Зимняя груша

     Нас замело по крыши.  Крытые камышом и соломой хаты, нахохлившись
 воробьями, извергают из труб дымы. Топим соломой, камышом, кукурузными
 кочерыжками. За дрова у нас - строго, за дрова - Колыма. В хате тепло 
 и дымно, время - к обеду...

     Мать топит печку, отец где-то во дворе, снег гребет. Мы с Тайкой, сестрой,
 не скучаем на теплой русской печи; она пытается вытащить из дряхлого стула
 ржавый гвоздь, крутит его тонкими пальцами, и он пищит, как живой:
 - Пик-пик, пик-пик...
 Я наблюдаю. У меня есть в заначке новый гвоздь, блестящий, но - молчу;
 Тайка отнимет сразу. Уцепилась, и крутит:
 - Пик-пик, пик-пик...

     Слышен топот ног, ( сбивают снег), скрипит входная дверь, и в клубах 
 морозного пара входит отец, и... дед Ананий! Он в шапке-ушанке, тулупе
 и валенках, с неизменной цигаркой в зубах:
 - Ох и холодно тут у вас, Ольга! Ну, хоть собак гоняй!
     Это он к матери.
 - А у вас?
 - А у нас тепло, Ольга, груши растут! Тайка, ты хочешь грушу?!
 - Хочу!
 - На!- и...- вот она! Желтая-прижелтая, вкусная-превкусная, не груша,-
 кусочек солнца!

    Сразу слюнки текут. Дед стоит рядом, от него пахнет табаком и морозом.
 - Деда,- и мне... Дай, деда, дай...
 - Не, парень, не... Ты - казак, пойди, тай* возьми.
 - Где, деда, где?
 - А у вас на бугру. Там "рева"** груши раскидала, я и взял одну, для Тайки.
 А ты сходи, да насобирай себе, сколько хочешь.

      Я хотел грушу. И не одну, а много, чтобы всем хватило, и деду тоже.
 Быстро спустившись с теплой печи босыми ногами на холодный земляной пол,
 я обул старые, ничейные сапоги, Тайкино латаное-перелатанное пальтецо,
 драную шапку и рукавицы.
 - Ты куда, сынок?
 - Грушу хочу сладкую, мама.
 - Дядько Ананий, вот старый враль, ну чего дитя мучишь! И когда ты
 ума наберешься? Старое, а как малое...

       А на дворе - мороз лютый... Метет! Слезы замерзают на щеках,
 не успев скатиться. Да я не плачу, они сами идут...
 Там, на бугру,- груши!

      Кое-как , по пояс в снегу, я взбираюсь на верх, где ветер
 еще сильнее; пальто продувает насквозь, но я иду и иду...
 А груш все нет и нет...
 Рукавицы остались где-то в сугробе, сапоги полны снега,
 ноги - ледышками... Надо идти домой.

      *  *  *

       В хате у нас тепло, руки зашлись от мороза, мать сует их
 в чашку с водой, и я плачу от обиды и боли... Как меня обманули!..
 Нет "ревы", нет груши...
      
       А на печи плачет Тайка. Она ржавым гвоздем на белой стене
 цветы рисовала и мама ее отшлепала...
 Я отдам ей свой новый, блестящий гвоздь, чтоб ее больше не били.
  Пусть рисует...

 *тай - разговорное слово(пойди, да и возьми).
 **рёва - от слова реветь, плакать. Это совсем взрослые дяденьки
 так шутили над нами в детстве. Мы так не шутим.


 


Рецензии
Уважаемый Павел!
Не нашел на Вашей страничке Вашего отчества, поэтому обращаюсь по имени, не сердитесь.
Огромное спасибо Вам за Ваш замечательный рассказ, в котором все так здорово: и содержание и изложение. Всё живет, всё - как будто сам видишь.
С пожеланием Вам новых успехов, В.К.

Василий Капров   30.04.2014 19:29     Заявить о нарушении
Василий, я редко вижу, чтобы кто-то из авторов
выпячивал грудь и бил себя кулаками в область
сердца, чтоб его уважали, да по имени-отчеству!
Скромность, как стандарт поведения в обществе,
украшает человека - просто Павел.

Спасибо вам за теплый отзыв, Василий,- я стараюсь
писать простым, разговорным языком, доступным для
разума широких масс.

И вам УСПЕХОВ!
С наступающими праздниками и наилучшими пожеланиями!

Павел Еготинцев   30.04.2014 21:18   Заявить о нарушении
Уважаемый Павел!
В свою очередь поздравляю Вас с праздниками, в том числе и с приближающимся ВЕЛИКИМ ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ ! Желаю здоровья и новых больших успехов.
Если будет минутка и желание, то прочитайте мой рассказ "Обида", мне кажется, что он созвучен Вашему. В силу этого я был бы рад и благодарен Вам за критику.
В.К.

Василий Капров   01.05.2014 08:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.