Гордый Варяг

                ГОРДЫЙ   «ВАРЯГ»



     Сам я с Урала. Работал в местном Главке Госснаба СССР заместителем начальника
отдела госконтроля.
     Раз в 5 лет летал в Москву на курсы повышения квалификации. Преподаватели все
из Госконтроля и меня хорошо знали по моим работам.  Мои материалы доходили  до
Председателя Госснаба Дымшица,  один мой акт проверки Гиганта чёрной металлургии побывал на столе Председателя Совмина СССР Косыгина А.Н.
     Как-то на перерыве преподаватель предложил мне после занятий зайти к ним  на
работу. В Главном управлении госконтроля появилась вакансия.
     Я заехал в управление, поговорил с начальником, и он подтвердил наличие вакантной должности. Мы тебя знаем, поэтому с удовольствием взяли бы тебя к себе на работу, но
только жильём мы не обеспечиваем.
     А мне жильё и не надо.  У меня в Москве живёт родной брат, да и невеста с квартирой
давно ждёт меня.
     Ну, тогда какие разговоры? Заполняй анкету, схожу к Председателю согласую и будем
писать заявление. И даже показал мне мой будущий стол.
     Может меня с работы не отпустят, что тогда? Прикинулся я наивным.
     Дадим письмо на перевод, а ты напишешь, что жильём в Москве обеспечен.
     Я сел заполнять Анкету по учёту кадров.
     Прежде, чем отнести анкету руководству, начальник управления с ней сам ознакомился.  Вдруг, от удивления у него брови полезли на лоб.… Не может быть! Ты, что, беспартийный? Как же тебя в Главке держали на должности зам. нач. госконтроля?
     В Анкете «партийность»  -  я написал -   б/п.
     У нас в Госснабе даже секретари и уборщицы – партийные!  Нет, дорогой,  с такой
анкетой я к Председателю не пойду.  У нас -  все члены КПСС!  Как же так, в системе
Госснаба СССР на такой ответственной должности у вас на Урале работают не члены
КПСС?  Такого быть не может!  Хотя… на месте вам виднее. Порвал на мелкие кусочки
мою Анкету и выбросил в урну.

     Слушай, продолжил начальник управления, а если ты пойдёшь простым инспектором
в местный Московский госконтроль, тебя там обязательно и беспартийного возьмут. Мы
попросим.  Согласен? Естественно, на тех же условиях по жилью…

     Дальше  -  дело техники.

     Это происходило 25 лет назад.  И вот,  я в Москве в новом незнакомом мне коллективе.
Для начала меня определили ревизором в бухгалтерию Главка. Для всех я был -  заезжий
«ВАРЯГ»!  Меня за глаза все так называли.
     На родине у меня остались друзья, их было много. А в Москве завести друзей «варягу»
просто – не возможно! Их здесь просто, не может быть! На меня смотрели, как сейчас
смотрят - на гастербайтеров.
     Прежде, я думал найти друга, ну если не друга, то хотя бы – единомышленника  или
партнёра по работе.  Это – пастух (Зельдин) был в Москве, как у себя дома «Друга я
никогда не забуду, если с ним подружился в Москве». Сегодня в Москве так просто с
приезжими «варягами» на контакт никто не идёт.  Это далеко не пустые слова. Я на Урале



от многих слышал, что москвичи – чёрствые люди, высокомерные зазнайки.… А я их
даже оправдывал. Ведь они – Москвичи! И живут они в Столице нашей Родины!  Но
какие они бывают на самом деле, я даже не догадывался.

     Мой первый рабочий день в Москве. Начальник Главка представил меня коллективу
центральной бухгалтерии. Работников на месте человек 10 обоих полов. Все посмотрели
на меня, как на пустое место и продолжили свои занятия.  Сел за свой стол. Никто мной
не интересуется, ничего не спрашивают, никаких подсказок (хотя бы, где пообедать).
Прозвучал сигнал «на обед» и все, сломя голову, понеслись мимо меня на выход. Через
секунду я остался в комнате – один. Про меня никто даже не вспомнил.
     Я вышел на улицу, и не знаю, куда пойти пообедать. Самый центр Москвы, кругом на
улицах стоят чёрные «Волги». В каждом доме  или Министерство, или Главк какой-то,
или ресторан.  Даже магазинов продуктовых не видно. Столовых или пельменных я тоже
не увидел.
     Постоял на крыльце, покурил и обед закончился. Идут в отдел наши работники, все
сытые и довольные, о чём-то между собой разговаривают. Видят, что я смотрю на них
голодными глазами, но никто не спросил, пообедал ли я или нет.
     Еле дождался конца дня, и бегом в метро. От жадности и голода купил  5 беляшей.
Так хотел  кушать. Давился, но съел все.

     На второй день было тоже самое. Опять обед, опять все сбежали от меня. Но я уже не голодал, мне дали с собой из дома бутерброды и термос с чаем.

     На третий день я проследил за нашими работниками, где они обедают, и зашел в ту же
столовую во дворе какого-то предприятия. Один из наших, оказывается, убегает на
обед пораньше и занимает на остальных очередь. Меня никто, конечно, без очереди не
пропустил.  Я понял, что в очереди я – не успею пообедать, и вышел из столовой голодным. Все наши работники это видели, но никто меня не пожалел, даже не спросил,
когда мы все вместе вернулись в отдел,- а обедал ли я вообще.

     Такое отношение ко мне длилось довольно долго. Но… « Врагу не сдаётся наш Гордый
ВАРЯГ!»   Стало меняться к лучшему только тогда, когда весь Главк «загудел» от моих
проверок и ревизий.
     Я, наконец, понял, чтобы нормально жить и работать в Москве, надо что-то из себя
представлять!  Это главное условие!

     Руководители проверяемых мной предприятий и организаций стали звонить в Главк и
просить отозвать этого ревизора, убедительно просили меня урезонить, поставить на
место этого «залётного», уж очень круто берёт.  Я ведь был ревизором Главка или, как
сейчас говорят – Аудит ревизор.  У меня была «Уральская» школа! Мне легко было
работать. Ни от кого не зависишь, никому ничего не должен, порочащих связей  никаких.
Москве такой активный ревизор, конечно, не был нужен. Я мешал той фирме, которую
представлял.  Но, продолжал работать
     Мной проводились такие разгромные проверки, что хоть каждого второго – в тюрьму.
Зашевелилось руководство Главка. Пригласили меня (беспартийного) в партком, якобы
познакомиться поближе.  Получалось так, что одни меня уважали и ценили, а другие –
боялись и ненавидели.





     Мне никто из руководства не мог приказать, закрыть глаза на отдельные нарушения,
а им этого так хотелось.  Поэтому «Варягу» из Челябинска вскоре предложили повышение по службе, не связанное ни с какими проверками.
    
     Руководители вздохнули.… А меня на обед теперь наперебой приглашают в кафе.

     Вскоре распался СССР, Госснаб ликвидировали вместе со службой госконтроля, и
закончилось существование «Государственного контроля за использованием
материальных ресурсов в народном хозяйстве»

     Проживши и проработавши в Москве более четверти века, я всё равно не чувствую себя москвичом. Хотя знаю, что, таких как я в Москве больше, чем коренных москвичей.
Кстати, к ним я уже отношусь – по-другому.
 .


Рецензии
С удовольствием прочитал Ваш рассказ, Юрй! С интересом узнал, как коренных москвичей, Вы, приезжий поставили в своё время "на место". Согласен со словами предыдущего рецензента: "Делай должное..."
С искренним уважением,

Сергей Пивоваренко   11.08.2016 16:54     Заявить о нарушении
Один из первых моих рассказов. Удивлён, что кто-то его прочитал и даже отзыв оставил. Все равно - приятно. Рад был видеть вас на своей страничке. ☼ Ю.

Юрий Литвак   11.08.2016 17:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.