечи...

В Церкви уютно горели свечи, и пахло ладаном.

- Мамочка, а почему здесь так много свечей? У них что, отключили свет? – спросила моя непоседливая маленькая дочурка.

- Ну, понимаешь, Катюша, это традиция такая. Стой тихо.

Но ей тихо никак не стоялось, а мой ответ не слишком удовлетворил.

- А зачем? Маамаа, зачем они тут нужны? - не успокаивалась откровенно скучающая Катя.

- Я расскажу тебе, когда мы выйдем. Во время службы нельзя разговаривать.

Этот непосредственный детский вопрос поставил меня в некоторый тупик.   
Перебирая в памяти события Нового Завета, я не смогла найти логичного и простого ответа, способного удовлетворить пытливый детский ум. А если опять  говорить Кате про традиции, то надо все-таки начинать с истоков.

Поклонение живительным силам огня существовало, наверное, всегда. А как же могло быть иначе?  Беречь и славить то, что было необходимо для выживания, казалось совершенно логичным нашим далеким предкам.

С помощью ритуальных костров они сигнализировали своим Богам: «Мы здесь, мы помним о Вас! Посмотрите, как мы радуемся миру, созданному Вами».

Неужели, древняя языческая традиция возжигать огни для поклонения своим Богам нашла свое продолжение в Христианстве? Видимо, это настолько глубоко спрятано в подсознание людей, что невозможно вытравить никакими запретами.

Чтобы отогнать от себя эти крамольные мысли, я прочитала несколько раз молитву «Господи, помилуй!». Вот и служба закончилась.

- Мама, ты обещала сказать, почему там горело столько свечей? – не успокаивалась моя любознательная Катя, выходя из Церкви. – А почему дядя в черном платье все время говорил что-то не по-русски? Я вообще ничего не поняла! Он что, иностранец?

«Час от часу не легче! Что ей еще придет в голову спросить в следующий раз?!» - с ужасом подумала я и на всякий случай еще несколько раз прочитала молитву «Господи, помилуй!».


Рецензии
Огонь - всегда считался священным. И древние языческие храмы (боги Олимпа), и светильники в Иерусалимском храме. Даже когда Иудеи 40 лет странствовали по пустыне - у них было святилище и светильник. Огонь был всегда в религиозных обрядах. Не только у славян. Православие началось в Византии.

Наталия Черн   04.01.2014 20:35     Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.