I do...

                Описанные события - реальны


Мистер Жерар поступил вечером.Бледно-прозрачный, он терялся в огромной больничной койке, опутанный пластиковыми трубками,отягощённый девяносто-с-лишним-летием, прихрипывая сквозь кислородные рожки в носу. В палате пахло его прошедшей жизнью.
Я листала  госпитальную карточку, и на меня наплывали годы его работы, асбестового кашля,ночных смен, предынфарктов, бочек выпитого бадвайзера. За ним значились две жены, шестеро детей, восемнадцать внуков и двадцать девять правнуков. Жить ему оставалось немного, и тут уж от меня ничего не зависело. Право на управление его жизнью было отдано одному из сыновей, преданное розовощёкое лицо которого сейчас светилось передо мной в полутьме, в спинке клеёнчатого кресла, а пальцы постукивали по клавиатуре небольшого компьютера.

-Хелло, Мистер Жерар. - я потрепала маленькое тело по плечу, не ожидая ответа. - Вы меня слышите?

Мистер Жерар шевельнул рукой и приоткрыл глаза. Его сын захлопнул компьютер и встал.

-Джек Жерар. Добрый вечер, доктор, -мягко улыбнулся он
-Ну что тут у нас?
-Как обычно, доктор, шумел, пока не пришла медсестра с успокоительным. Я думаю, он скоро пойдёт на поправку.
-Да-да. Будем надеяться.

Я произвела осмотр, проанализировала кое-какие цифры, повесила пластиковую карту обратно на спинку кровати и обернулась к Жерару-младшему.

-Пока всё без изменений,Джек. После выписки я пришлю ему медсестру из хосписа, не возражаете?
-Ну что вы, я буду очень обязан. Горячее время на работе. Доктор, как вы думаете, a  сколько ещё…
-Не знаю, Джек. Давайте не будем сейчас  об этом.Так вам будет легче.
-Спасибо.
-Вы выглядите уставшим. Сколько часов вы спали за последние несколько дней?
-Думаю, семь-восемь в общей сложности.. Я почти не бываю  дома, с работы - сразу сюда. А здесь - какой сон. Всё пищит, гудит и разговаривает, например,xорошенькие медсестры.
Я улыбнулась.
-Сколько вам лет,Джек?
-Шестьдесят четыре, доктор.
-Можете называть меня Энн.
-Шестьдесят четыре, Энн. А вам, простите?
-А мне -сорок три.

Джек попытался неловко пошутить по поводу моей молодости. Я сделала вид,что польщена, пожала ему руку и попрощалась до завтра, отдав необходимые распоряжения ночной гвардии.
В госпитальных коридорах  притушили  свет. Медсестры по-монашески шуршали мимо палат и уже не демонстрировали дежурные улыбки. На их лицах проступала усталость, утренняя спонтанность движений сменилась автоматизмом привычки. Я покидала их,стараясь не стучать каблуками.
На трёх углах перекрёстка, у самого моего дома, росли церковь,мечеть и синагога. Заворачивая  на финальный отрезок, я задумалась о простоте, с которой иногда решаются многие заколдованные проблемы и рассыпаются почти глобальные конфликты. Я не посещала храм, и мне нравилось жить рядом с этой простотой.
Дома меня никто не ждал: мой муж находился  в командировке, сын -в колледже. Ничто сейчас не казалось таким привлекательным, как спокойно проведённый вечер и ранний отход в постель. Я поужинала бутербродом и вином,слегка захмелела и быстро заснула под ночной осенний дождь

                ***

В следующие несколько дней состояние мистера Жерара относительно стабилизировалось, я смогла его выписать и и велела  придти на осмотр  через неделю.
Джек привёз его, мне было видно из окна,как заботливо он выгружает отца из машины,как усаживает в коляску, поправляет маленькие ботинки на ступеньке, устраивает кислородную сумку у отца на коленях.
Мистер Жерар не узнал меня, что было неудивительным, он давно уже жил в мире  призраков и воспоминаний. Джек,напротив, заулыбался,здороваясь и приглаживая редкие белые волосы каким-то кокетливым движением.
Я померяла,послушала,постукала и подбодрила своего безответного пациента. Готовая распрощаться, кинула взгляд на сына. Тот  внимательно записывал всё,мною только что сказанное.

-Джек, вам надо отдохнуть. Пусть хоть кто-нибудь из ваших домашних поможет.
Он оторвался от блокнота и смущённо посмотрел на меня.

-У меня никого нет.
-Вы вдовец? А где ваши дети?
-От меня ушла жена.Четыре года назад. Все дети - у меня их пятеро - на её стороне.
-Почему? Вы что-то натворили?
-Я не знаю.
-Джек,но такого не бывает.

Он развёл руками.

-Бывает, Энн. Поверьте, я много думал.Но ничего конкретного...
-Знаете что,Джек? Если вы не торопитесь...после мистера Жерара у меня сегодня нет пациентов. Хотите поговорить?
Он легко согласился.

                ***

4 года назад исполнялось 40 лет со дня нашей свадьбы. Знаете,что такое сорок лет вместе, Энн? Это,когда ссоры редки, потому что лень ссориться. Это когда любовь и раздражение сливаются в одно чувство. Когда ты видишь, как смешна эта короткая юбка на твоей жене. Когда она поворачивается к тебе спиной в постели,не потому,что ей  так лучше,а потому,что тебе так удобней...
Лесли была совсем юной,когда я взял её в жёны. Тихая и застенчивая, как истинная католичка.  Её родители были против нашей женитьбы,но ей уж очень хотелось уйти из дому -она была старшей из восьми детей. Недоучка - отец забрал её из школы,чтобы помогать по дому.Мать постоянно измотана, обвешана малышами. А Лесли -крепкая, выносливая. Старшая. Нужная.
Ну и ездили на ней,конечно,как могли. Лесли -туда, Лесли -сюда. Тесто, горшки,стирка.Всё умела. Только вот читала плоховато. Но для девушки это было не главное. Вы ведь слышали такие истории, Энн, правда?
-Конечно, слышала. Моя прабабушка совсем не читала и родила тринадцать.
-Тоже католики?
-Нет.
-Ну, неважно. У вас есть ещё время?
-Да, мистер Жерар, всё равно, кажется,дремлет.
-Tогда дальше....Я увидел Лесли выходящей из церкви в одно из воскресений. У неё над головой как будто нимб светился. Волосы легкие, солнечные, на руках - младенец. Мадонна. А я  только что из Вьетнама вернулся...
 -Да,довольно символично,Джек. И удивительно,что вы оба оказались там и тогда, когда это было нужно.
-Мы встречались два месяца. Потом я побежал просить её руки. Какая же она была милая в тот момент. И накануне,когда я её целовал. Она ведь и целоваться совсем не умела. Но ей было приятно, я это видел.
А вот родителям её я поперёк горла встал. Неимущий протестант. Они не понимали,почему именно Лесли,почему именно мне,почему именно в тот момент. Мать её опять была  в положении...
Но Лесли была моей. В один прекрасный день я заслал к ним своего отца, а сам остался ждать снаружи. Лесли выбегала ко мне на крыльцо и шептала: "Забери меня-забери меня-забери меня". 
-Но мистер Жерар всё-таки уломал вашего тестя? - я улыбнулась, скосив глаза на полусложившегося в коляске старичка.
-Ещё бы....Свадьба проходила в их церкви.Лесли была очень красивой. Её братья и сёстры, один меньше другого, несли тяжёлый шлейф. Нас забросали цветами. Потом мы разглядывали приданое. А ночью Лесли вдруг испугалась...Понимаете,Энн?
-Я понимаю, Джек.
-А я не знал,что делать.Но, наверное, я что-то сделал не так, потому что она меня потом несколько недель не подпускала. Я сначала злился, но потом объяснил ей,что просто нужно потерпеть,и тогда всё наладится. А ещё через несколько месяцев моя Лесли забеременела. Я уже к тому времени работал.Много работал. Мы купили маленький домик, и  Лесли была чудесной хозяйкой, всё у неё в руках оживало. Бывало, придёшь домой поздно, а она как знает - на столе обед дымится, и сама, ну такая славная...про всё забудешь.
Ребята наши пошли один за другим, помогать было некому. Работать приходилось зверски: и днём, и в ночь, и выходные. На дом сил не оставалось. Мы и  в кино за первые десять лет ни разу не были. Потом я партнёрство в нашей фирме получил,стал разъезжать по стране,но возвращался домой всегда с радостью. Лесли не менялась.Такой же стройной была, такой же светловолосой, такой же улыбчивой. Уставала,конечно, я понимал, но кто не уставал в те годы?
-Да и сейчас...- я вздохнула.

   Мистер Жерар клевал носом, кислородный баллон издавал мерные звуки.

-Машину научилась водить,детей в спортивные секции записалa  - я настоял. Дети её боготворили, хотя она их воспитывала в строгости. А как иначе,когда отца по неделям дома не бывает. А уж я как скучал по своей Лесли в отлучках, дождаться не мог её прохлады и покоя. Она так и не научилась загораться от нашей близости,но моего огня на обоих хватало. 

Он извинился и отвернулся от меня на секунду,сдерживая эмоции. Потом продолжил.
-На наше двадцатилетие я повёл Лесли в ресторан. Выбрал самый лучший в городе. Ужинали при свечах. И через двадцать лет  Лесли всё ещё была самой красивой.. Знаете, Энн, я ведь и не изменял ей никогда. Хотя мог бы. В моих командировках чего только не случалось... женщинам я нравился. Но не такой я человек, да и что - женщины,когда у тебя есть жена, как моя Лесли...Как-то,помню, один из наших сыновей попал в больницу, руку сломал, или что-то в этом роде. Лесли,конечно, не отходила от него. И когда бы я там ни появился, не помню,чтобы у неё хоть волосок из причёски выбился. Меня ждала всегда. И днём, и ночью. Да я и понимаю.. Я ведь её спас. Она бы состарилась в отцовском доме, ухаживая за ними всеми, даже читать бы не научилась. Ей,конечно, в школу так и не довелось пойти, но я-то точно знал,что современная женщина должна не только у плиты возиться, мы с ней под диктовку писали, я ей подсовывал хорошие книжки. В общем,когда дети пошли в школу, Лесли уже была такой грамотейкой, что даже  с деловыми бумагами мне помогала...
А на тридцатилетие мы сняли номер в отеле. Я заказал цветы, шампанское.


Мистер Жерар-младший снова отвернулся, помолчал.

-Хорошо жили, Энн..хорошо. Дети хорошие выросли. Старшей вот как вам почти..  Всем  дали отличное образование. Один - инженер, двое управляют компаниями, одна дочь - педиатр,другая - учительница. Внуки взрослые.. бабушка Лесли всех вырастила, пока  дети в гору взбирались.
-Так что же случилось четыре года назад, Джек?
- У вас на самом деле есть время,Энн? Я и так очень вам благодарен за то,что вы позволили мне поделиться..Я ведь никогда ещё об этом ни с кем не говорил.
-Да, Джек, смелее. Мне некуда торопиться сегодня.

Джек заботливо оглядел своего отца. Руки его сделали несколько летучих движений, что-то устраивая, подтыкая, поглаживая. Мистер Жерар присвистывал во сне и иногда приборматывал, очевидно, улыбаясь своим видениям.

-Четыре года назад...четыре года назад у нас был юбилей. Не полвека,конечно, но так уж я привык - каждые десять лет выводить мою чудесную жёнушку в люди в день нашей свадьбы. Понимаете, Энн, у неё совсем не было подруг. Вот так, не было. В детстве - не успела. Ей за братьями-сёстрами-то было не поспеть. Потом - семья. Куда уж....Правда, набивались несколько соседок, но они ей только мешали. Она всегда говорила: "Моя лучшая подруга,милый, это ты". Мне,конечно, приятно было. И я,в общем, согласен: на что лишние хлопоты, чужие дети, все эти сплетни...В общем, я не противился её одиночеству. Тем более, что три моих друга с семьями жили неподалёку, и раз-два в году мы всё-таки устраивали вечеринки.
Мне шестьдесят исполнялось, нам вместе - сорок. И я решил, прямо скажем,выкинуть номер... сделать Лесли настоящий подарок. Организовал поездку в Италию,в Рим, пригласил своих друзей и их жён,  и в один прекрасный день рванули мы в католическую столицу. Да не просто так, а со значением я выбрал Рим. Видите ли Энн, вам, молодёжи ,не понять этого, а у меня сердце заходится от звука церковных колоколов, запаха этогo, образа господа нашего и пресвятой девы Марии. И не было ничего важнее, чем когда я одел своей маленькой Лесли колечко на безымянный пальчик, и она почти прошептала "да". Одно слово - и она стала моей на всю жизнь.

Джек встал, походил, попросил воды, откашлялся и продолжил.

- Я решил повторить церемонию. Преподнести Лесли сюрприз. Омолодиться душой. - он устало улыбнулся.
-Это чудесно,Джек. Не каждый мужчина на такое способен - я дотронулась до его плеча
- Да. Но я был способен. Мне захотелось пережить этот день снова, с его трубами, смехом,плачем, шелестом её платья, сладостью её губ, собственной статью, в конце концов. - он грустно взял себя за складку живота над ремнём... Я купил кольцо, сказал ей,что один из наших друзей попросил её помочь с подарком жене, и Лесли с удовольствием подобрала очень милое колечко. Энн, у этой женщины был безупречный вкус во всём. Мы экономили, ей приходилось быть практичной, но она ухитрялась выглядеть прекрасно в любой одежде. - он улыбнулся, вспоминая. - Знаете, особых украшений она не носила, но ленту в волосы вплетала всегда. И всегда носила косу вокруг головы. Была похожа на коронованную особу. Только ни у одной королевы не было такой улыбки...как у моей Лесли.Мистер Жерар зашевелился, зачмокал губами, задержал дыхание на несколько секунд. Оба, и Джек, и я, встревожились, но сон нашего подопечного возобновился и Жерар-младший приступил к последней части своего повествования.

- В аэропорту перед отлётом мы пили джин. Я дал немного попробовать Лесли, вообще-то я против того,чтобы женщины пили крепкие напитки, и ей всегда об этом говорил, но в тот день всё было можно. Мы летели в молодость.
В Риме было очень шумно. Не сказать,что я в восторге от этого города, в нём задержалась вечность, а я сторонник нового. Развалины, жестокость, язычество - это не для меня. Но Лесли там нравилось, она задерживалась у каждого фонтана, на пальцах объяснялась с местными жителями, хохотала, пила кофе из этих маленьких чашечек. Вы когда-нибудь пробовали эспрессо?

Я кивнула, ожидая.

-Удивительная гадость. Пришлось договориться,чтобы Лесли не вздумала это пить дома, можно  испортить себе желудок. Она опять хохотала. Боже мой, Энн, как мне было хорошо. Я вам даже скажу, мы пошли  в  баp. В музыке современные итальянцы тоже не понимают,но мы всё же потанцевали. Лесли несколько раз была приглашена, и я ей позволил, я никогда не был этаким ревнивым монстром...  - он покачал головой.
И вот наступил последний день. День моего сюрприза. Ровно в десять утра к подъезду нашего отеля был подан лимузин. Я выбрал белый. Шофёр был одет в смокинг и галстук-бабочку. Лесли нарядилась в моё любимое платье. Не очень открытое, ей ведь уже было не тридцать, понимаете, но вполне соблазнительное для жениха в моём возрасте.

Она не знала,куда мы едем, улыбалась и всё время хохотала. У церкви нас уже ждали наши друзья. Всем им я загодя раздал букеты, хотелось настоящего праздника. И Лесли,кажется, начала что-то понимать... Я взял её под руку,поцеловал в лоб и передал Роберту Кашно, моему ближайшему другу. У алтаря нас ждал священник. Ковёр под ногами пружинил и возвращал годы жизни. Заиграла музыка. Вот эта "та-ра-ра-та-ра-та-ра"...- у Джека сорвался голос..
Я молчала.

-Роберт вёл Лесли к алтарю.Я смотрел на неё, и слёзы мешали мне.  Они шли медленно. Лесли об руку с Робертом. Мой ангел и мой лучший друг. Шаг до алтаря, Роберт остановился, чуть подтолкнул Лесли ко мне. Святой отец улыбался, раскрыв объятия для нас обоих.
Лесли встала рядом со мной. Музыка стихла. Стихло всё...."Берёшь ли ты, Джек Жерар, вновь, свою дорогую спутницу, мать ваших детей, Лесли" - вопросил священник. "Да" - дрожащим голосом ответил я. Он одобрительно кивнул и задал следующий вопрос: "Берешь ли ты, Лесли Жерар, вновь, своего дорогого спутника,отца ваших детей, Джека?".  - Джек встал - Это была самая высокая минута в моей жизни,Энн. Даже,когда я принимал своего первенца, даже когда получал повышение, даже,когда палили на военном кладбище ружья ...ничто не могло сравниться.... -Он проговаривал слова словно нарочито замедленно, каждое походило на камень, который он вкатывал к бесконечной вершине.- ..отца ваших детей,Джека? 
   И в этой гулкой тишине, самой тихой,самой гулкой, пронизанной живым солнечным лучом, раздалось одно слово: "Нет".
Все замерли. Святой отец мягко глянул на Лесли, понимая возможность ошибки, и повторил свой вопрос.
"Нет.Нет.Нет. Джек,дорогой, наконец-то....Нет." Лесли не кричала, но каждое её "нет" звучало всё громче. Она всё выше поднимала голову. Тряхнув головой,распустила косу. Энн, а ведь ей уже было хорошо за пятьдесят... Она отодвинула священника от алтаря. Тот ошарашенно покорился. Обратилась к друзьям, посмотрела им в глаза, каждому, потом повернулась ко мне и крикнула в последний раз: "Нет"....Когда она уходила от меня по ковру  этой злополучной церквушки, спина её распрямлялась, ноги шагали уверенно, руки были свободны. Перед самым выходом она бросила что-то на пол и, не обернувшись, ступила за порог...

Джек прочистил горло. Мне было неловко. Мистер Жерар в своём кресле издал неприличный звук.

--Больше я её не видел, Энн.
-Никогда?
-Нет.
-И вы никогда не спросили её, что ....
-Один раз, по телефону. Я уговорил детей,чтобы она разрешила ...Она смеялась в трубку.. Я,кажется, обозвал её ,чего никогда себе не позволял. Она сказала мне "Не хочу". Она сказала мне: "Не надо". Она сказала мне: "Поздно,Джек". Она повесила трубку.

-Джек, -я подошла к нему - мне очень жаль...простите её.
-Да,конечно, я давно её простил. К тому же жизнь идёт вперёд, Энн. Знаете, несмотря ни на что. Я ухаживаю за отцом. Детей вижу редко. Да и что они мне без неё?- Он вздохнул. - Через год - на пенсию.

-А  ваши друзья?
-Друзья? Роберт остался. Мы иногда играем с ним в гольф. Другой умер. Он был самый старший. Третий где-то есть. А вот их жёны меня знать не хотят. Всё считают,что я Лесли чем-то обидел, иначе зачем бы ей уходить, да ещё так драматично...Но я и не горюю.
-Господи...- я вздохнула
-Энн. Скажите...как вы думаете... Меня мучает только одна мысль.

Я знала,что он сейчас скажет.

-А если бы не Италия?

-Трудно сказать, Джек...Не думайте об этом.
-Не получается. Вот это "а если бы?" невыносимо...Кстати, когда меня выводили из церкви, я увидел, ч т о  Лесли отбросила от себя на пол у входа. Это была её лента...

                ***

Мистер Жерар умер через четыре недели


Рецензии
-Бывает и так. Порвала "оковы", зажила барыней для себя.
Текст. - Написан в сдержанной манере, без экспрессии. Точно и на месте каждое слово. Стиль переводческий. Прочла с интересом.
Несколько смутили сведения в медицинской карте: "За ним значились две жены, шестеро детей, восемнадцать внуков и двадцать девять правнуков".
Спасибо, Рена. И успехов.


Тамара Петровна Москалёва   09.07.2014 15:34     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Тамара Петровна!
Вы правы, всякое в жизни бывает. А что касается количества детей/правнуков - ох, у католиков и больше бывает, честное слово :))) Тут я ничего не прибавила. И Вам большой удачи!

Рена Боровская   10.07.2014 19:01   Заявить о нарушении
-Знаю, бывает. Но в больничной (медицинской) карте эти сведения разве пишут?

Тамара Петровна Москалёва   10.07.2014 19:06   Заявить о нарушении
Вы меня поймали. В общем-то, не пишут,конечно. Но и это тоже бывает. Ну,скажем, чтобы проявился человек, а не просто "объект для приложения медицинской помощи". Знаете, как Гиппократ сказал? "Не так важно, какой болезнью страдает человек, как важно, что за человек ею болеет"..
Есть у меня одна такая милая пациентка. Я в укромном уголке медицинской карты для себя написала: "всегда носит шляпку".....:)

Рена Боровская   11.07.2014 07:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.