Автомобиль через 10 лет

Известно, что составление прогнозов - дело неблагодарное. Тем не менее прогнозировать развитие отдельных отраслей науки и промышленности необходимо. Касается это и автомобильной промышленности. В 1966 году в журнале "За рулем" (№№5 и 6) была опубликована статья французского специалиста Роже Бриу, которая называлась "Автомобиль через 10 лет". Как-то я вспомнил о ней и решил проанализировать - всё-таки интересно, насколько точно автор сумел предугадать развитие событий, тем более, что прошло уже не 10 лет, а значительно больше.

В первой части статьи рассматривается кузов и общая компоновка. Автор отмечает, что двери кузова останутся прежними - открывающимися на петлях, а не сдвижными. Последние не получили распространения до сих пор, хотя иногда встречаются (на микроавтобусах, минивэнах). Правильно предсказывается и то, что большое внимание будет уделено вопросам пассивной безопасности. Правда, один из прогнозов входит в противоречие с этим. "Щиток приборов как таковой исчезнет, а приборы разместятся на кожухе рулевой колонки". Этого не произошло, хотя подобное решение и встречалось на французских автомобилях. А место в центре рулевого колеса прочно занял airbag - один из главных элементов пассивной безопасности. Ветровое стекло типа "триплекс", естественно, применяется сейчас повсеместно. А вот относительно того, что общая поверхность остекления кузова ещё более увеличится, можно спорить. Не знаю, как насчет площади остекления, возможно, она и больше, а то, что обзорность у современных автомобилей затруднена, особенно в задней части, по-моему, факт бесспорный. С этой точки зрения мне кажется идеальным "Москвич-408" с его великолепной обзорностью. Бессквозняковая вентиляция стала нормой, а климатизационные установки применяются сейчас и на автомобилях малого класса. Что касается разогрева промерзшего салона при помощи химических реакций в присутствии катализаторов, то массовое применение это решение не нашло до сих пор. Буферы, по мнению автора, должны были обрасти пластмассовыми накладками, но остаться стальными. Да, в середине 70-х годов стальные буферы ещё были распространены, но сейчас почти не встречаются.

Вторая часть статьи посвящена конструкции основных узлов и агрегатов. "Двигатель завтрашнего автомобиля будет одновременно мощным и компактным". Простые и технологичные чугунные блоки цилиндров, как и предполагал автор, не вытеснены алюминиевыми, хотя последние и применяются на ряде моделей. Предсказывал автор и закат рядных шестицилиндровых двигателей. Действительно, на переднеприводных автомобилях они практически не применяются, тем не менее о закате говорить всё ещё преждевременно. Они и сегодня устанавливаются на "классических" автомобилях, джипах, грузовиках (в т.ч. магистральных).

"С полной уверенностью можно предвидеть широкое распространение в ближайшие годы двигателей с верхним расположением распределительного вала... Привод распределительного вала в этом случае бывает обычно цепной, но, видимо, в ближайшее время на смену цепи придет зубчатый ремень... Верхний распределительный валик делает желательным применение гидравлических толкателей... Широкое применение найдет поперечное расположение двигателя... " Все эти прогнозы, как мы знаем, оправдались в полной мере. А вот наметившаяся было в те годы тенденция объединить в общем картере коленчатый вал и коробку передач и смазывать двигатель и коробку передач общим маслом (решение, примененное в своё время Алеком Иссигонисом на знаменитом автомобиле "Мини") развития не получила.

Карбюраторы, по мнению автора, должны были господствовать ещё долго. Встречаются они и поныне, но уже стали редкостью. Электронное зажигание и генератор переменного тока комментировать излишне. "На смену масляному щупу придет пластмассовый бачок, соединённый с картером двигателя". Щуп жив до сих пор, только сейчас изготавливается в основном в виде гибкой ленты. Электрическое или гидравлическое сцепление также распространения не получило, а вот автоматическая трансмиссия применяется весьма широко. "Подвеска станет независимой у всех четырех колес". Но зависимая подвеска задних колес прижилась на переднеприводных автомобилях (при П-образной балке она называется полузависимой). Листовые рессоры, как и предвидел автор, на легковые автомобили сейчас почти не устанавливают.

Существующие тенденции развития техники ещё тогда позволяли предположить наличие на автомобилях будущего антиблокировочного устройства в приводе тормозов (современная АБС). Тормозные механизмы, разумеется, должны были стать дисковыми. Интересная деталь. Автор отмечает, что без применения по крайней мере ракетной тормозной установки рассчитывать на какие-либо чудеса в этой области не приходится. Действительно, тормозной путь в несколько раз короче не стал, хотя, конечно, у современного БМВ он существенно меньше, чем у "Волги" ГАЗ-21. Вполне естественно было тогда предугадать массовое применение реечных рулевых механизмов и усилителей руля. Последние устанавливаются сейчас и на автомобилях малого класса.

"А электрооборудование? Во всех автомобильных фарах будут йодные лампы... Однако, скорее всего, фары, как таковые, исчезнут: их заменят световые панели поперечного расположения... Это подтверждается нынешней тенденцией к применению прямоугольных фар." Однако фары не исчезли (это можно сказать только о простых круглых фарах). Правда, они могут иметь различную форму в зависимости от дизайна автомобиля и выполнять несколько функций. Скорее, это блок-фары. Насколько подходит к ним название "световые панели"?

Что касается двухрежимной световой сигнализации "день-ночь" (ночью стоп-сигналы и указатели поворота должны были гореть менее ярко), то в 70-е годы она действительно применялась на "Москвиче-2140", но в 80-е годы от неё отказались.

Последние слова статьи: "Широкое применение на автомобилях найдут полупроводниковые печатные электрические схемы для всех приборов. У стеклоочистителей будут минимум две скорости, одна из которых для очень быстрого перемещения щёток". Их можно не комментировать.

Как мы видим, многие из прогнозов подтвердились. Вместе с тем отдельные смелые технические решения, казавшиеся в те годы перспективными, так и не получили путевку в жизнь.

2003 г.


Рецензии