Фольклор индейцев калифорнии

Песни и танцы калифорнийских аборигенов представляют собой один из самых древних сохранившихся традиционных фольклорных пластов и, во всяком случае, являются источником «доконтактного» музыкального материала Калифорнии.
До нашего времени дошли танцевальные жанры калифорнийцев тото и шейкхед. Они связаны с окончанием зимы, приходом долгих теплых дней и пробуждением живой природы, прорастанием новой травы на холмах и ожиданием появления свежего клевера, корней, клубней, семян и другой зелени, пригодной для употребления в пищу.
Танцы тряски головы (шейкхед) являются светскими (или шуточными) танцами и могут исполняться в любое время года и в любом месте. Тото – наполовину светские, наполовину обрядовые танцы, проводимые в прежние времена во время зимнего солнцестояния. Обычно, эти танцы начинаются вечером и длятся целую ночь. И так до четырех дней. Они прерываются только около полуночи, когда в танцевальный дом приносится пища. Разнообразны песни, исполняемые во время танцев. Они сопровождаются особыми движениями танцоров и необычным для нас голосовым аккомпанементом певцов. Каждая из них звучит примерно одну минуту и повторяется четыре раза. Танцевальные атрибуты изготовлены из перьев различных птиц, они имеют большую ценность и значение.
Только эти танцы можно исполнять вне культовых строений и церемоний. Другие же исполнению вне указанных строений не подлежат, поскольку сохраняют более глубокий сакральный смысл.
При исполнении танца тряски головы традиционно певцы встают у центрального столба и сначала исполняют песни, сидя четыре раза. Тем временем танцоры облачаются в свои костюмы. Это первый, подготовительный этап. Затем исполняются четыре «выходные» песни; когда звучит последняя, выходят танцоры. После этого исполняется много других песен. Под некоторые из них танцоры делают подпрыгивающие движения, другие песни сопровождаются звучанием свистков. Песня «закрытия» завершает последний танец церемонии. В этой песне поется о том, что танцевальные костюмы будут уложены спать до тех пор, пока они снова не понадобятся.
Во время исполнения танца с мячами один из участников вынимал из сумки мячи и бросал их крайнему танцору, который передавал их рядом стоящему и так далее по кругу, пока у каждого танцора не оказалось по мячу. Затем все танцевали гуськом по кругу, дважды разделяясь на две шеренги, лицом друг к другу и перебрасываясь мячами. После этого все по очереди и попарно танцевали, стараясь перетанцевать друг друга. И когда такое случалось, мужчина отдавал женщине свой свисток и мяч, а сам брал в руки платок, с каким обычно танцуют женщины.               
Головные уборы танцоров представляли налобные полоски, сделанные из стержней птичьих перьев, скрепленных между собой особым способом плетения. Их цвета были естественными. Тыльная часть головного убора изготавливалась из перьев сороки. Индейцы называют эту птицу той-ти.  По бокам в головной убор вставлялись белые гусиные перья. Они насаживались на тонкие, но прочные стебли растений, для достижения их вибрации во время танца. Сзади  пояса танцоров  украшались орлиными перьями. Головной убор мужчин всегда дополняла небольшая сеточка.
Женский головной убор состоял из тростникового обруча, обтянутого мехом. В обруч вставлялись булавки из стержней перьев с подвесками в форме наконечников, сделанными из морских раковин с голубым перламутровым отливом. 
На груди, как правило, висело ожерелье из нанизанных на нить маленьких дисков, выточенных из таких же раковин. Эти ожерелья представляли большую ценность. Они служили, как мы уже знаем, меновой единицей в торговле, а также украшали одеяние знатных людей.
Ритм танца отбивался специальными «песенными палочками», которые изготавливались из ствола дерева небольшой толщины и расщеплялись с одного края для получения особого звука. Танцоры использовали свистки, издающие звуки двух тональностей. Свистки делали из особого вида осоки.
Игры. Одна из традиционных игр калифорнийских индейцев – ручная игра в кости. Несколько разновидностей ручной игры существовало практически у каждого племени штата Калифорния. Мифы индейцев свидетельствуют о древнем происхождении этой игры и о том, что она является частью церемоний. Во время игры исполняются «песни удачи». Эти песни обретались в священных местах и приходили вместе с видением к тем, кто строго соблюдал определенные посты.
Обычно такая игра длилась в течение всей ночи. В игре участвовали две команды. Они использовали два набора небольших костей с различной раскраской – черная полоска, окаймляющая кость посредине. Команды распределяли между собой равное количество меченых и немеченых костей. Игроки одной из команд передавали друг другу кости, а их противники должны угадывать до тех пор, пока кости с черными отметинами не совпадут. На кон ставились предметы обихода. Игра продолжалась до тех пор, пока то, что стоит на кону, не переходило к одной из сторон.
Игроки образовывали круг и пели. Одни прятали кости в сжатых под мышками рук ладонях, другие угадывали. Прячущая команда сопровождала игру пением. Зрители веселились каждый на свой лад, подбадривая участников репликами. Было весело, и все смеялись.
В.М.Головин в «Записках о Калифорнии» отмечал в этой связи: «Вообще здешние жители, как и все другие непросвещенные народы, ведут жизнь праздную. Для препровождение времени, которого они имеют так много, что не знают куда девать, изобрели они игру: у них нарезано несколько небольших палочек, один из игроков, сидя на коленях, беспрестанно вертит их с чрезвычайною скоростью, между тем кричит, поет и кривляется, стараясь быть смешным, чтоб отвлечь внимание соперника от рук своих, коими, воспользовавшись по расчету его благоприятною минутою, прячет несколько палочек в лежащую перед ним траву, а руки с остальными палочками закидывает мгновенно за спину. Соперник его должен отгадать, сколько палочек в траве: если не отгадает, то проигрывает; в противном случае выигрыш его. Они столь пристрастны к сей игре, что в порте Румянцева, получив от нас табак и прочие мелочи за разные редкости в подарок, тут же в глазах наших сели и начали друг другу проигрывать полученное от нас. У них есть другие игры, подобные сей; но тех я не видал».


Рецензии
1. Интересное замечание Головина: "...здешние жители, как и все другие непросвещенные народы, ведут жизнь праздную". Для препровождение времени, которого они имеют так много, что не знают куда девать..."
Вероятно, белых пришельцев это раздражало. Согласно их понятиям человек должен бы "в поте лица" добывать себе хлеб. А зачем, если у калифорнийцев и так всё было хорошо???
2. "...один из игроков, сидя на коленях, беспрестанно вертит их с чрезвычайною скоростью, между тем кричит, поет и кривляется, стараясь быть смешным, чтоб отвлечь внимание соперника от рук своих, коими, воспользовавшись по расчету его благоприятною минутою, прячет несколько палочек в лежащую перед ним траву..."
Оказывается, истоки наших напёрсточников берёт начало далеко в глубь времён, народов и континентов.

Владимир Василюк   05.11.2011 13:46     Заявить о нарушении
Головин передает свое восприятие в мемуарах. Не думаю, что это его раздражало. Просто менталитет другой.

Игнат Костян   08.11.2011 10:03   Заявить о нарушении
Я не конкретно Головина имел в виду.
По жизни знаю. Как Ницше писал, где-то приблизительно так - "никогда один народ не поймет другого...".
Из личной беседы: "Чего они под этими пальмами танцуют. Делать, что ли нечего. Работать надо...".

Владимир Василюк   08.11.2011 23:05   Заявить о нарушении
Согласен.

Игнат Костян   09.11.2011 12:46   Заявить о нарушении