Формализация
Основным сущностным основанием является Конституция – основной закон населения для государства, его органов. Она считается основным законом государства. Вернее, выступает основным законом для самого государства, его власти и органов. Он в единственном числе м образе. По форме - несёт волю народа, принимается референдумом. Всё остальные государственные дела являются производными от него, его положений и толкования.
Демократия больших и малых интервалов, разных степеней свободы и ограничений, строится на основе положений этого закона и его основной процедуры – властно-выборного процесса.
Может ли страна жить без Конституции? Несомненно, может. Тогда, что мешает, что обязывает политический процесс принимать некий основной закон. Может отбросить его и жить проще – под текущий момент и установившийся расклад политических сил. Если так, то сразу появится много неразрешимых вопросов, а коренным из них становится, как и был всегда, вопрос о власти.
Всё законодательство государства – продукт её производства. Тогда, как быть с самой властью? Как она будет выбираться – формироваться? Оказывается, процесс, в данном случае, предельно прост: он строится на основе фактора силы. Но этого разъяснения мало. Согласен. Добавим силовое убеждение власти и принуждение к покорности ему. Первое, оно может достигаться без всякого выбора: просто на факторе страха и подчинения перед угрозой применения силы, при непризнании власти. Скажите, проходили. Да проходили. А, именно, то, что проходили, известно, стремится к повторению. Пусть, не к абсолютному, но некому превращённому образу.
Понимание процедуры происхождения власти – дело не одномоментное, скорее это исторический процесс. Возможны разные его понимания. Есть такое, что связано с длительными промежутками времени. Ими принято измерять историю. А здесь есть засада. Как у Аполлинера: «а с улицы года смотрели на витрины и проходили мимо, в оковах, как всегда». Действительно, года идут, а время – то, что без преобразования - замерло. Иначе, года есть, а расписать по ним нечего. Такая история: каждый год воспроизводит старую.
Всем известно, старость считаем таковой, когда появляется молодость. А как её разглядеть. Но мы разговариваем о власти. По времени существования – это отношения вечности. Но что-то в самой власти должно меняться или нет? Да, то, что не бывает таким вечным. Это люди в ней и процедуры организации.
Вы скажите, высшая власть принадлежит народу. Так записано, но он её давно делегировал государственным институтам с момента принятия Конституции, а лица в ней меняет чередой выборов. По недоразумению, или по «забывчивости» такой порядок в основном разделе конституции не предусмотрели, как и сроки пребывания у власти. Но, что-то есть, но его посчитали недочётами становления демократии, что, не исправляя, игнорируются.
Если Конституция – закон народа, то он её и игнорирует. Народ большой, как всегда, но заниматься Конституцией некому. Появилось в стране Народное Собрание, есть Народный Собор, есть Федеральное собрание, формализованное по представлению. Одни могут поговорить о Царстве Правды и национальных ценностях, но правда-то в том, что их нет в Конституции. Другие же говорят только о том, что стоит после неё. Такие разговоры вполне в национальном стиле, мы все их любим. Всё красиво и сказочно, а жизнь, и политическая, в том числе, продолжается своим чередом: то, что не доделал народ в целом в Конституции, доделывает сама власть, уже в законодательстве. И переделывает, по мере необходимости.
Есть ли здесь формализация? Да, есть. Нет одного: прямой воли народа. Вопрос о власти – это коренной вопрос, решаемый народом. Если народ молчит по вопросу власти, а последняя самоупорядочивается в воздушном пространстве, то и формализация зависает в воздухе, теряет связь с почвой. На неё, как любой природный объект в таком положении, влияет любой ветерок, с любой стороны света. По своему географическому местонахождению и по суровости политических процессов, затронувших население и территории, наш народ считается северным. При дуновении западных ветров, не плывёт по ветру – идёт вспять – на Запад, при восточном – идёт на Восток, иногда – на Юг. Так и стала страна местом встречи всех сторон света, политического света.
Если народ не занимается основным своим законом, не изучает, не модернизирует его, и вообще не относится к нему как основанию его права, то вопрос о народно-национальной формализации уже растворяется в воздухе. Вместе с ней исчезает соответствующий образ правового государства. Законодательство приобретает значение искусственности. Да, конечно, население остаётся в своём естественном виде. И слава богу.
Как говорят, свято место пусто не бывает. Вся народная формализация, растворившись, воскрешает в новом облике, в чувственном отношении к символизатору власти в стране. Вы знаете, в ком она видит новую формализацию власти. При всём уважении к Д.А. Медведеву, это всё-таки В.В.Путин. Здесь следует подчеркнуть , что символизатором по своей воле не станешь. Такое качество лицу даёт народ, его доверие.
Так случилось, что в России отсутствие полной формализации властного устройства, его заменила символизация властного лица. Что же такое символизация, какое отношение она может иметь к формализации власти, что может быть общее между формализацией и символизацией власти, какие отношения представляют эти категории?
Видим, что формализация представляет основное установление народа по жизнеустройству и установлению власти. Всё законодательство – продукт деятельности власти. Конституция – это установление народа – определяющее право для власти. Отсюда получаем положение власти: ниже конституции, но выше законодательства.
Что же может быть положено в основу формализации власти. Вариантов нет, интересы народа, нации, как вообще, так и в частности: семье и роде. Тогда потребуется и новое определение – это формализация интересов их самих в положениях Конституции.
Таким образом, могла быть достигнута действительная преемственность интересов населения и основного формализованного установления для организации законодательно-правового пространства на территории страны, как и самой страны. А если этого нет, понятно, это место заполняется домыслами населения о высшей власти, о её способности ничего не забыть и народу послужить.
Если такой формализации нет, то место её снова занимает символизация, как уже сказали, в России она связана с В.В. Путиным. Итак, недостаток законодательной и правой работы, отсутствие должной формализации народ компенсирует созданием своего образа символизатора. И для текущего момента, такое положение дополняет конституционное определение. Сама символизация отдельного человека как носителя высшей власти не может в конечном итоге заменить формализации правового уложения, каким и должна быть Конституция. Однако, в отдельные и довольно продолжительные периоды, как показала история, такая замена имеет место.
Да, нет постоянно-действующего конституционного процесса, ориентированного на развитие правового государства, но какая-то конституционная работа всё-таки ведётся. Вот смотрите, работает Конституционный суд, дел невпроворот на многие годы: разбирает и судит, разбирает и судит… . Процесс идёт.
Последний этап конституционного строительства начался с исходной точки – работы Конституционного совещания, подготовившего действующую конституцию. Уже тогда было предусмотрено принятие специального закона – акта, без которого Конституционному собранию, как без воды, … . Планировали создать рабочую палату. Как говорится, благими намерениями … . Тем думам о конституции почти 20 лет, а воз и ныне там: будто вчера решили. Какое время прожили – целый период вступления в жизнь нового поколения. Ощущение, что работы здесь бесконечно много, всегда значительно больше той, с которой могли бы справиться. Неужели вся конституционная работа заключается в судопроизводстве. Встаёт вопрос, действительно ли, мы обречены без конца судиться, чтобы определить правоту, чтобы понять своё право и поступить по закону. Не превалирует ли толкование основного закона над его существом? А так будет происходить всегда, если в нём будут оставаться белые пятна.
Нет рабочей палаты, которая могла бы называться и конституционной, нет и глубинной формализации государственного устройства и власти как его центрального звена. Не на что не могу списать отсутствие такого упорядочивания, кроме как на её Величество – национальную политическую леность. Конечно, с ней корреспондируется и осторожность власти по упорядочиванию обременений своему существованию. Но не будем забывать о существовании двух уровней властей: власти народа и государственной власти. Отказывая первому, делаем искусственным второе. Что можем делать тоже искусственно.
Можем ли сегодня приступить к надлежащей формализации права народа? Сказать однозначно легко, но делу самого упорядочивания ответ не поможет. В этом вопросе есть много глубинных пластов, одним из которых является формализация интересов людей, а другим - формализация структуризации социальной среды. Именно здесь находятся исходный пункт. Раскрыв их, увидим потребность в организации процессов и управлении ими. Понимая, что последними занимается власть, на этом основании сможем оптимизировать свои представления о власти, что, в свою очередь, позволит использовать эти знания для углубления процесса формализации правовых вопросов.
Предложение не простое. Да, между властью и народом живёт страх, смотрят друг на друга, а видят его. Надо убрать это изображение. Способ простой – формализация правовых вопросов. Это путь правового государства.
Свидетельство о публикации №211102100695