Без гордости

Гордость вызывает у нас чувство превосходства. Мы гордимся нашим состоянием, общественным положением, нашими семейными корнями, нашим образованием. Мы горды своей интеллигентностью и тем, что умнее других. Или мы горды своим опытом. Некоторые горды своей любовью к людям и тем, что они всегда вежливы, хотя они этой гордости и не осознают. Если мы себя поймаем на том, что говорим или думаем:"Я всегда так поступаю!" или "Я в любой момент могу это сделать!", тогда это будет свидетельствовать о нашей гордости.
Гордость приводит к тому, что мы себя с другими сравниваем и о них судим. Важно понять, что освобождение себя от оценивающего поведения,не означает, что мы перестаём различать между добром и злом, глупостью и разумностью. Это более значит, что мы учимся быть против преступления, но преступника всё же любим.
Иисус выразил это так:

"Не судите, да не судимы будете,
ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить."
        Евангелие от Матфея

Гордость может принять противоположную  форму. Мы можем, как ни абсурдно это кажется, бы горды своими отрицательными сторонами:"Я - не особенно хорош, но я ужасно страдаю, это ведь тоже кое-что."
Какую бы форму гордость ни принимала, она подспудно связывает нас с системой, удерживающей нас в иллюзии существования независимого "Я".
Гордость делает невозможным испытывать смирение, которое является важным свойством в спиритуальной практике. Помочь в развитии чувства смирения может представление себя, например, как маленькую частицу бесконечного мироздания. Если мы подумаем о миллиардах людей, населяющих нашу Землю, и потом о нашей планете - крошечной точке галактики (Млечного пути), состоящей из других планет и звёзд, и потом представим себе, что наша галактика - лишь одна из множества других, как тогда нам не испытать смирение?
Смирение не означает, что мы приобретаем комплекс неполноценности, который является оборотной стороной мании величия:"Посмотрите на меня, я - ничтожество".
Правильный способ на нас самих посмотреть - это принять положение по отношению к себе:"Я - часть творения и я стараюсь по мере сил эту малую часть использовать. Я хочу достичь наилучшего из возможного."
Если мы видим себя "спиритуальными детьми", детьми Будды или, как в христианской традиции, "Божьими детьми", тогда мы видим нашу истинную природу. Дети часто совершают ошибки, и тогда их родители поправляют, говорят, как нужно что-то делать или лучше сделать. Но при этом родители не прекращают своих детей любить. Такое отношение мы должны сами к себе развить: любить и акцептировать, распознавать наши ошибки и работать над своим преображением.
Если мы впервые обнаружим в себе гордость, тогда мы и познаем, какое в высшей степени неприятное это чувство, и мы будем желать от него избавиться. Факт, что гордость или высокомерие в нашей культуре не являются уважаемыми, выражается в высказывании:"Горд - как павлин".
Но чтобы распознать в себе действие гордости, нам потребуется много благоразумия. До тех пор пока этого не произойдёт, мы будем продолжать жить по-старому, хотя это и приносит кучу отрицательных чувств и реакций на повседневность, портит настроение и не даёт покоя. Нам кажется это нормальным:"Я - вот так-ой (-ая)!" "Такова - действительность!" Да, это - так, но так не должно оставаться. Мы можем измениться, даже основательно измениться.

Это был перевод главки из книги Айи Кэмы :"Будда и Иисус в диалоге".
В русском языке есть слово гордыня, в немецком мне оно не известно.
Фотография автора приводится выше.


Рецензии