Лин медицина - Lean medicine

На фото Марк Грабан (Mark Graban) - известный автор
книг по лин  в больницах [19] [41]

"Штатные специалисты по Lean  есть
 в большинстве крупных больниц США" [14]

„По своей сути, Лин является процессом
улучшения методологии и системы
совершенствования управления”
 Марк Грабан [65]

"Симуляторы в обучающих программах –
стандарт в мировом медицинском образовании,
 где учиться «на пациентах» категорически
 запрещено. В результате многих исследований
 выявлены значимые преимущества такого обучения:
 его безопасность и для больного, и для врача,
 индивидуальный подход и возможность научить
 принимать решение в самых сложных ситуациях. [91]



"Менеджеры по технологии "бережливого производства"
(LEAN) очень востребованы в международных
производственных компаниях, оперирующих на территории
России. На рынке ощущается дефицит профессионалов,
имеющих опыт оптимизации производственных процессов
путем внедрения технологии "бережливого производства" [39]

"В США систему бережливого производства используют
60—70 процентов производственных предприятий,
также она применяется в больницах, банках, школах,
университетах, городских администрациях, в армии"
Майкл Ведер [43]

"Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Известно, что
бережливое производство (Лин производство)
позволяет существенно сократить потери,
увеличить прибыли, сделать более дружественным
производство и сферу обслуживания к потребностям
клиентов. Настало время применить Лин управление
и в здравоохранении. Например, в США почти в
каждой крупной больнице имеются специалисты по Лин.
Особых затрат на Лин в сфере медицины не требуется,
а эффект значительный. Хорошо бы Минздраву РФ
обратить внимание на эту инновацию и предпринять
практические шаги по ее использованию (в промышленности
РФ опыт по использованию Лин уже достаточный)"
  Видеоблог Д. Медведева [66]


"Здравоохранения во всем мире НАХОДИТСЯ В КРИЗИСЕ в
 результате сложных структурных и стратегических проблем,
 которые требуют решения на самом высоком уровне.
 Медицинские работники (врачи, медсестры и медицинские
 администраторы), по принципам Lean Six Sigma, должны
 взять на себя личную ответственность и проявлять лидерство,
 чтобы улучшить качество и снизить возрастающие
 расходы на здравоохранение." [54]

"Чтобы долго жить, оставаясь здоровым, — надо дружить
 с медициной. Нельзя гарантировать себе здоровье,
 не обследовавшись. Нужно именно комплексное обследование,
 включающее около 20 различных тестов и охватывающее
 все жизненно важные органы"
                акад. Абел Аганбегян [56]

"Случай с Майклом Джексоном  взбудоражил весь мир.
Однако от ошибок с лекарствами (ошибки мед.персонала
и пациентов) гибнет без огласки много  людей. Даже
в США по этой причине умирает больше всего людей.
Причина - устаревшая система медицинского менеджмента.
Пора переходить на бережливую  медицину, элементы
которой уже используют больше всего в онкологии" [62]

"Уже 6 лет в Эстонии действует Таллиннский консультационный
центр «Советы семейного доктора» . На бесплатный
круглосуточноый телефон семейных врачей 1220 поступает
ежедневно порядка 600 звонков. Предполагается дополнить
проект Скайпом. Позвонивший по телефону 1220 человек
сможет не только рассказать, например, о травме,
порезанном пальце, но и показать проблемное место" [70]

"Система здравоохранения работает неэффективно,
 там много лишних процессов, которые снижают
 качество медицинского обслуживания" [81]
            Донна Дэниел (Donna Daniel)

"Современным средством поддержки врача является
 центр компетенции, примером которого может служить
 открываемый по инициативе IBM в Дублине центр
 компетенции в области биомедицинских исследований,
 сфокусированный на разработке передовых аналитических
 приложений и призванный помочь врачам принимать
 более обоснованные решения на основании
 имеющихся результатов" [84]

"У применения Лин сейчас появляется два пути: в
 здравоохранении и на производстве. В здравоохранении
 повсеместно наблюдается такой серьезный кризис,
 в этой сфере необходимо реализовать фундаментальные
 изменения, как в автомобилестроении 10 – 15 лет назад.
 Ни в одной организации в сфере здравоохранения научный
 подход не использовался, чтобы перепроектировать метод
 решения организационных проблем. Это совершенно
 новый принцип" [85]

"Не всегда повышение качества медицинской помощи
 требует больших инвестиций" [88]

"Способность медицинского учреждения к своевременному
 и гибкому реагированию на запросы потребителей, и в
то же время, к постоянному снижению непроизводственных
издержек и устранению потерь в потоке создания ценности,
 становится необходимым условием современных
 медицинских учреждений" [93]

"3D печать кардинально изменит будущее медицины.
 Если бы человечество могло мгновенно печатать
 человеческую почку или печень. Однажды это станет
 возможным. 3D печать уже превращает область фантастики
 в научный факт" [97]
 

 
               


 



   

 Принципы Бережливого производства(БП) ( Lean Manufacturing)  оказались эффективными не только в промышленном бизнесе, но и в других областях, особенно в медицине. По экспертным оценкам, приблизительно 50% времени у медицинского персонала не используется прямо на пациента. Предстоит переход на персонализированную медицину, при которой пациент получает помощь в нужный момент и в нужном месте. Медицинские учреждения должны располагаться так, что пациенту не надо будет тратить время на многочисленные переезды и ожидания в других местах. Это приводит теперь к значительным финансовым тратам у пациентов и снижению эффективности лечения.
В 2006 году по инициативе Lean Enterprise Academy (Великобритания) состоялась первая в ЕС конференция по проблеме внедрения "Лин культуры" в сфере здравоохранения. Обсуждалась возможность оказания медицинских услуг потоковым методом с использованием логистических технологий.
Lean это методология, которая нацеливает  на эффективное использование имеющихся в любом учреждении внутренних резервов, на постоянное совершенствование бизнес-процессов, улучшение организации и условий труда. Lean-предприятие должно быть таким, где везде, начиная с туалетов, полный порядок. Где все звенья производственного механизма работают как часы. Где выпускается продукция или оказывают услуги, стопроцентно удовлетворяющие запросы и ожидания потребителей.
Основные составляющие БП: развитие корпоративной культуры «постоянных улучшений»  и конкретные управленческие технологии по повышению эффективности деятельности медицинской организации (МО). В МО рассматриваются и поощряются все предложения сотрудников по улучшениям – как большие, так и маленькие.

Принципы бережливого производства:

• Исключение затрат. Затратами считается всё, что не добавляет ценности для потребителя. В частности: излишняя функциональность; ожидание (паузы) в процессе разработки; нечёткие требования; бюрократизация; медленное внутреннее сообщение.
• Акцент на обучении. Короткие циклы разработки, раннее тестирование, частая обратная связь с заказчиком.
• Предельно отсроченное принятие решений. Решение следует принимать не на основе предположений и прогнозов, а после открытия существенных фактов.
• Предельно быстрая доставка заказчику. Короткие итерации.
• Мотивация команды. Нельзя рассматривать людей исключительно как ресурс. Людям нужно нечто большее, чем просто список заданий.
• Интегрирование. Передать целостную информацию заказчику. Стремиться к целостной архитектуре. Рефакторинг.
• Целостное видение. Стандартизация, установление отношений между разработчиками. Разделение разработчиками принципов бережливости. «Мыслить широко, действовать мало, промахиваться быстро; учиться стремительно».

Метод бережливого производства используются совместно с методом шести сигм [50], поскольку:

• Бережливое производство не позволяет достичь статистической управляемости процесса.
• Шесть сигм сами по себе не могут существенно повысить скорость процесса или снизить потребность в инвестированном капитале.
• Совокупность двух подходов позволяет снизить затраты, связанные со сложностью.

Система «шесть сигм»:
• делает акцент на осознании возможностей и устранении дефектов — с точки зрения потребителя;
• признает, что вариация препятствует стабильному оказанию высококачественных услуг;
• требует решений, основанных на данных, и располагает комплексным набором инструментов совершенствования качества; структура этого инструментария обеспечивает эффективное решение проблем;
• создает устойчивую культурную инфраструктуру, обеспечивающую стабильность результатов;
• при правильном внедрении обеспечивает рост операционной прибыли из расчета более $500 тыс. на один «черный пояс» в год (на этот показатель уверенно выходило множество компаний).


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Лин медицина базируется на таких принципах:
• Создать больше продуктов или услуг свободных от дефектов
• Снизить или устранить потери и увеличить эффективность
• Повысить удовлетворенность обслуживанием у пациентов и работников
• Снизить затраты
• Повысить безопасность пациентов

    Институты по Улучшению Здравоохранения (Institutes for Healthcare Improvement (IHI)) рекомендуют применение этой методологии и предлагают информацию на своем сайте (www.ihi.org).  В США Lean Six Sigma сплошь и рядом применяется в медицине (штатные специалисты по Lean  есть в большинстве крупных больниц). Эффективность и действенность медицинских услуг можно повысить как минимум на 20 % за счет Лин.[44]

Пионером в применении лин менеджмента в здравоохранении является Thomas G. Zidel  (Том Зидель)- президент консультационной компании "Lean Hospitals". Он является автором бестселлера "A Lean Guide to Transforming Healthcare: How to Implement Lean Principles in Hospitals, Medical Offices, Clinics, and Other Healthcare Organizations", 2006.(Lean Руководство по Преобразование Здравоохранение: Как реализовать Lean принципы в больницах, медицинских кабинетах, клиниках и других организациях здравоохранения). [51]   
 Другим известным специалистом по лин медицине является Марк Грабан (Mark Graban). В 2009 г. Марку Грабану была присуждена премия Шинго (Shingo Prize for Operational Excellence)  за  его  книгу-бестселлер "Lean Hospitals: Improving Quality, Patient Safety, and Employee Satisfaction" ("Лин Больницы: повышение качества, безопасности пациентов и удовлетворенности сотрудников").[19] [41] Хороший комплексный обзор по использованию лин и метода шесть сигма дан в статьях на сайте. [68]


2. КАРТА ЦЕЛЕЙ [12]

 Карта целей — это инструмент, разработанный для сотрудников, команд и отделов медицинского учреждения и предназначенный для того, чтобы понять, какой вклад они способны внести в совершенствование рабочих процессов в течение определенного периода (как правило, года). Карта позволяет сотрудникам увидеть стратегическое направление, в котором движется организация, и наглядно соотнести работу отдела и свои личные цели. Кроме того, карта целей помогает организации донести до каждого работника свою стратегию и задачи в рамках проекта по созданию бережливого предприятия.
Типичная карта целей представляет собой достаточно плотный лист бумаги размером 20X28 см, сложенный буклетом. Таким образом, у карты имеется шесть сторон, на которых можно разместить необходимую информацию. Руководство медучреждения занимается подготовкой содержимого для трех внешних сторон карты. Сторона А служит титульной страницей буклета. На стороне Б приводится краткое описание самой карты, его обычно пишет старший менеджер организации. На обороте буклета - стороне В — даются ссылки на стратегический план компании.
В общем виде имеется семь шагов к созданию карты целей:
1.  Сформулируйте стратегию перехода к бережливому учреждению.
2.  Сформулируйте цели.
3.  Создайте карту целей.
4.  Проведите презентацию стратегии, целей и путей их достижения.
5.  Интегрируйте личные и командные цели.
6.  Поставьте карту целей на видное место.
7.  Отслеживайте достижения сотрудников.


   Большинство организаций добиваются успеха через постановку целей четырех основных типов:
*  повышение потребительской удовлетворенности;
*  рост финансовых показателей (доли рынка);
*  совершенствование процессов;
*  развитие организационного обучения.
В сфере здравоохранения  можно включить удовлетворенность и безопасность пациента, уровень смертности, заболеваемости и т.д.
Цели могут звучать следующим образом:
*  сократить время ожидания пациентов на 10% в течение шести месяцев;
*  усовершенствовать систему круглосуточной записи пациентов на прием, уменьшив в течение трех месяцев количество отменяемых визитов до 10% и менее;
*  сократить к 31 декабря количество ошибок при выставлении счетов пациентам до 2% и менее;
*  повысить удовлетворенность младшего медицинского персонала на 20%.
На первый взгляд последняя цель («Повысить удовлетворенность младшего медперсонала») не имеет отношения к потребительской удовлетворенности. Однако между тем, насколько медсестре нравится ее работа, и тем, какое впечатление от организации останется у пациента, существует прямая зависимость.

  Самой значительной потерей в поликлинике является потеря от ожидания приема у кабинета врача-специалиста. Также данная потеря влечет за собой и другие потери в потоке ожидания ценности.
   Необходимо разделение потока пациентов во времени, в пространстве и в структуре.
 Для решения данных задач  имеется два варианта мероприятий для устранения потерь:
- «Цветовая схема» разделения потоков пациентов;
- «Электронная очередь». [94]


3. КАЙДЗЕН
Кайдзен – это технологический подход, при котором и руководство предприятия и сотрудники занимаются непрерывным улучшением.
Философия Кайдзен: «Все за что бы вы ни взялись нужно делать хорошо и качественно».

Десять принципов Кайдзен в МО [42]:
1. Концентрация на пациентах (личная ответственность каждого, чтобы МО отвечали потребностям пациента)
2. Непрерывные изменения небольшими шагами (каждое усовершенствование процессов выполнения МУ(мед. услуг)  или менеджмента реализуется как новый формальный стандарт, )
3. Открытое признание проблем (вынесение проблем на открытое обсуждение)
4. Пропаганда открытости (подразделения меньше обособлены, не демонстрируются символы положения)
5. Создание рабочих команд (каждый сотрудник принадлежит к команде, межфункциональные команды, сетевая структура)
6. Управление проектами при помощи функциональных команд (в каждый проект включаются те, на которых будет влиять проект)
7. Формирование поддерживающих отношений (необходима гармония в отношениях)
8. Развитие самодисциплины (уважение к себе и организации)
9. Информирование каждого сотрудника (каждый сотрудник должен быть информирован о всей организации)
10. Делегирование полномочий каждому сотруднику (обучение нескольким специальностям).
 




4. ДЕФЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ

 Причины, возникновение дефектов оказания МП и врачебных ошибок, могут быть разделены на следующие виды:

1. Неоказание помощи больному медицинским работником, в том числе необоснованный отказ.
2. Ошибки при диагностике заболеваний.
3. Ненадлежащее оказание медицинской помощи.
4. Нарушение прав пациентов.
5. Ошибки при экспертизе трудоспособности.
6. Несоблюдение санитарно-эпидемического режима.
7. Нарушения учета, хранения и использования лекарственных средств.
8. Нарушение техники безопасности.
9. Нарушения в процессе

5. МЕДИЦИНСКИЕ ОШИБКИ [37][38][70]

 Врачебная, или медицинская ошибка - это небрежность, совершенная лицом, оказавшим врачебную помощь врачом, медсестрой, работником лаборатории или больницы. Прежде всего следует иметь в виду, что далеко не всякие безуспешные или неблагоприятные итоги медицинского лечения можно квалифицировать как ошибку. Многое зависит от конкретных обстоятельств данного случая. Общее правило таково, что врач не может и не имеет права гарантировать успешного завершения любого лечения. Вместе с тем случаются и врачебные ошибки.
 В Эстонии журналист Микк Салу пишет о проблемах медицинсих ошибок в больницах. [63] [64]

6. ШАГИ НА ПУТИ К УСПЕХУ
 
 Шесть проверенных "шагов успеха" для осуществления с в любой среде здравоохранения [30]:
1. Создать врачебный поток
2. Поддержка врача на добавленную стоимость времени
3. Визуально общаться с  пациентом
4. Стандартизация каждой работы
5. Минимальные движения в клинике
6. Изменение  модели оказания помощи

7. ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИН В  МЕДИЦИНЕ

* В Новосибирской Городской клиническая больнице №2 широко используются LEAN-технологии в организации труда: внедрена система мене-джмента качества, функционирует внутренний
аудит. С 2008 года в учреждении функционирует корпоративная оптоволоконная локальная сеть. С сентября 2009 г. организован единый call-центр поликлинического отделения. В 2010 году произ-ведено подключение к АИС "Городская электрон- ная регистратура".[33]


* В Елабужской поликлиники Елабуга (Татарстан) введен стандарт документооборота,сведено к минимуму для пациентов время ожидания в коридорах, определены маршруты и время движения амбулаторных карт из одного кабинета в другой, разработан в поликлинике  стандарт  амбулаторной карты (с целью оптимизации процедуры ее заполнения), освоена  технология для копирования результатов анализов, если они понадобятся сразу нескольким специалистам. Особое внимание уделяется первичной диагностике.  Составлен список наиболее распространенных в городе социально значимых заболеваний (туберкулез, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, злокачественные новообразования, глаукома и бронхиальная астма). Снижены на 70% затрат на потребление поликлиникой тепла.[35]

* Использование метода LEAN для оптимизации деятельности ЛПУ (Поморье)
http://www.leanforum.ru/library/r11/965.html
Повысить качество диагностики заболеваний, успешно использовать телемедицину, создать в областной больнице отделения для реабилитации пациентов с рассеянным склерозом и инсультом. [78]

* В Дании с 2005 года, более 80 процентов датских больниц либо уже начали проекты Lean или рассматривают такую возможность. Из почти 40% больниц уже приступили к осуществлению конкретных проектов.  Опыт был удовлетворительным или очень удовлетворительный. Повышение производительности составило 30%. [34]

* Больница Св. Иоганна в немецком Тройсдорфе ввела систему управления "Lean Management", заимствованную у японской автомобильной фирмы Nissan. С ее помощью руководство  клиники  оптимизировало внутренние процессы, а также управление кадровыми ресурсами. Цель - повышение эффективности, снижение расходов при одновременном улучшении качества обслуживания пациентов, в том числе уменьшении времени ожидания осмотров, процедур и операций.[36]

* Медицинский центр Virginia Mason в Сиэтле  и детская больница и региональный медицинский центр в Сиэтле используют Лин принципы в своей работе.

* Применяя принципы шести сигм (данные, клиенты, качество)
и принципы бережливого производства (организация потока,
сокращение затрат за счет устранения избыточной сложности),
работники Stanford Hospital and Clinics  за четыре года
обеспечили пациентов качественными медицинскими услугами при значительном сниже-
нии затрат. Пример: смертность при операции аорто-
коронарного шунтирования снизилась на 48% при одновремен-
ном снижении затрат на функционирование кардиологическо-
го отделения на 40%. В целом материальные затраты больницы
в течение года снизились на $25 млн по сравнению с прежним
уровнем. [49]

* В Лас Вегасе США с 2006 г. реализуется проект Lean Six Sigma в онкологии (Lean Six Sigma oncology). Онкология является одной из самых дорогих и экстремальных областей медицины, посколько в ней наиболее быстро развиваются знания и проводится много  научно-исследовательских работ. [57] [58] [59] [61] В онкологии также наиболее важно применять принцинп БП "Точно в срок" (Just in Time).

* В стоматологии успешно применяются методы Lean Six Sigma. [60]

* В ряде больниц США применение Лин привело к таким позитивным результатам [79]:
В больнице Св. Иосифа внесли изменения в поток пациентов в неотложном отделении, за счет чего в больнице каждый год смогли принимать на 10 000 пациентов больше.
• Региональная инициатива по здравоохранению в Питтсбурге позволила более чем на 50% снизить инфекции кровеносной системы, связанные с центральным катетером. Доля заражений на 1000 катетер-дней резко сократилась: с 4,2 до 1,9.
• Центр лечения рака и исследовательский институт им. Х. Ли Моффитта планирует увеличить количество процедур на 12%, что приведет к повышению маржи почти на 8 млн. долларов ежегодно.
• В больнице Св. Винсента в Индианаполисе на 79% сократили количество шагов, которые медсестра неотложного отделения должна сделать, чтобы получить расходные материалы.
• В Медицинском центре Северной Миссисипи на 50% снизили количество ошибок в рецептах лекарств, допущенных при выписке пациента.
• В Центре трансплантаций при клинике Майо в Рочестере время цикла с момента, когда новый пациент связывался с больницей, до назначения времени посещения сократили с 45 до 3 дней.

* В больнице Santa Maria Nuovo во Флоренции. Одна из старейших больниц в мире одной из первых серьезно начала применять Лин. [85]



 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
 Услуги составляет основную долю валового национального продукта (в США 80%). Как правило, в организации, занимающейся оказанием услуг, работы, не связанные с добавлением ценности с точки зрения клиента, генерируют примерно 50% всех затрат. [49]
 Судя по всему, лин медицина(бережливая медицина, бережливые больницы)  постепенно станет наиболее эффективной областью применения лин менеджмента в сфере услуг. Сфера здравоохранения имеет огромное значение для выживания человечества в условиях глобализации, глобального потепления, финансовых рецессий. Фактически медицина является наиболее эффективной областью инвестиций. Революционные достижения в области медицинских роботов (http://proza.ru/2013/11/26/1658) [95], генетики, биологии, нейронауках [73], когнитивной психологии и биологии, нанотехнологий, НБИКСБ-конвергенции создают колоссальные возможности для медицины ближайшего будущего (персональной медицины [82]). Но без лин медицины сделать систему здравоохранения "прозрачной" вряд ли удасться. Для практического использования лин менеджмента в медицинских учреждениях необходимо обеспечить эту отрасль специалистами по лин медицине, а также создать достаточное количество консалтинговых фирм по лин медицине. Наиболее эффективно использовать методы бережливой медицины в ее экстремальных областях, например, онкологии (психоонкология 75]), кардиологии и др. Однако без применения современных средств, таких как IT алгоритмы и модели болезней, нанотехнологий и NBIC-конвергенции [69],консультационных э-центров «Советы семейного доктора» [70], телемедицины [76] [77] , дигитальных рецептов, вряд ли удасться обойтись.  Ясно и то, что медицина в области менеджмента отстала на столетие от промышленного менеджмента. Поэтому ни современное оборудование, ни хорошее образование не помогут. А еще важно также не наломать дров. Нельзя делать "большой скачек", а  путем непрерывных небольших преобразований двигаться к цели. Это одна из истин лин менеджмента. Было бы разумным  VII Российский Лин - Форум в 2012 году провести под девизом "Бережливая медицина для всех!". По последним данным тема бережливой медицины будет поднята в  рамках Круглого стола на конференции VII Российского Лин-Форума  в контексте устойчивого развития и потенциала распространения. Выступит главный врач Иркутского диагностического центра. Это уже большое достижение! [74] 
 Автомобильная промышленность Японии исторически была колыбелью лин мышления. Настала пора лин покинуть свою колыбель и  заняться тем, для чего ЛИН изначально предназначен - услугами, особенно медицинскими. Periculum in mora! (Опасность в промедлении!)


----
См. также:
Медицинские роботы http://proza.ru/2013/11/26/1658
Врачебные ошибки  http://proza.ru/2011/06/05/540
Нанотоксикология http://proza.ru/2011/07/03/755
Нанолекарства http://proza.ru/2011/04/16/1411
Натуральная медицина  http://proza.ru/2009/10/09/1280
Нанообщество http://www.proza.ru/2011/02/13/1646
Век бережливого производства http://proza.ru/2007/03/25-282
Зеркальные нейроны http://proza.ru/2011/12/14/1685
Союз психологии и онкологии - психоонкология http://proza.ru/2012/11/13/1232
Бабушкина аптечка с электронной начинкой http://proza.ru/2008/01/05/328





ЛИТЕРАТУРА

1. Донна Дэниел (Donna Daniel)Применение принципов «бережливого производства» в здравоохранении (http://www.leanforum.ru/library/5/87.html)
2. Майкл Вейдер: «Выживут только бережливые» (http://forum2010.tppzkam.ru/node/22)
3. Как американские больницы боролись с кризисом. Взгляд назад.  (http://www.leanforum.ru/library/5/86.html)
4.Lean Six Sigma for the Medical Practice 2009 by Greenbranch Publishing, LLC 2010 ISBN 0976834391
5.Lean Six Sigma in Health Call Centers (Lean Six Sigma in Health Call Centers)
6. Lean принципы повышения эффективности производства в сельской больнице
7. КАК АМЕРИКАНСКИЕ БОЛЬНИЦЫ БОРОЛИСЬ С КРИЗИСОМ. ВЗГЛЯД НАЗАД.
(http://www.leanforum.ru/library/5/86.html)
8. Children’s Hospital is going lean
9. The Lean Hospital
10. Key Principles for Hospitals From Toyota's Lean Production System
11. Lean, Six Sigma management becoming more popular at hospitals - FierceHealthFinance - Health Finance, Healthcare Finance 12. ЧТО ТАКОЕ КАРТА ЦЕЛЕЙ 
(http://www.ouer.ru/chto-takoe-karta-celej/)
13. Daniel T Jones REALIZING THE POTENTIAL OF LEAN THINKING IN HEALTHCARE
14.Лин в медицине
 В Америке Lean Six Sigma сплошь и рядом применяется в медицине (штатные специалисты по Lean практически есть во всех крупных медучереждениях)
15. Porsche в хирургической клинике
 (http://avtozapiski.ru/?p=9333)
16. Lean Six Sigma in Health Call Centers (http://www.answerstat.com/articles/9/26.html)
17. МУЗ Городская клиническая больница №2 (http://www.sicenter.ru/catalog/muz/gkb2)
18. Lean Medical Practic (http://www.cmgma.net/Lean_Medical_Practice/)
19.Mark Graban. Lean Hospitals: Improving Quality, Patient Safety, and Employee Satisfaction (Lean Больницы: повышение качества, безопасности пациентов и удовлетворение сотрудников)   ISBN  9781420083804
Lean Hospitals: Improving Quality, Patient Safety, and Employee Engagement, Second Edition by Mark Graban (Paperback - Nov 10 2011)
Опираясь на свой лет работы с больницами, Марк Graban объясняет, почему и как лин может быть использовано для повышения безопасности, качества и эффективности медицинской обстановки.  После выделения преимуществ бережливые методы для пациентов, работников, врачей и самой больнице, он объясняет, как бережливоле производство, такое как стоимость карты потока и процесса наблюдения могут помочь персоналу больницы для выявления и устранения отходов в своих собственных процессах, эффективно предотвращая задержки для пациентов, сокращая впустую движения для воспитателей, и улучшения качества медицинской помощи.  Кроме того, Грабан описывает, как стандартизированная работа и выявление  ошибок  может предотвратить распространенные ошибки в больнице и подробно их причины, решение проблем и ежедневные улучшения, в которые могут участвовать все сотрудники для системных улучшений.  Это уникальное руководство для работников здравоохранения, в этой книге четко разрабатывает шаги которые  могут предпринять сотрудники, чтобы начать активный процесс реализации бережливого произхводства.
19a.About Lean Hospitals (http://leanhospitals.org/about.php)
Tom Zidel is president of Lean Hospitals, a consulting company, which provides consulting, facilitation and training to healthcare organizations. With more than 25 years of experience in lean and Six Sigma implementation, he has guided many organizations on their lean journey. He has dedicated the last 11 years to working exclusively with healthcare organizations and is the author of the best selling book “A Lean Guide to Transforming Healthcare, How to Implement Lean Principles in Hospitals, Medical Offices, Clinics and Other Healthcare Organizations”, which includes translated versions. Tom has trained and/or mentored hundreds of healthcare professionals from many of our nation's leading hospitals, including Yale New-Haven Health System, Johns Hopkins Hospital and Aurora Health Care, in the use of Lean and DMAIC methods and tools. Tom Zidel is a pioneer in Lean implementation in healthcare.
Thomas G. Zidel  «A Lean Guide to Transforming Healthcare, How to Implement Lean Principles in Hospitals, Medical Offices, Clinics and Other Healthcare Organizations»,   
20. Lean Medical Care (http://ezinearticles.com/?Lean-Medical-Care&id=6354055)
21. Lean Six Sigma for Hospitals: Simple Steps to Fast, Affordable, Flawless Healthcare
by Jay Arthur 2011 (368 pages) ISBN 9780071753258 (Lean Six Sigma для больниц: Простые шаги, чтобы сделать быстрым, доступным и безупречному здравоохранению).
22. Lean Health Care? It Works!  Эта комплексная система  доказывает свою явную полезность. В любом месте, вне зависимости от того, какова численность персонала на предприятии или в организации. Главное, чтобы на рабочих местах было как можно меньше беспорядка. Что далеко ходить за примерами – и у нас есть врачи, которые не считают нужным своевременно оформлять необходимую документацию на своих пациентов, больничные карты скапливаются на столах. И как следствие, это отражается на качестве медицинского обслуживания. Так нельзя работать, от этого надо уходить.
23. Как стать бережливым директором (http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=24909)
24. Southeast Planning Region
Lean Health Care By Jennifer Ridgeway September 2009

25. LEA’s Expert Healthcare Lean Audit (http://www.leanuk.org/health/healthcare_audit.htm)
26. A Selection of Lean Healthcare Blogs (http://www.leanuk.org/health/healthcare_blog.htm#blog03)
27. Deficit Reduction & Medical Malpractice
(http://leanmedicalcare.org/)
28. Lean Doctors: A Bold and Practical Guide to Using Lean Principles...

29. Creating a Lean Practice (Создание Lean практики)
(http://www.aafp.org/fpm/2006/0400/p34.html)
 Высокоэффективный практика в пределах вашей досягаемости, если вы готовы рассмотреть ваши процессы и безжалостно ликвидировать отходы.
30. Lean Doctors: A Bold and Practical Guide to Using Lean Principles...
Практическое руководство по использованию Lean принципов для преобразования системы здравоохранения.
Шесть проверенных "шагов успеха" для осуществления с в любой среде здравоохранения:
1. Создать врача потока
2. Поддержка врача на добавленную стоимость времени
3. Визуально общаться с  пациентом
4. Стандартизация каждой работы
5.  Минимальные движения в клинике
6. Изменение  модели оказания помощи.
31. Яри-Пекка Кукконен
(http://www.leanforum.ru/expert402/faq/)
Владлен Лившиц, 12.10.2011 | 10:59
Используется ли в Эстонии бережливая медицина? Приведите, если можно, пример бережливой больницы.
Яри-Пекка Кукконен
В чистым виде бережливых больниц в Эстонии нет. Было несколько проектов, где мы использовали отдельные Lean-методики.
Самый большой эффект был в области управления запасами, например в одной больнице внедряли систему канбан для хранения медикаментов. Она помогла навести порядок и наладить своевременные поставки нужных медикаментов наиболее выгодным и надёжным способом.
32. Lean thinking for medical practices 33. МУЗ Городская клиническая больница №2
(http://www.sicenter.ru/catalog/muz/gkb2)
34. Дания 35. Lean — это не только производство, но и качественное медобслуживание 36. Больница берет пример с автомобильного концерна (2007) (http://www.dw-world.de/dw/article/0,,2441405,00.html)
37. Медицинская ошибка
(http://rusexpert.nl/Medical-Error/)
38. Врачебные ошибки (http://proza.ru/2011/06/05/540)
39. Названы самые дефицитные специальности
Менеджеры по технологии "бережливого производства" (LEAN) очень востребованы в международных производственных компаниях, оперирующих на территории России. На рынке ощущается дефицит профессионалов, имеющих опыт оптимизации производственных процессов путем внедрения технологии "бережливого производства".
40. Очереди в поликлиниках – как их ликвидировать? (http://www.arbconsulting.ru/about/blog/iso/iso_93.html)
41. Mark Graban, Healthcare Kaizen: Engaging Front-Line Staff in Sustainable Continuous Improvements 2012.
42. Т. Н. Брескина. Принципы Кайдзен в деятельности медицинской организации (http://www.scribd.com/doc/24276876/-10-)
Кайдзен – это технологический подход, при котором и руководство предприятия и сотрудники занимаются непрерывным улучшением.
Философия Кайдзен: «Все за что бы вы ни взялись нужно делать хорошо и качественно».
Главная идея Бережливого производства (БП) ( Lean Manufacturing) – создание «потока ценностей» - исключение из лечебно-диагностического процесса  компонентов, не вносящих вклад в оказание медицинских услуг.
Основные составляющие БП: развитие корпоративной культуры «постоянных улучшений»  и конкретные управленческие технологии по повышению эффективности деятельности медицинской организации. В МО рассматриваются все предложения сотрудников по улучшениям – как большие, так и маленькие.

С позиции БП каждую операцию необходимо рассматривать с двух сторон: какую ценность она создает для клиента (пациента) и как минимизировать потери («муда»).
Муда – неоправданные расходы, т.е. любая деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности. Десять принципов Кайдзен в медицинской организации:
1. Концентрация на пациентах (личная ответственность каждого, чтобы МО отвечали потребностям пациента)
2. Непрерывные изменения небольшими шагами (каждое усовершенствование процессов выполнения МУ(мед. услуг)  или менеджмента реализуется как новый формальный стандарт, )
3. Открытое признание проблем (вынесение проблем на открытое обсуждение)
4. Пропаганда открытости (подразделения меньше обособлены, не демонстрируются символы положения)
5. Создание рабочих команд (каждый сотрудник принадлежит к команде, межфункциональные команды, сетевая структура)
6. Управление проектами при помощи функциональных команд (в каждый проект включаются те, на которых будет влиять проект)
7. Формирование поддерживающих отношений (необходима гармония в отношениях)
8. Развитие самодисциплины (уважение к себе и организации)
9. Информирование каждого сотрудника (каждый сотрудник должен быть информирован о всей организации)
10. Делегирование полномочий каждому сотруднику (обучение нескольким специальностям).

43. Как стать бережливым директором http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=24909
• Майкл Вэйдер, президент компании Leadership Excellence International. В интервью STRF.ru он раскрыл некоторые секреты бережливого производства
• В каких отраслях наиболее эффективно применение Lean?
• — Абсолютно во всех отраслях и даже в домашнем хозяйстве! В США систему бережливого производства используют 60—70 процентов производственных предприятий, также она применяется в больницах, банках, школах, университетах, городских администрациях, в армии.

44.Lean Health Care
Эффективность и действенность медицинских услуг можно повысить как минимум на 20 процентов.

45. To build a better hospital, Virginia Mason takes lessons from Toyota plants
Больницы создан стандартизированный инструмент для лотков операций и процедур.пациента система оповещения безопасности. Меньше ожидания, повышенная безопасность и более эффективного ухода.У нас есть более чем достаточно ресурсов в здравоохранении", сказал Каплан.  "Нам просто нужно  делать только то, что уместно и на добавленную стоимость, и мы бы сэкономить миллиарды" (Каплан)

46. Организационные изменения Эдвард Чаплин, Йоджи Акао
 (http://quality.eup.ru/MATERIALY12/post_order.htm)
Уровень удовлетворенности пациентов и членов их семей  медицинского учреждения характеризуется своевременностью оказания медицинской помощи и быстротой возвращения больного к нормальной жизни.  Важна быстрота излечения (а не своевременность оказания помощи) и возможность получения больными более полной информации о применяемых средствах и методах лечения.Снятие у пациента болевого синдрома после 30-45 минут, прошедших с момента начала лечения. Способность перед выпиской пациента из больницы сообщить названия, вид, обозначение и основные побочные эффекты лекарственных средств, применявшихся при их лечении.

47.Frank Cohen, Lean Six Sigma for the Medical Practice 2009 by Greenbranch Publishing, LLC 2010 ISBN 0976834391

48. КАК АМЕРИКАНСКИЕ БОЛЬНИЦЫ БОРОЛИСЬ С КРИЗИСОМ. ВЗГЛЯД НАЗАД
(http://www.leanforum.ru/library/5/86.html)
Каждой из 57000 больниц страны придётся сокращать затраты в среднем на 2,6 млн. долларов в год в течение следующих 10 лет. Реально можно сэкономить 155 млрд. долларов с помощью таких бизнес-дисциплин, как Производственная система Тойота, Бережливое производство и Шесть сигм.
Складские помещения 11 управляемых Эвайлзом больниц имели запасов на  10,2 млн. долларов. Срок годности некоторых товаров истекал до их использования. Сейчас HHC переходит на систему пополнения запасов «точно вовремя». Сейчас товары прибывают по мере необходимости пять дней в неделю, что сократит объёмы запасов в два раза и  даст экономический эффект в 5 млн. дол. Складские помещения 11 управляемых Эвайлзом больниц недавно были наполнены запасами на сумму 10,2 млн. долларов. Срок годности некоторых товаров истекал до их использования. Запасы были 20 видов резиновых перчаток разного цвета и толщины, а сейчас  из двух видов,  что дало экономию почти в 4 млн. дол. в год только на перчатках.
В больнице Св. Винсента в Индианаполисе на 78% сократили число шагов, которые нужно проходить медсёстрам отделения неотложной помощи, чтобы взять материалы.применение Бережливого производства показало, что пациенты обычно ждут несколько часов, когда они уже готовы к выписке. В Delnor Hospital назначили медсестру, которая занимается исключительно выписками, что позволило сократить продолжительность пребывания пациента на 10 часов и сделало расширение ненужным. Не стало  случаев неправильного прописывания лекарств, что очень важно, т.к., согласно Службе исследования качества здравоохранения, пациенты с отрицательной реакцией на лекарство подвергаются госпитализации на 8 – 12 дней дольше.
Компания Simpler Consulting проводит в больницах обучение Производственной системе Тойота.
 90% времени и себестоимости в больницах приходится на потери, если их устранить, то  можно будет экономить 19 млрд. долларов ежегодно. Не обязательно выбирать между улучшением обслуживания пациентов и сокращением затрат – эти цели дополняют друг друга.

49. Применение метода «бережливое производство + шесть сигм» в сфере услуг для роста
Более 80% валового внутреннего продукта США ныне приходится наоказание услуг, и темпыразвития этой сферы во всем мире очень вы-соки. Даже в производственных компаниях цена, как правило, лишьна 20% определяется прямыми затратами труда в производстве,а оставшиеся 80% цены определяются затратами иного рода.Более того, в сфере услуг затраты, не связанные с добавлениемценности с точки зрения клиента, превышают аналогичные затраты
в производстве как в процентном, так и в абсолютном выражении.Как правило, в организации, занимающейся оказанием услуг, работы,не связанные с добавлением ценности с точки зрения клиента, генерируют примерно 50% всех затрат.

Применяя принципы шести сигм (данные, клиенты, качество)
и принципы бережливого производства (организация потока,
сокращение затрат за счет устранения избыточной сложности),
работники Stanford Hospital and Clinics всего за четыре года
добились прекрасных результатов: обеспечили пациентов каче-
ственными медицинскими услугами при значительном сниже-
нии затрат и вернули себе долю рынка, отнятую конкурентами.
Вот лишь одно из достижений: смертность при операции аорто-
коронарного шунтирования снизилась на 48% при одновремен-
ном снижении затрат на функционирование кардиологическо-
го отделения на 40%. В целом материальные затраты больницы
в течение года снизились на $25 млн по сравнению с прежним
уровнем.Одна из основных установок бережливого производства и шести
сигм такова: избыточная сложность повышает затраты и расход вре-
мени и порождает огромные потери. В Stanford Hospital and Clinics
решили, что хирурги должны совместно создать универсальный на-
бор инструментов.Для медленных процессов характерно низкое качество, что ведет к росту затрат и снижает удовлетворенность потребителя, а следовательно, выручку. Следствие медленных процессов: более половины затрат в сфере услуг представляют собой потери, не добавляющие ценности.

50.  Майкл Л. Джордж « ”Бережливое производство”+ шесть сигм в сфере услуг: Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса»
(http://www.management.com.ua/qm/qm075.htm

51. About Lean Hospitals
 (http://leanhospitals.org/about.php)
Tom Zidel is president of Lean Hospitals, a consulting company, which provides consulting, facilitation and training to healthcare organizations. With more than 25 years of experience in lean and Six Sigma implementation, he has guided many organizations on their lean journey. He has dedicated the last 11 years to working exclusively with healthcare organizations and is the author of the best selling book “A Lean Guide to Transforming Healthcare, How to Implement Lean Principles in Hospitals, Medical Offices, Clinics and Other Healthcare Organizations”, which includes translated versions. Tom has trained and/or mentored hundreds of healthcare professionals from many of our nation's leading hospitals, including Yale New-Haven Health System, Johns Hopkins Hospital and Aurora Health Care, in the use of Lean and DMAIC methods and tools. Tom Zidel is a pioneer in Lean implementation in healthcare.

52. Лившиц В. Бережливая больница - иной уровень хозяйствования и обслуживания. СП 03.11.2011 № 210 (14950)

53. Вопрос  Дмитрию Медведьеву (http://proza.ru/2007/12/12/173)
 http://proza.ru/2007/12/12/173
Вопрос Дмитрию « В России быстрыми темпами начали использовать для развития бизнеса (особенно в автомобилестроении) так называемую Лин-технологию (Бережливое производство). В 2007 г. состоится уже второй Форум (Форум 2007). Ничего лучшего пока в области управления не создано. Будет ли применяться, и поддерживаться Лин-технология в Национальных проектах (Образование и Здравоохранение)?» (Код вопроса: 412144. Принят: 01.03.2007

54. Solutions to the Healthcare Quality Crisis: Cases and Examples of Lean Six Sigma in Healthcare. S;ren Bisgaard, editor
Здравоохранения во всем мире находится в кризисе в результате сложных структурных и стратегических проблем, которые требуют решения на самом высоком уровне. Эта книга показывает, что эффективные решения, основанные на современных принципах менеджмента качества (Lean Six Sigma)  могут быть применена для облегчения многих проблем медицинских учреждений. Медицинские работники (врачи, медсестры и медицинские администраторы должны взять на себя личную ответственность и проявлять лидерство, чтобы улучшить качество и снизить возрастающие расходы на здравоохранение.

55. Lean Six Sigma for the Healthcare Practice: A Pocket Guide
Roderick A. Munro (book)

56. Абел Аганбегян: «Не рискуйте здоровьем — пройдите диагностику»
(http://www.vedomosti.ru/advertisement/2011/07/22/212)
Чтобы долго жить, оставаясь здоровым, — надо дружить с медициной.
Нельзя гарантировать себе здоровье, не обследовавшись. Нужно именно
комплексное обследование, включающее около 20 различных тестов
и охватывающее все жизненно важные органы.

57. Medical Oncology Services: Lean Thinking and Beyond (http://www.waikatodhb.govt.nz/file/fileid/30643)

58. Lean Six Sigma Brings Efficiencies to Oncology Practices


LAS VEGAS – Lean Six Sigma, a method for improving quality and efficiency that originated in automotive and semiconductor manufacturing, can also bring impressive results to community oncology practices, according to a physician who has applied the method in the nation’s largest private cancer care network.
Мы показали, - и мы уверены, - что постоянное совершенствование с Lean Six Sigma может быть успешно применен для клиники онкологии, и мы можем видеть реальную пользу, как результат", сказал д-р Дэвид С. Fryefield, медицинский директор практики Качество и эффективность (PQE) программа, созданная в 2006 году, который реализует Lean Six Sigma в практике членом общества онкологии США.

59. LEAN ONCOLOGY MEETING - NAPLES
(http://www.lenovys.com/en/news/3.htm)
Онкология является одним из самых дорогих областей медицины, из-за значительного  объема научно-исследовательских работ и  непрерывного и быстрого развития знаний в этой области.

60. Бережливое производство в стоматологии
(http://handbooks.ru/articles/28?stPage=2)

61. Application of Lean Thinking to Radiation Therapy
(http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2793833/)
(Kim CK, Hayman JA, Billi JE, et al: The application of lean thinking to the care of patients with bone and brain metastasis with radiation therapy. J Oncol Pract 3:189-193, 2007.)

62. Век бережливого производства ( http://proza.ru/2007/03/25-282)
Случай с Майклом Джексоном  взбудоражил весь мир. Однако от ошибок с лекарствами (ошибки мед.персонала и пациентов) гибнет без огласки много  людей. Даже  в США по этой причине умирает больше всего людей. Причина - устаревшая система медицинского менеджмента. Пора переходить на бережливую (англ. lean) медицину, элементы которой уже используют больше всего в онкологии.

63. Микк Салу Контроль качества здравоохранения отсутствует Качества специальной медицинской помощи являются средством, с помощью которого больницы можно наказать финансово, а не средством, благодаря которому врачи и больницы могли бы улучшить свою работу.

64. Микк Салу: a в ответ — тишина http://rus.postimees.ee/439666/mikk-salu-a-v-otvet-tishina/
Общественность Эстонии еще не готова говорить о лечебных ошибках и поэтому система не готова публично сообщать о них.
Вице-канцлер министерства Министерства социальных дел Эстонии Ийви Нормет

65. Lean Hospitals
http://leanhospitals.org/
„По своей сути, Лин является процессом улучшения методологии и системы совершенствования управления” Марк Грабан
Один из самых основных принципов системы является уважение к рабочей силе. Не искать виновных. Лин привлекает рабочую силу для улучшения работы, которую они принимают участие в улучшении процесса и качества, и сокращения задержек для пациентов. Лин применяют в таких разнообразных областях, как инвентаризация, тестирование, закупки и общественного питания. Повышение качества, безопасности пациентов, а также удовлетворенности сотрудников. До 40% времени, проведенного в больницах пациентом являются отходами. Нужно оптимизировать загрузку врачей, поставить кровати вместе, чтобы сократить время врачи переходят из одного места в другое, Первый год экономия от инвентаризации составила $ 243 828, удалось  сократить среднее время ожидания с 26 часов до 16, с сопутствующей экономией времени, денег и повышения удовлетворенности пациентов. приема Люди не должны работать вокруг них. Одним из проектов является стандартизация процедуры приема.

66. Видеоблог Дмитрия Медведева
(http://blog.kremlin.ru/accounts/135851)
8 октября 2011 Владлен Лившиц
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Известно, что бережливое производство (Лин производство) позволяет существенно сократить потери, увеличить прибыли, сделать более дружественным производство и сферу обслуживания к потребностям клиентов. Настало время применить Лин управление и в здравоохранении. Например, в США почти в каждой крупной больнице имеются специалисты по Лин. Особых затрат на Лин в сфере медицины не требуется, а эффект значительный. Хорошо бы Минздраву РФ обратить внимание на эту инновацию и предпринять практические шаги по ее использованию (в промышленности РФ опыт по использованию Лин уже достаточный).

67. Майкл Л. Джордж. Бережливое производство + шесть сигм в сфере услуг: Как скорость бережливого производства и качества шести сигм помогают совершенствованию бизнеса. – М.: Альпина Бизнес Букс. 2005. 402 с.  ISBN 5-9614-0208-8
)
 Объединение двух проверенных и отлично зарекомендовавших себя методик управления традиционно приносит отличные результаты. Не стало исключением и слияние японской системы «бережливого производства» и американской — «шести сигм». Возникшая в результате теория Lean Six Sigma (бережливое производство + шесть сигм) уже почти десять лет дает возможность различным компаниям по всему миру повышать эффективность и развивать свой бизнес. Однако внедрение чисто производственных методик управления в сферу услуг представляло определенные трудности. Майкл Джордж, автор первой книги по теории LSS и генеральный директор успешной консалтинговой компании George Group Consulting, подробно рассказывает об особенностях применения методики в сервисных организациях, расшифровывает не всегда понятные производственные термины бережливого производства и приводит примеры из практики реальных компаний из сферы услуг ( в больнице Стэнфордского университета)

68. Thread: Lean Six Sigma Healthcare(African society for qvality in healthcare)
o Lean Six Sigma Healthcare (Lean Six Sigma в медицине)
o Healthcare Industry ( медицинская индустрия)
o Lean Six Sigma Reduces Medication Errors (a real lean six sigma project) (Lean Six  Sigma в снижении медицинских ошибок)
o Engaging Physicians In Lean Six Sigma (вовлечение врачей в лин шесть сигма)
o Make Healthcare Lean (сделаем медицину лин)
o Six Sigma and Lean are complementary (Six Sigma и Lean дополняют друг друга)

69.NBIC-конвергенция
 (http://proza.ru/2011/06/19/1130 )
NBIC-конвергенция обозначает ускорение научно-технического прогресса за счёт взаимного влияния друг на друга различных областей науки — нанотехнологий, биотехнологий, информационных и когнитивных технологий (NBIC акроним: N -нано; B -био; I -инфо; C -когно). Конвергенция (от английского convergence — схождение в одной точке) означает не только взаимное влияние, но и взаимопроникновение технологий, когда границы между отдельными технологиями стираются.

70. По телефону 1220 можно будет узнать о российских лекарствах
(http://sp.pohjarannik.ee/archives/8179)
Уже 6 лет в Эстонии действует Таллиннский консультационный центр «Советы семейного доктора» . На бесплатный круглосуточноый телефон семейных врачей 1220 поступает ежедневно порядка 600 звонков. Предполагается дополнить проект Скайпом.Позвонивший по телефону 1220 человек сможет не только рассказать, например, о травме, порезанном пальце, но и показать проблемное место. По телефону 1220 можно будет узнать о российских лекарствах.

71. Майкл Вейдер: «Выживут только бережливые»
(http://forum2010.tppzkam.ru/node/22)

72. Бережливая аптека - Lean Pharmacy
(http://www.youtube.com/watch?v=jzUxVNRWrcY)

73. Прикладные нейронауки
( http://proza.ru/2012/01/27/1829 )

74. Добрый день, Владлен!
 
Спасибо за Ваш интерес к бережливому здравоохранению.
 
Тему поднимаем, как обещали. Рад сообщить, что в рамках Круглого стола на конференции VII Российского Лин-Форума она будет поднята в контексте устойчивого развития и потенциала распространения. Выступит глав.врач Иркутского диагностического центра.
 
Приглашаем участвовать, и зовите коллег по цеху пжста!
 
с уважением,
Алексей Баранов

75. Союз психологии и онкологии - психоонкология
 (http://proza.ru/2012/11/13/1232)

76. Бабушкина аптечка с электронной начинкой
 (http://proza.ru/2008/01/05/328)

77. Современная телемедицина
(http://www.rdkb.ru/work/tele)

78. Использование метода LEAN для оптимизации деятельности ЛПУ
(http://www.leanforum.ru/library/r11/965.html)
 Сотрудничество с Норвегией позволило Поморью реализовать ряд успешных проектов в различных направлениях здравоохранения: повысить качество диагностики заболеваний, успешно использовать телемедицину, создать в областной больнице отделения для реабилитации пациентов с рассеянным склерозом и инсультом.

79. Результаты Лин-улучшений в различных больницах США
(http://www.leanforum.ru/library/r1/1282.html)
• В больнице Св. Иосифа внесли изменения в поток пациентов в неотложном отделении, за счет чего в больнице каждый год смогли принимать на 10 000 пациентов больше. Источник: Tampa Bay Business Journal
• Региональная инициатива по здравоохранению в Питтсбурге позволила более чем на 50% снизить инфекции кровеносной системы, связанные с центральным катетером. Доля заражений на 1000 катетер-дней резко сократилась: с 4,2 до 1,9. Источник: ASQ.org (American Society for Quality)
• Центр лечения рака и исследовательский институт им. Х. Ли Моффитта планирует увеличить количество процедур на 12%, что приведет к повышению маржи почти на 8 млн. долларов ежегодно. Источник: Tampa Bay Business Journal
• В больнице Св. Винсента в Индианаполисе на 79% сократили количество шагов, которые медсестра неотложного отделения должна сделать, чтобы получить расходные материалы. Источник: USA Today
• В Медицинском центре Северной Миссисипи на 50% снизили количество ошибок в рецептах лекарств, допущенных при выписке пациента. Источник: ASQ.org(American Society for Quality)
• В Центре трансплантаций при клинике Майо в Рочестере время цикла с момента, когда новый пациент связывался с больницей, до назначения времени посещения сократили с 45 до 3 дней. Источник: iSixSigma.com

80. Бережливое производство в медицине
(http://wkazarin.ru/content/view/1026/82/)
По американскому опыту - в Штатах очень много проектов по применению методов бережливого производства проходит в крупных больницах, где велики накладные издержки.
Два ключевых фактора - время, которое пациент тратит на получение необходимой медицинской помощи, и создание безошибочных процедур, чтобы ни при каких условиях не могли возникать врачебные и лечебные (не знаю, как правильнее назвать) ошибки. Очень показательный пример на эту тему приведен в книге Стивена Спира "Догнать зайца" - о том, как серия последовательных процедурных ошибок привела к смерти пациента.

81. LEAN в здравоохранении Puget Sound Business Journal – автор – Донна Дэниел (Donna Daniel)
Система здравоохранения работает неэффективно, там много лишних процессов, которые снижают качество медицинского обслуживания. Если больной проводит больше времени, ожидая приема, чем с врачом, то это уже пример неэффективности. Если случается ошибка в назначении лекарства, или оно подается не вовремя, то это часто списывают на различные непредвиденные обстоятельства, узкие места или недостатки в коммуникации.

82. Персональная медицина в Израиле
(http://www.medicalisrael.ru/medtech/article669.html)
Среди новых областей медицины выделяется — персональная медицина, которая принимает во внимание личность больного при составлении плана лечения.

83. ИА REGNUM » Сюжеты » Врачебные ошибки
(http://www.regnum.ru/dossier/599.html)

84. Обмен медицинским опытом и развитие центров компетенции (http://www.infosib.com.ru/doclad31)
Более 100 тыс. американцев ежегодно погибают вследствие медицинских ошибок, которые можно было бы предотвратить. Во Франции расходы на устранение последствий неправильного применения медикаментов составляют более 5 млрд евро в год. А в Нидерландах,  по неофициальным данным,  ошибочные действия медиков приводят  к смерти от 1,5 до 6 тысяч пациентов в год. Наиболее подвержены врачебным ошибкам дети в возрасте до 1 года, а также пациенты, которым оказывалось лечение в рамках государственной страховой программы, направленной в помощь малообеспеченным слоям населения. В Великобритании медицинская ошибка является третьей по частоте причиной смертности после онкологии и сердечно-сосудистых заболеваний
 Врачебные ошибки в большинстве случаев отнюдь не являются следствием злого умысла, безответственности или низкой квалификации медиков. По данным исследований бостонской клиники Brigham and Women’s Hospital, сегодня насчитывается более 10 тыс. заболеваний, 3 тыс. лекарственных препаратов, 300 различных радиологических процедур и 1 тыс. лабораторных исследований.
приводились данные о 4 тыс. активно использующихся в мире медикаментах, среди которых зафиксировано более 2 тыс. взаимодействий, существенным образом влияющих на возможность их применения при той или иной патологии. Становится очевидным, что держать в голове такой объем информации  совершенно невозможно. «В Европе основные акценты делаются на информационную поддержку врача, на создание новой информационной среды его деятельности, потому что именно это позволяет повысить качество лечения, его доступность, — считает Андрей Столбов 1. — Прежде всего, мы должны ориентироваться на врача».
Для уточнения диагноза и принятия решения врачу частенько бывает необходимо обратиться  к справочникам или проконсультироваться с более опытным коллегой. Более того, во всем мире существует практика  беспрерывного образования  врачей, позволяющая им постоянно быть в курсе последних достижений в области медицины и фармацевтики. «Системы компьютерной поддержки врачебных назначений, — прокомментировал ситуацию Андрей Столбов, — позволяют существенно, почти на 80% сократить количество ошибок при назначении лекарств и на 55% снизить неблагоприятные побочные реакции».
Еще одним современным средством поддержки врача является центр компетенции, примером которого может служить открываемый по инициативе IBM в Дублине центр компетенции в области биомедицинских исследований, сфокусированный на разработке передовых аналитических приложений и призванный помочь врачам принимать более обоснованные решения на основании имеющихся результатов. Эта инициатива дополнит предпринимаемые IBM усилия по созданию портала Clinical Trials Portal, который обеспечит врачам и пациентам доступ к данным клинических обследований, сосредоточенным на одном ресурсе.
Медицинские центры компетенции в России – скорее фантастика, чем реальность.
Как показали результаты исследования Американской ассоциации госпиталей, в больницах, в которых активно используются информационные технологии, значительно ниже уровень смертности среди пациентов, сообщает Washington ProFile. Число смертей в полностью компьютеризированных госпиталях в среднем на 7,2% ниже, чем в обычных. Данный вывод сделан на основе изучения статистики по более чем 1,2 тыс госпиталей. Исследователи считают, что компьютеризация чаще позволяет избегать врачебных ошибок и облегчает врачам работу с информацией.

85. Интервью с Дэниелом Джонсом о бережливом производстве в здравоохранении
(http://www.leanforum.ru/library/r4/1421.html)
Интервью с Дэниелом Джонсом, президентом Lean Enterprise Academy (Великобритания)
В больнице Santa Maria Nuovo во Флоренции. Одна из старейших больниц в мире одной из первых серьезно начала применять Лин. Лин  применяет тот же научный метод, который использовал Леонардо да Винчи , чтобы понять, как работает тело и как диагностировать и лечить болезни, – только мы стремимся решить проблемы организации. У применения Лин сейчас появляется два пути: в здравоохранении и на производстве. В здравоохранении повсеместно наблюдается такой серьезный кризис, в этой сфере необходимо реализовать фундаментальные изменения, как в автомобилестроении 10 – 15 лет назад. В применении Лин (а Лин – это практика, только в теории Лин преподавать невозможно) доминирует метод обучения через действие. То же самое относится и к медицинской практике.

Бывший топ-менеджер с Fiat, ныне работающий директором во флорентийской больнице, попросил меня посмотреть, как идеи бережливого производства можно применить в области здравоохранения. Он был уверен, что это возможно, но ему нужны были люди со стороны, чтобы, так сказать, выработать видение возможностей для его коллег-врачей. И я это сделал. Я побывал там и увидел замечательную больницу
Одна из старейших больниц в мире одной из первых серьезно начала применять Лин. Если Лин можно применять здесь, вдохнув новую жизнь в это многовековое учреждение и подняв его до уровня XXI века, то Лин можно применять где угодно. Проследите перемещения пациента по больнице.
Т.е. начинать нужно с конкретных деталей, а потом делать из этого выводы. Это должно быть отправной точкой. Потом нужно посмотреть на умения людей, работающих в процессе, и тех, кто ими управляет.
Если вы понимаете процесс и то, как мыслят управляющие процессом люди, вам несложно будет понять основные проблемы, стоящие перед вашей организацией.
 У применения Лин сейчас появляется два пути: в здравоохранении и на производстве? Хотя концепцию Лин в здравоохранении начали применять недавно – возможно, меньше десяти лет назад – она развивается стремительно, просто потому, что в здравоохранении повсеместно наблюдается такой серьезный кризис, в этой сфере необходимо реализовать фундаментальные изменения, как в автомобилестроении 10 – 15 лет назад.
Хотя на производстве Лин применяется дольше,  в здравоохранении этим занимаются интенсивнее. И чем глубже в это погружаешься, тем яснее, что проблемы у них, по сути, общие. Это управленческие проблемы, а не проблемы конкретного процесса. И на производстве, и в здравоохранении до сих пор существуют серьезные проблемы, связанные с тем, как руководители мыслят и как они управляют сложными процессами.
Ведь в применении Лин (а Лин – это практика, только в теории Лин преподавать невозможно) доминирует метод обучения через действие. То же самое относится и к медицинской практике.
Ни в одной организации в сфере здравоохранения научный подход не использовался, чтобы перепроектировать метод решения организационных проблем. Это совершенно новый принцип.

86. Очереди в поликлиниках – как их ликвидировать?
процесс оказания услуг здравоохранения подвержен тем же проблемам, что и обычное производство:
• неопределенность (никто не может предсказать когда придет пациент (заказ), и сколько именно их придет, какие именно процедуры нужны будут для конкретного пациента (заказа) и т.д.);
• вариации (время выполнения каждой процедуры (заказа) не может быть точно предсказано);
• это усугубляется взаимозависимостью этих случайных событий;
• одновременно в обработке находится большое количество заказов (пациентов).
Методы управления нашими учреждениями здравоохранения – основная причина очередей и низкой их пропускной способности. То есть для преодоления этих проблем никакого финансирования практически не требуется.
Заработная плата медицинского персонала должна быть достойной. Помещения, в которых мы лечимся, должны быть отремонтированы. Медицинское оборудование должно позволять делать все, что уже доступно современной науке. Но сами по себе эти меры не решат проблему пропускной способности.
Системный же подход означает следующее. Для каждого из заведений необходимо определить – в чем конкретно для него заключается ограничение? Где тот фактор, который ограничивает пропускную способность? И заниматься нужно именно им. Знание ограничения позволяет организовать всю работу более продуктивно, путем максимального использования ограничивающего фактора и подчинения ему всего остального. Только это позволит достигать именно того, что нам действительно необходимо – обеспечивать трудоспособность и здоровье как можно большего количества населения в единицу времени.
главные врачи поликлиник и больниц должны овладеть инструментами современного управления. Без освоения управленческих навыков «производительность» поликлиник и больниц не поднять.

87. Бережливая медицина
88. Применение в ЛПУ технологий бережливого производства. Журнал "Здравоохранение" №8 2012

Принципы системы управления затратами корпорации Toyota, ставшие основой этой технологии, были разработаны т. Оно. Многие японские и американские компании, взявшие на вооружение эту систему, добились впечатляющих успехов.
Одна из наиболее эффективных систем ведения деятельности, имеющих максимальную ориентацию на потребителя, – бережливое производство. Основные принципы бережливого производства – минимизация любых издержек и концентрация ресурсов для создания ценности для потребителя.
По экспертным оценкам, непосредственно на оказание медицинской помощи пациентам уходит не более половины рабочего времени медицинского персонала.
Были определены следующие проблемы:
• помещения, где обеспечивается работа с поступающими пациентами (кабинеты врачей педиатра и хирурга, отделение лабораторной диагностики и т. д.), расположены далеко друг от друга;
• поток больных не разделен на плановых и экстренных пациентов (поступление в порядке общей очереди);
• высокий риск распространения инфекционных заболеваний;
• высокая нагрузка на персонал приемного отделения в будни, когда имеется поток плановых больных, что приводит к снижению внимания и качества работы;
• длительное время ожидания пациентами результатов обследований и врачебных осмотров.
Проблемы, требующие приоритетного внимания:
1. Длительное время до установления диагноза.
2. Перекрещивание потоков пациентов.
3. Излишние перемещения.
За год в приемное отделение ДКБ обращается около 22 тыс. пациентов. При прежней схеме работы на их обследование было необходимо более 29 тыс. рабочих часов. После реструктуризации для выполнения того же объема работы нужно всего 18 тыс. часов; разница составляет более 11 тыс. часов в год. Это позволяет увеличить пропускную способность отделения неотложной помощи (максимально – обследовать еще 13,2 тыс. пациентов в год, или 36 в сутки) и повысить качество медицинской помощи за счет увеличения времени работы врача непосредственно с пациентом.
Кроме того, сделан важный вывод: не всегда повышение качества медицинской помощи требует больших инвестиций".

89. Республиканская клиническая больница имени Н.А. Семашко  Иркутска.
 Данный опыт дает возможность внедрения бережливого производства в целом в нашей больнице, а также в работе среднего медицинского персонала

90. Бережливое производство в отделении неотложной помощи (http://wkazarin.ru/content/view/1102/1/)
Кайдзен - кайдзен-проект, или кайдзен-блиц.
В одной больнице Южной Флориды процесс приема пациентов в отделения неотложной помощи (ОНП) сильно варьировался и пациентам приходилось долго ожидать, пока им кто-нибудь займется.
Поток пациентов для каждого случая в этом отделении был проложен по ряду станций. Через месяц после кайдзен-проекта среднее время ожидания пациентом перевода на следующие стадии было сокращено:
• от "помещения в палату" до "приветствия врача" - с 12 до 6 минут, сокращение на 50%,
• от "приветствия врача" до "размещение, допуск" - от 242 минут до 224 минут, сокращение на 7%,
• от "приветствия врача" до "размещение, отказ" - от 137 минут до 120 минут, сокращение на 12%
• общая средняя продолжительность пребывания - с 289 минут до 243 минут, сокращение на 16%

91. Операционная в 3D-формате СПб ведомости Выпуск  № 175  от  12.09.2013
Только что окончившего обучение летчика или морского офицера сразу не пустят за штурвал самолета или корабля – сначала они долго и упорно будут учиться управлять сложной техникой на специальных тренажерах.
Во всем цивилизованном мире – прежде чем встать к операционному столу, хирурги  не месяц и не два будут отрабатывать все навыки выполнения сложнейших операций на так называемых симулянтах, точно повторяющих в 3D-формате операционное поле. К пациенту в западной клинике, где хорошо развита страховая медицина, хирурга допустят, только если он прошел курс обучения на подобных тренажерах и показал хороший результат.
Статистический анализ результатов лечения выявляет рост числа врачебных ошибок, связанных с «человеческим фактором». Необоснованное применение лекарств и их доз, неправильное использование медицинской аппаратуры зачастую приводят к серьезным последствиям для жизни пациента. Учеба «на пациентах» просто неприемлема, когда речь идет о высоких медицинских технологиях.
На обучающих комплексах можно оттачивать свои навыки в любое время, как под наблюдением инструктора, так и без него. На симулятор выводится высококачественное 3D-изображение хирургических инструментов, которое четко передает тени и глубину резкости. Обучающийся на тренажере хирург может отработать навыки наложения швов, координации рук при работе с более чем тремя инструментами, манипуляции с видеокамерой и т. д.
Симуляторы в обучающих программах – стандарт в мировом медицинском образовании, где учиться «на пациентах» категорически запрещено. В результате многих исследований выявлены значимые преимущества такого обучения: его безопасность и для больного, и для врача, индивидуальный подход и возможность научить принимать решение в самых сложных ситуациях. Этими навыками крайне важно владеть нашим хирургам. Особенно тем, кто мечтает работать, используя современные технологии.

92. Lean и ERP решения в учреждениях здравоохранения (http://www.kolaconference.ru/article/year2013/num04/)
Рассмотрены возможности применения lean-технологий и ERP решений в консультативной поликлинике ГАУЗ «Республиканская клиническая больница» Министерства Здравоохранения Республики Татарстан.

93. Вафин А.Ю., к.м.н. Мингалеев Г.Ф. д.э.н., профессор,член-корр. АН РТ, Гайфуллин Р.Ф., Фаттахов Х.И., Рощин Д.О Lean и ERP решения в учреждениях здравоохранения.
II Всероссийская медицинская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие российского здравоохранения
на современном этапе»

(http://www.kolaconference.ru/article/year2013/num04/)

 Рассмотрены возможности применения lean-технологий и ERP решений в консультативной поликлинике ГАУЗ «Республиканская клиническая больница» Министерства Здравоохранения Республики Татарстан
II Всероссийская медицинская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие российского здравоохранения
на современном этапе»

ERP (англ. Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) — организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности[1][2]. ERP-система — конкретный программный пакет, реализующий стратегию ERP.

94. Lean и ERP решения в учреждениях здравоохранения
СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ всероссийской медицинской
научно-практической конференции «Развитие российского здравоохранения
на современном этапе» Министерство здравоохранения Мурманской области
(dr@mcran.org http://www.murmansk-med.ru/files/digest_content.pdf)
Lean и ERP решения в учреждениях здравоохранения
Вафин А.
(http://www.murmansk-med.ru/files/digest_content.pdf)
Аннотация: рассмотрены возможности применения lean-технологий и
ERP решений в консультативной поликлинике ГАУЗ «Республиканская кли-
ническая больница» Министерства Здравоохранения Республики Татарстан.
Ключевые слова: здравоохранение, lean-технологии, карта потока соз-
дания ценности, разделение потоков пациентов, электронная очередь, ERP
решения.




   Самой значительной потерей в поликлинике является потеря от ожидания приема у кабинета врача-специалиста. Также данная потеря влечет за собой и другие потери в потоке ожидания ценности.
   Необходимо разделение потока пациентов во времени, в пространстве и в структуре.
 Для решения данных задач  имеется два варианта мероприятий для устранения потерь:
- «Цветовая схема» разделения потоков пациентов;
- «Электронная очередь».
  Следующим этапом работ по внедрению инструментов и принципов бережливого производства является выбор решения, подготовка технико-программной среды консультативной поликлиники и внедрение мероприятий для устранения потерь в потоке создания ценности в консультативной поликлинике. [101]

95. Медицинские роботы
(http://proza.ru/2013/11/26/1658)

96. LEAN И ERP РЕШЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
(HTTP://WWW.KOLACONFERENCE.RU/ARTICLE/YEAR2013/NUM04/)

   Результаты работы проектной группы в ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» позволяют сделать следующие выводы:
1. В потоке создания ценности в консультативной поликлинике ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» существуют значительные потери.
2. Самой значительной потерей является потеря от ожидания приема у кабинета врача-специалиста. Также данная потеря влечет за собой и другие потери в потоке ожидания ценности.
3. Ключевой задачей  была определена задача разделения потока пациентов во времени, в пространстве и в структуре.
4. Для решения данных задач были предложены два варианта мероприятий для устранения потерь:
- «Цветовая схема» разделения потоков пациентов;
- «Электронная очередь»

97.  3D печать кардинально изменит будущее медицины
Представьте себе, если бы человечество могло мгновенно печатать человеческую почку или печень. Однажды это станет возможным. 3D печать уже превращает область фантастики в научный факт.







 















 



 






------
Об авторе:
http://proza.ru/2010/11/14/1373
* ру.ВИКИ Лившиц, Владлен Моисеевич
 







 

 




 





 

 
 
 

 

                               


Рецензии