часть1

Паузилипон.

Все мои  близкие и любимые умерли  в сентябре. Невыносимо переживать этот месяц. Иногда надо что-то сделать вопреки: то есть взять да и  удивить судьбу, например, уехав куда- нибудь. И  решила я  устроить себе паузилиппон, что в переводе  с греческого означает - передышка от боли. Паузилиппон -  красивый, когда то греческий  холм, находится на юге современной Италии. Значит,  поеду в Италию.
 В группе, конечно, все парами семейными, только я  одна, да ещё 3 одинокие тётки, восьмидесятипятилетний  весёлый дедок со своей шестидесятилетней дочей. Руководитель группы оказался милым интеллигентным молодым  человеком.
 Итак: Рим. Самый главный город Италии, а ещё его называют главным городом  Времени. А Байрон называл его «городом души». И, действительно, наполняет душу чувство Времени, созерцание живописных руин  у  Палатинского  холма, где по преданию в753 году до н. э был основан  этот  великий город. А вот символ вечного города - гигантский  амфитеатр Колизей,  меня  почему-то не  потряс. Стоит себе задумчиво… зарос травой и полевыми цветами…а вокруг туристические  автобусы, лотки  с едой и сувенирами. Но в   дни империи, он был покрыт мрамором. Ох, давно это было в 75-80 годы! Император Веспасиан даже озеро  осушил возле золотого дворца Нерона. Уж очень хотел показать всем, что там, где распутничал Нерон, расточая казну, он, Веспасиан из династии Флавиев, строит  амфитеатр для народа. Но что до сих пор восхищает в этом застывшем колоссе, так это мысль  инженерная. Современным проектировщикам поучиться только. Огромные неуправляемые толпы могли быстро разместиться на трибунах, а после зрелищ  быстро покинуть амфитеатр через 80 выходов. Недалеко от Колизея  арка Константина и арка Тита, воздвигнутая в честь взятия  в70 году Иерусалима. Нам туристам из Израиля экскурсовод этот факт не уточнил. Политкорректность что ли? А мне  вдруг представилось, как через центральную арку, звеня доспехами,  идут  улыбающиеся  победители, а через боковые менее высокие  арки ведут рабов: юных дев, красивых мальчиков, молодых и сильных мужчин…
 Капитолийская площадь - архитектурный  шедевр Микеланджело. Площадь Венеции, как белоснежный свадебный  торт. Площадь Барберини (вспомнилось как не экзамене по  истории изобразительного  искусства, мне попался этот билет) отбарабанила вопрос на  отлично. А вот через 30 лет стою тут, и ощущаю красоту  и вечность этого  архитектурного  ансамбля  с роскошным фонтаном  Тритон работы Бернини.  Фонтаны  в Риме безумной  красоты, и вода  бежит к ним, как в древности, по  старинному  водопроводу, очень вкусная и холодная, несмотря  на жару. А вот и самый  известный в стиле барокко фонтан  Треви, который  мы знаем  по  фильму Феллини «Сладкая  жизнь». В струях этого фонтана  резвилась актриса Анита Экбер. Говорят, что после  фильма  многие экзальтированные  дамы  пытались  повторить  эту  мизансцену. Поэтому  стражи  порядка строго   следят, чтобы  в обширный  бассейн перед фонтаном никто не  забирался. Существует  традиция: кто хочет ещё раз побывать в этом  вечном  городе, бросает монетку.  Вот и бросают монетки  туристы: центы, шекели, гривны, рубли. А знаете,  что всегда  загадывали ещё древние римляне, бросая монетки? Вернуться в Рим, влюбиться и разбогатеть. Ну и я бросила монетку. Может,  вернусь  сюда ещё.
 В пантеоне мне почему-то вспомнилась « Взрывающаяся рафаэлевская голова»  кисти  Сальвадора  Дали. И  дело  не  в  то, что художник   там похоронен. А в том,  что дух его присутствует в этом  совершенном  по  форме  пространстве  храма. Впервые я ощутила  нечто подобное  в Тадж-Махале  в Аггре, где  под куполом  витал дух ЛЮБВИ.
Ватикан - самое  маленькое государство  в  мире. Его  площадь  всего 40гектаров в  форме  трапеции и окружён  со всех  сторон средневековыми  стенами, и только с одной  стороны границей  служит площадь  Святого Петра.  Она  как бы связывает  Ватикан с Римом и  всей  Италией. Ворота этого малюсенького  государства на  ночь запираются ватиканской стражей. У этих швейцарских гвардейцев совершенно сказочные  костюмы. И пересечь это государство можно шагом за час.
 Музеи Ватикана - бесконечные коридоры  художественных ценностей. Я испытала настоящий  культурный шок, от концентрации в одном  месте такого количества мировых шедевров. В нишах Бельведерского двора красуются  мраморные Аполлон и обвитый  змеями «Лаокоон». Дамы  принялись  фотографироваться  возле совершенных  мраморных  мужчин. Ну и я не  утерпела и  сфотографировалась  рядом с Мельпоменой (когда-то  в молодости я ей  служила). А в Пинакотеке находятся картины Рафаэля « Преображение» и «Мадонна ди Фолиньо». Когда, полная впечатлений, добралась до Сикстинской  капеллы, думала все - ничему больше  не  удивлюсь. Я же  знаю  сюжет по  бесконечным  иллюстрациям. Особенно (и на  майках и на  чашках) растиражирован сюжет  «Сотворение Адама».
Ан, нет. Прав Экклесиаст: не насытится око зрением… Стою, как пришибленная. Стены капеллы расписывали Боттичелли, Пинтуриккьо, Гирландайо. Но  самым великолепным в капелле  являются потолочные  фрески Микеланджело. Всё-таки  чувствуется энергетика  великого  мастера. И живопись его  скульптурна  и мощна. Он никогда не  изображал слабых людей. У него и старики и умирающие и отчаявшиеся - всегда мощны. Поражает  объём: несколько сот  фигур  написаны на пространстве в 600 квадратных метров. В фигурах пророков, титанов, сивилл  Микеланджело развернул своего рода энциклопедию пластики. Художники  считают этот  труд  завещанием  всем будущим  скульпторам.
Собор святого Петра  завершал экскурсию. И  понимаешь, почему Петра. Пётр- камень. Камень основания  церкви. Почти все известные  архитекторы  периода  Возрождения и барокко, приложили руку к  созданию  собора: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Ни один  христианский храм не  превзошёл огромность  и величие этого собора. В конце нефа стоит бронзовая статуя св. Петра. Палец на его ноге до блеска  стёрт  поцелуями паломников. А я  стремилась  в этот  собор, чтобы  увидеть  творение Микеланджело. Вот она  справа  у  входа. «Пьета». Уже пять веков потрясает всех, кто её  видит.  А ведь Мастеру в  ту пору было всего 25 лет. Вот стою и думаю, что  гений, это когда творец  время опережает и стереотипы  ломает, и  сам  себя не повторяет.  Богоматерь  юна, и в этом особая духовная чистота. И здесь совсем другой  Микеланджело. Вместо ракурсов, сравниваемых с движением языка пламени и могучей телесности - одухотворённость, сдержанность, печаль.
Но, только духовной пищей  сыт не будешь. Вечером  идём  в ресторан. Знакомиться  с итальянской  кухней. Усталым табунчиком, наша группа  возвращается  в гостиницу. Еле  волочим ноги. Из всей группы только изящная Лариса цокает  каблучками.
Но, приняв душ и наложив  макияж, женщины  наши преобразились. Ожидаем  лифта. Рядом, тихонько переговариваясь на  своём  языке, группа не и то японцы, не то  китайцы (Я в этом не  понимаю)
-Ну, все на одно лицо,- озвучивает  мои  мысли  красивая  Марина, с  которой мы  за эти 3 дня  успели подружиться.
-А вы нам кажитесь на одно лицо, - лукаво  улыбаясь, сказал  азиатский  мужчина, на  чисто  русском  языке.
-_Откуда  вы?- Смеёмся мы, чтобы скрыть неловкость.
- Из Вьетнама.
- А мы из Израиля.
И вдруг синхронный  вопрос:- откуда  русский?
- Я учился и работал в России.  - И мы  учились  и работали, а потом  вот репатриировали.
В ресторане сладкоголосый певец исполняет неаполитанские песни.
Рассаживаемся. Нам приносят брускетты - обыкновенные  тосты сверху какая- то томатная паста. Мы разочарованно, но  с  любопытством  всё это  сжевали, запивая  вином из  кувшинов. Ждём-с. И тут  началось: каннеллони с грибами, лазанья  с соусом бешамель и  сыром пармезан, равиоли  со шпинатом, пицца Маргарита (В цвете  итальянского флага) моцарелла - белый, томатный  соус- красный, базилик – зелёный, карпаччо (тонкие  куски  сырой говядины в  масле, панчетта (сыровяленая свиная  грудинка) – это  только закуски.

Мужчины запивали всё это граппой и компари, а женщины  кьянти. В ожидании основного блюда: баранины  в укропном соусе, группе  нашей  захотелось  станцевать Хава Нагилу. И надо же  музыка заиграла (это конечно наш  руководитель подсуетился). И вышли танцевать почти  все, даже  восьмидесятилетний дед со своей дочей. Я  снимала на видео, как  наша группа зажигала.  Вьетнамская группа сначала с интересом смотрела, а потом  стала  хлопать  и тоже  снимать на  видео. Группа из Бразилии смотрела на нас как на  соперников. И когда наши стали  рассаживаться по своим  местам, бразильская группа, как  с низкого  старта, выскочила на середину зала и тоже начала свой танец. Ну, они конечно, на  карнавалах  своих поднаторели. Зажигательно тоже  танцевали. Но в  отличие от  них, наши танцевали почти  все, и  аплодировали  танцующим  весело и без  соперничества. Ну, в  общем, победила  дружба. Мы с  интересом  уставились на  группу из  Вьетнама, ожидая их  выступления. Но нет. Они  убрали фотокамеры и повернулись  к  своим  тарелкам. Им  принесли горячее.

И снова пел неаполитанские  песни красивый  итальянский  певец. Мы наслаждались десертом, говорили о том, что для  кого- то соединение  духовной и физической  пищи  и есть гармония, говорили о завтрашней поездке  в Помпеи  и Неаполь. Туда, где расположен  холм Паузилипон, что  в переводе  с греческого  означает передышка от боли. 


Рецензии
С большим интересом прочитала замечательные зарисовки об Италии.
Читаются легко, написаны точно,ёмко, красочно, от души,с тонким юмором.
Спасибо, Наталия!

Елена Потемкина   24.03.2020 22:23     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.