6. Расширение творческого диапазона

"Школьная пора" - иллюстрация из ин-нета.
               
                Расширение творческого диапазона            
               

    Иногда в работе было по несколько песен. Пришедшая идея трансформировалась в мысль написать вообще песни для детей разного возраста, которые по сложности охватывали бы весь период обучения в школе.

    Так возникло общее название сборника «Школьная пора» и одноимённой песни для выпускников. Постепенно, в течение декабря 2004, - января 2005 годов были написаны двенадцать детских песен для голоса (хора) в сопровождении фортепиано.
 
    «Муки» сочинения слов и музыки были, пожалуй, равноценными. Иногда не приходило ни строчки, ни слова, а ночью, часа в 3, в 4 утра, вдруг всё откуда-то являлось: шли слово за словом, строка за строкой.
 
    Идея и мысль развивались. Мне захотелось на основе мелодии и аккомпанемента написать несложные хоровые (ансамблевые) варианты, чтобы расширить исполнительский диапазон песен (солист, хор, ансамбль).

    В связи с произошедшими «преобразованиями» девяностых и ещё ранее, с «демократизацией» восьмидесятых, был перевёрнут с ног на голову весь репертуар уроков музыки и школьных хоров в общеобразовательной школе.
 
    Все упоминания о пионерии, кострах, Артеке и обо всём, что напоминало о жизни детей в Советское время, было вытравлено из программ и гласно или негласно было под запретом. Этим нанесён огромный ущерб музыкально-эстетическому и идейному воспитанию детства по всей стране.
 
    До восьмидесятых в общеобразовательных школах бытовали специальные, грамотно составленные сборники песен и хоровых произведений по возрастам и в соответствии с возрастом, доступные по содержанию, удобные в вокальном отношении, представляющие художественную ценность с точки зрения поэтических текстов и музыкального материала.
 
    В них учитывалось одно из главных требований, предъявлявшихся к подобным хрестоматиям: «от простого к сложному». В своё время это всё было под строгим контролем.

    Это сейчас, в пору музыкального разгула, мы, взрослые, умиляемся, как это детки усваивают тексты ни о чём, запоминают незапоминающиеся мелодии и сногсшибательные ритмы, не несущие никакой художественной ценности.

    Сейчас сборников очень много, но это в основном авторские сборники, в которых не учитываются все изложенные признаки и требования. Таким образом, в настоящее время отсутствуют систематические хрестоматии и репертуар для школьников, как это было в советское время. Можно пересчитать по пальцам школы в районе, в которых сейчас есть уроки музыки (пение). В Любани и в Сельцо их нет.

    В целом дети потребляют сейчас зарубежный и российский самодеятельный музыкальный суррогат. Какой эстетический вкус мы взращиваем в ьудущих  российских поколениях?

    Я загорелась мыслью создать такой сборник школьных песен по возрастам затем, чтобы хотя бы в какой-то степени закрыть эту детскую репертуарную брешь.

    В мае 2005 года с помощью спонсоров сборник был отпечатан в количестве 100  экземпляров и отправлен в общеобразовательные, музыкальные и школы искусств  района, а также в библиотеки, в областной методический кабинет и в ДК.
 
    Очень благоприятный  отклик о сборнике я получила из общеобразовательной школы г. Улан-Удэ. Там спели почти все песни из него.

                Продолжение:  http://www.proza.ru/2011/10/07/574


Рецензии
С большим интересом прочитал о вашем педагогическом опыте в музыкальном воспитании детей. Я всю жизнь мечтал научиться играть на музыкальных инструментах и далее простых мелодий на гитаре дело не пошло - не было учителей около меня. Стал жертвой НУВЭРС - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Таких жертв - море, потом они теряют всякий интерес ко всему, даже к учебе, образованию. Благо я к учебе, к познанию нового и техническому творчеству интерес не потерял, стал ктн.
С большим интересом слушаю концерты с участием знаменитостей - Петрова, Кисина, Полины Осетинской, Марты Аргерих, Наталии Лисицы и других. Вас тоже послушаю если есть записи в инете. Спасибо за откровенные повествования.

Алекс Савин   27.06.2022 19:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.