Страницы сопротивления апачи

Не иди позади меня – возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня – возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым (мудрость стариков апачи).

Героическая история самого, на мой взгляд, пожалуй, храброго и мужественного из индейских племен Северной Америки незаслуженно забыта.
Апачи сражались за свою свободу еще много лет после того, как все индейцы прерий сложили оружие.
Апачи не хотели войны, но европейские колонизаторы стремились превратить их землю в колонию, и естественно апачи начали сопротивление.
Как упоминалось выше первыми европейцами, с которыми столкнулись апачи в 1540 году, были испанцы. Испанцы периодически  воевали с апачами. Апачи унаследовали от испанцев самое сокровенное, что было у них для боя – верховую  езду.
Главной проблемой для апачей были седла, так как их конструкция включала стремена, состоявшие из металлических частей. Но апачи решили эту проблему, приспособившись к верховой езде на кожаных подушках. Позднее они покупали седла у европейцев, за продукты охоты.
К середине ХIХ века, апачи оказались  под властью североамериканской Унии, так как Мексика в результате неудачной войны с США вынуждена была уступить север своей страны – Аризону, Нью-Мексико и другие территории, т.е. исконно апачские земли. Разумеется, апачи стали головной болью для поселенцев Юго-запада задолго до того, как территория Аризоны вошла в состав Конфедеративных штатов Америки.
Новая Аризона находилась в этой связи в сложном положении. С началом войны федеральное правительство вывело оттуда почти все войска и отправило их сражаться на востоке. После этого граждане Нью-Мексико, особенно на юге и на западе, остались практически беззащитными от нападения апачей.
«Апачи вороньем слетались со своих горных убежищ и приносили южной Аризоне смерть и разрушение. Поселенцы бросали свои фермы, ранчо, шахты: те, кто успел, укрывались за стенами  г.Тусона. Казалось, что и последний очаг цивилизации дикари зальют кровью. Индейцы подступили к самому городу, круша и разоряя все на своем пути. Ужасно изуродованные тела мужчин, женщин и детей, пепелища сожженных домов отмечали каждую милю по пути к Рио-Гранде»,- писал современник.
Получилось так, что апачи начали жить по обе стороны границы в Мексике и США и сражаться против мексиканцев и американцев. Поначалу апачи испытывали наибольшую ненависть к мексиканцам и сражались против них на стороне американцев. Особенно борьба обострилась под предводительством лидера апачей-липан великого апачского вождя Куэльгаса де Кастро, самого влиятельного в первом десятилетии ХIХ века.  Кастро принимал участие в войне за независимость Мексики от испанского колониального гнета и сражался на стороне республиканцев. В годы существования Техасской республики Кастро служил разведчиком у  англо-американских рейнджеров и принимал участие в экспедициях против команчей.  Анго-американцы однажды ослушались стратегического совета Кастро угнать лошадей у команчей и те в свою очередь получали шанс к спасению от разгрома. Кастро преисполнившись презрения к англо-американцам, оставил службу и заключил мирный договор с техасцами.
После образования независимой Мексиканской республики Кастро и другие вожди апачей-липан посетили г. Мехико и подписали мирный договор с мексиканским правительством. Апачи-липан обещали хранить в Техасе мир, однако не смогли сдержать обещание, так как мексиканское правительство не выполнило своего обязательства по сохранению режима торговых преференций для липан. В результате чего, липаны остались без провизии необходимой им для войны с команчами. С этого периода начинаются союзнические контакты апачей с англо-американцами против команчей и мексиканцев.
Куэльгас де Кастро принимал, участие в многократных в боевых действиях, то на американской, то на мексиканской стороне. А в 1842 году от болезни  он скоропостижно скончался.
В результате эпидемий и кровопролитных войн с команчами и испанцами численность липан значительно сократилась, они серьезно пострадали в техасских войнах  в  период 1845-1856 г.г.. Возрастающее давление со стороны техасских поселенцев привело к разделению племени – часть  присоединилась к тонкавам, часть к мескалеро- апачам, часть к кайова-апачам, а остальные ушли в Мексику, где обосновались в горах Санта – Роса вместе с кикапу и другими беглецами из США.
Липаны постоянно совершали набеги на поселения мексиканцев и американцев Техасе. Защищая поселенцев, армия предпринимал многократные  рейды по ликвидации отрядов липан. В 1854 году отряд численность срок человек воинов-липан отбил атаку небольшого армейского подразделения на берегу озера Тринидад штат Техас. Не потеряв ни одного воина, липаны окружили солдат. После скоротечного боя, нанеся потери противнику, липаны атаку свернули, двоих солдат отрезали от основного подразделения, вынудили их спешиться, нагнали и расстреляли из луков. В этом же году в местечке Орлиный перевал (Игл-Пасс), липаны оказали сопротивление двукратно превосходившему их отряду армии США преследовавшего их после ограбления  липанами каравана переселенцев. Липаны насели армии сокрушительное поражение в ходе быстротечного боя. В рапортах командиров  отрядов американской армии констатируется, что  в ходе боя потери апачей составили семь человек, причем число их, которое «отважно» атаковала армия, составляло около 300 человек и превосходило отряд регулярной армии в десять раз. Но как указывают нам историки – американисты численность апачей-липан к тому времени вообще составляла от 300 до 500 человек с женщинами и детьми.
С 1860 года липаны в союзе с мескалеро и кикапу начинают совершать разорительные набеги на техасских поселенцев со стороны Мексики. В 1868 году 60 кавалеристов регулярной армии США атаковали союзнический лагерь апачей в горах Сантьяго и вынудили индейцев отступить далеко в горы. Возвращаясь в форт, солдаты привязали к копьям скальпы убитых ими апачей. Подражая индейцам, солдаты раскрасили лица, и к седлам привязали двух мексиканских мальчиков и индейскую девочку, изображая добытые в бою трофеи. Кроме этого  с собой они прихватили 450 шкур, 198 лошадей и мулов индейцев.
В 1873 году липаны совместно с кикапу совершали набеги из-за реки Рио-Гранде, которая служила границей между Мексикой и США. Решив наказать апачей, армейские подразделения получили неофициальный приказ атаковать поселения липан и кикапу в местечке Ремолино (Мексика). Солдаты сожгли три поселения апачей по 50-60 типи каждое. Уничтожили продовольствие апачей и засеянные поля. Увели некогда украденных индейцами 65 лошадей с техасскими клеймами. Убили более 20 женщин и детей апачей-липан, отбили около 40 пленников апачей из числа белых граждан. В ходе этого столкновения подразделения армии США грубо нарушили границу с Мексикой, и в этой связи, обострили отношения с мексиканскими приграничными  войсками. Правительству США долго на дипломатическом уровне пришлось урегулировать этот инцидент.
Борьба апачей-липан  после многократных поражений от регулярных войск не закончилась. Они по прежнему осуществляли вылазки, в тыл регулярных войск, нанося потери противнику. Грабили поселенцев в приграничье.  В 1876 году войска регулярной армии США напали на поселение липан в мексиканском приграничном штате Коауила. В ходе боя апачи навязали солдатам рукопашную схватку, в результате чего индейцы были повержены, понеся большие потери, и вынуждены были бежать. В 1887 году американские войска, преследовавшие липан снова нарушили границу,  и пересекли реку Рио-Гранде. Действия разворачиваются по стандартному сценарию: солдаты разоряют поселение, утварь сжигается, апачи истребляются. Выжившие индейцы отступают в горы  и вновь совершают набеги и грабежи на поселенцев по обе стороны границы. Так продолжалось до 1903 года.  19 оставшихся в живых апачей-липан проживавших в Мексике были перевезены в штат Чиуауа, откуда в 1905 году они вернулись в США и поселились в резервации мескалеро-апачей в Нью-Мексико. К 1940 году как свидетельствуют источники, апачей липан оставалось всего 35 человек рассеянных среди тонкавов, мескалеро, кайова-апачей.
В связи с ослаблением липан, центр сопротивления апачей смещается в сторону апачей – чирикахуа (мимбреньо - восточные чирикахуа).
После  смерти Куэльгаса де Кастро военным лидером апачей стал  Хуан Хосе, сын Кастро от брака с индианкой из племени апачи-мимбреньо.
Мексиканцы делали многочисленные попытки одолеть апачей путем  объявления вознаграждения за их скальпы. Скальп мужчины-апача стоил сто долларов, женский пятьдесят, детский двадцать пять.
Власти мексиканского штата Чиуауа подкупили американского охотника Джонсона поддерживавшего с апачами и Хуаном Хосе мирные, дружеские отношения. Джонсон с группой своих людей отправился в горы к индейцам и преподнес им подарки. Все племя сбежалось, чтобы осмотреть дары. Джонсон расстрелял апачей из полевого орудия, которое установили его люди в укрытии.
Раненых белые добили из пистолетов и ружей. С мертвых сняли скальпы. Хуана Хосе Джонсон добил самолично. В этой резне погибло боле 400 апачей-мимбреньо.
Этот исторический факт лег в основу одного из сюжетов художественного фильма «Апачи» снятого в нале 70-х годов прошлого века восточногерманскими кинематографистами на вышеупомянутой киностудии «ДЕФА».
На место погибшего предводителя мимбреньо встал новый лидер Мангас Колорадос под предводительством, которого апачи с 1855 года вели войну не только против Мексики, но и против США.
Небольшой отряд Колорадоса выследил охотников за скальпами погубивших четыреста соплеменников и убивших Хуана Хосе, расправился с ними, а после разорил мексиканские города Санта-Рита и Пинос-Альтос, жители которого по имеющейся у Колорадоса информации сотрудничали с американцами и превратились в убийц индейцев-апачи.
Малочисленные отряды Колорадоса несколько лет осуществляли набеги на поселения мексиканцев и американцев по обе стороны границы. Апачи были не уловимы. Но устоять против сил регулярной армии апачи-мимбреньо не могли. Мангас понимал, что необходимо объединить разрозненные апачские группы и это объединение осуществил своеобразно. Мангас женился на девушке креолке, которую нашли апачи во время одного из своих боевых рейдов в мексиканском штате Сонора. Своих дочерей  от этого брака, Мангас выдал одну за вождя апачей-койотера,  другую за апачей-мескалеро и третью за верховного вождя навахо. Так Мангас добился союза с основными группами апачей и навахо, скрепив его родственными узами. К данному союзу позднее присоединился еще один из легендарных вождей апачей-чирикахуа Кочиз - зять Мангаса Колорадоса
Кочиз(1815?-1874 гг.) заметная фигура в истории индейских войн и по делам и по внешним данным. Он отличался от остальных высоким ростом, широкими плечами. С внешностью военного лидера и мудреца.
Война указанного союза апачей и навахо затянулась на долгие годы. Неуловимые апачи чувствовали себя хозяевами на всей территории мексиканского севера, американских штатов Аризона и Нью-Мексико и прилегающих к ним районов соседних штатов. Апачи прекрасно ориентировались на местности, могли прочитать самый запутанный след, общались между собой знаками и сигналами, значение которых белые не могли постичь.
Но у белых были свои средства обман и подкуп.
В 1861 году некий подкупленный  скотовод, проживавший  не далеко от городка Таксон(Тусон), предъявил обвинение апачам-чирикахуа и их лидеру Кочизу в налете на его ранчо, краже скота и похищении детей. На защиту фермера выступили регулярные войска американской армии, дислоцировавшиеся в Форте-Бекенен, который находился в тридцати километрах  к югу от Тусона. Отряд численностью 54 человека через Апачский Проход в горах Чирикахуа вышел на станцию Беттерфилд и послал Кочизу просьбу о встрече. Стоянка апчаей-чирикахуа  находилась в каньоне Дракона в этих же горах и считалась неприступной крепостью долгие годы, поэтому армия не решилась входить туда. Если в каньоне появлялись белые, то апачи занимали свою излюбленную позицию – рассеивались по склонам указанного каньона, куда вела лишь одна дорога. «Если туда сунемся,- говорил мексиканский проводник  отряда – нас  всех перебьют». Поэтому Кочизу и была направлена устная просьба в лице его знакомого рейнджера. Эта была явная западня.  Кочиз, ничего не подозревая, явился по просьбе офицера возглавлявшего отряд в его палатку со всеми своими родственниками и попал на суд. Суд был коротким, Кочиза арестовали, но последний выхватив нож, убил двух солдат, вспорол палатку и бежал. Члены его семьи остались в заложниках. Вскоре Кочиз мгновенно мобилизовал большой отряд из апачей-чирикахуа, мимбреньо во главе с Мангасом и –апачей-койотеро, который выступил на освобождение заложников. По пути апачи уничтожали мексиканцев, но американцев не убивали, а брали в плен с целью совершения неравноценного обмена. Руководство военных на обмен не пошло и в ходе боевых действий апачей вытеснили в Мексику. Но прежде, чем уйти индейцы казнили всех своих заложников. Родственников Кочиза и захваченных мужчин племени американцы повесили как бунтовщиков. Два месяца после этих событий апачи исполняли обет кровной мести, предпринимая серийные вылазки из своих горных укрытий. При этом апачами Кочиза и Колорадоса по свидетельствам современника было уничтожено 150 американцев и мексиканцев.
В это время в США началась гражданская война, и все военные форты на земле апачей-чирикахуа опустели, так как требовались солдаты на востоке страны. Однако в 1862 году на Юго-запад для борьбы с апачами  отправили несколько колон волонтеров во главе с генералом Карлтоном. В ходе боевых действий против индейцев-апачи американцы потеряли свыше ста человек. Но используя скорострельные винчестеры и артиллерию на заброшенной почтовой станции в Апачском Проходе американские войска, нанесли поражение апачам. В результате чего, им пришлось отступить в пограничный мексиканский городок Жанос с тяжело раненым Мангасом Колорадосом. Апачи заставили белого врача оперировать своего вождя под дулом ружья, и тем самым спасли ему жизнь. Этот сюжет также воспроизведен германскими кинематографистами  с киностудии ДЕФА в продолжении фильма «Апачи» «Ульзана».
После выздоровления апачи под предводительством Кочиза и Мангаса наносили сокрушительные удары по позициям регулярной американской армии. «Они внезапно появлялись на наших позициях и вновь  исчезали, как туман под утренним солнцем, чтобы нанести удар в другом месте…»,- отмечал современник. Командующий юго-западного округа генерал Дж.Уэст считал, что ослабить союз апачских племен может только ликвидация его идейного вдохновителя Мангаса Колорадоса. Вождя мимбреньо подло заманили в январе 1863 года в армейский лагерь Пинос-Альтос, опять же с просьбой о встрече. Кстати сказать, белые хорошо изучили психологию индейцев. Они знали, что они доверчивы, если хотят решить проблему мирным путем и выгодно для себя.
Мангас согласился, хотя и не охотно. По прибытии его арестовали и под стражей отправили в Форт–Маклейн. Ликвидация Мангаса была, как свидетельствуют современники, тщательно спланирована генералом Уэстом. Двое часовых охранявших индейца раскалили на огне штыки и приложили их к ногам спящего Мангаса. От боли он вскочил и его расстреляли из ружей. Уэст, руководивший расследованием,  полностью оправдал убийц. Расследование закрыли с выводом – «попытка  к бегству».
В то же время войну с американцами вели на востоке Юго-запада апачи-мескалеро. В 1863 году бесконечные боевые действия истощили мескалеро, которые потеряли своих вождей и семьи. Они сдались и поселились в резервации Боск Редондо (деревья стоящие кругом). Эта местность получила название из-за маленькой рощицы хлопковых деревьев посреди пустыни. Вскоре правительство туда направило военнопленных индейцев навахо.
Западные апачи (койотеро) научились обрабатывать землю и вести хозяйство не хуже белых. Их хозяйственные успехи раздражали белых авантюристов из соседних районов. Группа апачей-койотеро (аравайпа), под предводительством вождя Эскемензина поселилась в Кеп-Гранте – военный  пост в пустыне штата Аризоны, сдав все оружие американской армии. Индейцы возделывали землю, собирая по два урожая в год. Ни что, казалось бы, не предвещало беды. Однако, «хороший индеец» для белых обитателей той территории – это мертвый индеец. Трапперы(охотники-звероловы), ковбои, фермеры и пр., собрали отряд «самообороны» в полторы сотни человек американцев мексиканцев и наемников индейцев из других племен. Вечером 30 апреля 1871 года, когда мужчины аравайпа были на охоте, белые головорезы вырезали все спящее племя.  Женщин изнасиловали и убили. Детей также не пощадили. Уцелевших двадцать человек детей увели с собой и продали в рабство куда-то в Латинскую Америку. Произошло это через шесть лет, когда в гражданской войне  в США победили противники рабства.
Это массовое убийство апачей не инициатива отдельно взятых лидеров вышеуказанного отряда «самообороны». Это, как свидетельствуют письменные источники того времени обыкновенный приказ губернатора Аризоны Бэйлора датируемый 1861 годом: «...любыми средствами убедить апачей или любое другое племя прийти на мирные переговоры. Когда вы соберете их вместе, убейте взрослых, а детей захватите и продайте в рабство, чтобы возместить расходы на убийство взрослых индейцев… имейте при себе достаточно людей, чтобы никто из индейцев не смог сбежать…» Бэйлор также распорядился оставлять индейцам отравленную пищу. О том, что такого рода приказы выполнялись, мы убеждаемся, на вышеуказанном примере.
Современник волею судьбы, оказавшийся свидетелем этих событий в Кеп-Гранте вспоминал: «Эти подонки держали бедных апачских детей на привязи как собак. Дети мочились под себя и  спали на собственных фекалиях. Им не давали воды. Не кормили. Через неделю глядя на детей один из них (белых) сказал: «Надо начинать их кормить, этих троих в первую очередь»,- он указал на мальчиков лет десяти. Я обратил внимание на меленькую индейскую девочку лет пяти. Она была слаба. Я дал ей воды и кусок ростбифа. Воду она выпила, а к мясу не прикоснулась. Я заплатил одному из них (белых), чтобы ухаживал за девочкой до моего возвращения через два дня. Я объяснил ему, что выкуплю ее у них через два дня. Сейчас у меня нет денег… Он спросил меня, зачем она мне… толку от нее нет никакого. Я сказал, что хочу ее удочерить. Он рассмеялся и велел мне торопиться, так как девочка может за два дня найти другого  покупателя… Я вернулся  через два дня как договаривались с деньгами, чтобы забрать девочку… Этот парень мне сказал, что девочка «сдохла»… Я долго плакал… Я плачу и по сей день, когда вспоминаю то время…»(авторский перевод с английского).
После резни апачей в Кеп-Гранте в Аризону была направлена «миссия мира» во главе с генералом О.Говардом. Задачей Говарда было создание системы резерваций для всех апачей на территории Аризоны и Нью-Мексико.
Говарду необходимо было убедить апачей перейти под опеку правительства, сложить оружие  поселиться в отведенных правительством местах и получать регулярно продовольствие.
Осенью 1872 года Говард добился встречи с не сложившим оружие Кочизом. После одиннадцати дней переговоров генерал убедил Кочиза переселиться в резервацию на родине чирикахуа, в Апачском Проходе в Аризоне. Обе стороны  жили в мире вплоть до 1874 года – года  смерти Кочиза.    Кочиз умер своей смертью. Он возглавлял партизанскую войну чирикахуа в период с 1862 по 1872 гг. Десять лет. Его тело одели в лучшие военные регалии, нанесли боевую раскраску и украсили голову перьями. Затем тело завернули в дорогое красное одеяло и посадили на его лошадь. Лошадь увели в драконовый каньон, там ее убили и спустили в глубокое ущелье вместе с ружьем и другими вещами. Затем на веревках в расщелину спустили  и тело Кочиза. Это место до сих пор никому не известно.
Тем временем  нарастало недовольство белых жителей Аризоны и Нью-Мексико, которые указывали властям на их неспособность усмирить апачей. Апачи  продолжали скрываться в горах, время от времени спускаясь за добычей.
Новый командующий американскими войсками, ведущими военные действия против апачей генерал Д. Крук начал компанию по  расселению апачей в резервациях.
Не могу не сказать об этом прославленном ветеране войны с индейцами несколько слов из биографической справки.
Джордж Крук родился  в штате Огайо. В 1852 году окончил военное училище в Вест-Пойнте, будучи одним из самых  худших учеников на курсе. В чине второго лейтенанта участвовал в войне против индейцев-якимов 1855-56 г.г. на территории Вашингтон и в войне на Рог-Ривер на юге Орегона. Во время гражданской войны Крук служил в чине бригадного генерала. В конце войны участвовал в компаниях против индейцев-пайютов в Айдахо, и  шошонов 1866-68 гг. в Айдахо и Орегоне.
В 1871 году его перевели в Аризону для усмирения апачей-чирикахуа. Там он сражался не только против апачей, но и предпринимал успешные кампании против  индейцев-явпаев. Крук, которого апачи называли «Нантан Лупан»( Волком) выгодно отличался от других американских высоких военных чинов воевавших с апачами своей справедливой политикой по отношению к ним. Он сочувствовал индейцам, понимал их нужды и, когда ему пришлось устраивать для них резервации, постарался создать в них по возможности благоприятные условия. В 1875 году Крук был назначен командующим департамента Платт (штаты Айова, Небраска, Юта, части Дакота, Монтана), где ему пришлось активно сражаться против индейцев - сиу и шайенов.
В 1882 году его снова перевели в Аризону, где армия не могла справиться с апачами. Впоследствии неудачи Крука в борьбе с апачами и его личные симпатии к ним, привели к освобождению его от должности главнокомандующего, и он снова был отправлен руководить вышеуказанным департаментом.
Основанные Круком резервации были ликвидированы. Апачам же была отведена новая территория – к  западу  от Рио-Гранде, на реке Хила, резервация Сан-Карлос в Аризоне.
Замысел заключался в том, чтобы в пустынной местности индейцы вымерли от голода. Новая жизнь оказалась для них настоящей пыткой: плохое снабжение, болезни, скука, пьянство. Поэтому многие бежали и начинали жить по-старому. Ведь апачи были свободолюбивым народом.
Среди апачей-мятежников выделялось два лидера Викторио и Джеронимо. О последнем будет рассказано в следующем разделе повествования.
Викторио (ок. 1825-1880 гг.)  родился в Нью-Мексико и принадлежал к группе апачей Черных Гор, т.е. восточным-чирикахуа или как их называют мимбреньо, или «апачи Теплого Источника». О ранних годах его жизни я почти ничего не нашел, что бы описать его юность. Может об этом периоде его жизни просто мало известно.
По свидетельствам современника о Викторио в северной Мексике ходили слухи, что он был наполовину мексиканец, но большинство американистов, опять же я могу ошибаться, считают это выдумкой.
После убийства Мангаса Колорадоса в 1862  центр сопротивления апачей сместился в сторону  мимбреньо к Викторио, который  разделил тропу войны с Джеронимо. Под его руководством собралось более 300 мимбреньо и мескалеро. Американские армейские чины высоко ценили тактику управления боем Викторио.
В 1869 году группа апачей Викторио поселилась у Форта-Крэйг (Нью-Мексико), чтобы дождаться переселения в новую резервацию в Ойо Калиенте. Апачи прожили так до 1877 года. Однако правительство в этом же году приняло решение отправить род Викторио в Аризону в резервацию Сан-Карлос. Викторио попытался решить вопрос с отсрочкой  в целях сбора урожая, но получил отказ и подчинился приказу. Апачей поселили в плохие условия и в этой связи, глядя на успехи других непокорных групп апачей, Викторио увел свое племя из резервации за границу. Три года апачи Викторио осуществляли набеги на северных мексиканцев, терроризировали  жителей Техаса и Нью-Мексико. В Техасе для поимки Викторио были отряжены негритянские кавалеристы. Их поход против апачей Викторио закончился поражением чернокожих войск. Все лето 1880 года Викторио кочевал по западному Техасу и был не уловим для негритянской кавалерии. Однако,  у источника называемого «Гремучая Змея в горах Гуаделупе апачи нарвались на засаду негритянских войск и  после трех часового боя вынуждены были отступить на запад в горы Каррисо и в Мексику. В погоне за апачами негритянская кавалерия понесла большие потери и была вынуждена прекратить преследование и вернуться в форт Кончо.
В охоте за Викторио принимали участие и техасские рейнджеры. С этой целью они пересекли границу в сентябре 1880 года. Их численность составляла более ста человек ополченцев.
Как свидетельствует современник: «Мексиканцы не хотели делиться славой «победителей» Викторио, и власти пограничного штата Чиуауа распорядились выслать рейнджеров на родину».
В октябре 1880 года отряд мексиканских ополченцев под командованием полковника  Х. Террасаса в 90 километрах от границы обнаружил лагерь Викторио в горах Трес-Кастильяс («Три Скалы»). 350 мексиканцев окружили и атаковали лагерь. В двухдневном бою более половины апачей было перебито. Викторио пал в бою. Легенда гласит, что он застрелился, чтобы не даться врагам. Женщины и дети апачей были захвачены в плен и направлены в заключение в столице штата.
После гибели Викторио мимбреньо возглавил 80-летний старик Нана. Современник о нем говорил: «Годы согнули его спину, но его рука была по-прежнему верна оружию. Он ловко заскакивал на лошадь, на полном скаку метал копью в цель размером с кукурузный початок, или тыкву…»( авторский перевод с английского).  В августе 1881 года в Форте – Апач солдаты убили индейского прока Накайдоклини, апача Белой Горы (койотеро), который предвещал возвращение мертвых воинов и избавление от гнета белых. Часть сторонников пророка атаковала форт. На помощь соплеменникам пришли армейские разведчики-апачи, но это не помогло и нападение было отбито.
В апреле 1882 года апачские вожди-лидеры Джеронимо, Юх, Найче (сын Кочиза), Нана, Чато (из мескалеро) и 74 их сторонника напали на резервацию Сан-Карлос, убили начальника  и вынудили вождя мимбреньо – Локо  присоединиться к их союзу. В битве у Биг–Драй–Уош апачи разгромили войска генерала Крука.
В 1883 году Крук с разрешения мексиканского правительства направил в Сьера-Мадре войска, вместо лошадей у которых были мулы, более приспособленные к пустынным условиям. Армия обнаружила лагерь вождя Чато и атаковала его. Чато искусно ушел от боя и оповестил остальные союзные группы апачей о приближающихся войсках «Нантан Лупана».
Вожди апачей пошли на переговоры с Круком, в ходе которых дали согласие на возвращение в резервацию. После гибели вождя Юха, остальные вожди Чато, Нана, Найче, Локо, Чиуауа, Ульзана – не утратившие мятежного духа в 1884 году выбрали  военным лидером всех апачей Джеронимо, который обрел к тому времени прочную славу самого способного военачальника. Именно он возглавил еще два побега из заключения.
Подводя итог, отмечу, что  для американской армии, также как и для мексиканских властей кампании, против апачей закончились бесславно. Если индейцы терпели поражение, они переходили к партизанской тактике войны, на которую у регулярных войск не было достойного ответа.
«Индеец-апач по традиции и образу жизни был воином и разбойником, который доставал все нужное  для жизни, где только мог,- писал современник - Он не видел разницы между охотой на диких зверей и угоном домашнего скота – для него и то, и другое являлось просто источником пищи. Он охотно дрался за все, что хотел получить – еду, женщин, ружье, одежду, животных… А больше всего он дрался за воздух и свободу дышать им…а когда он узнал про кофе, сахар, муку, виски и мыло, стал драться и за это…» 
Призраками называли апачей американские военные – раскаленным  ветром пустыни.


Рецензии
ОБ ИСТОРИИ И ИСТОРИКАХ
Нужное дело делаете, уважаемый Игнат Костян, рассказывая своим читателям об истории Апачских войн. Респект. Однако к любому делу нужно (ИМХО)подходить подготовившись. И я не говорю даже о вызывающей смех стилистике и произвольной расстановке знаков препинания, кого в конце концов удивишь этим в интернетах...
Я о том, что при написании статьи, претендующей на звание Non-fiction (или это у вас по разряду художественная литература?), нужно прочитать не только известную своей клюквой книгу Мирослава Стингла "Индейцы без томагавков", но и чего ещё.
Вдумчиво Ваш труд смог дочитать лишь до середины - потом сломался, но и этого хватило, приведу лишь немногие из Ваших вопиющих ... ммм.."недоразумений".
1. "Апачи унаследовали от испанцев самое сокровенное, что было у них для боя – верховую езду." - ваше высказывание.
Апачи "для боя" лошадей не использовали. Горы-с. Это вы наверное о т.н. "степных" индейцах. - это факт.
2. "После смерти Куэльгаса де Кастро военным лидером апачей стал Хуан Хосе, сын Кастро от брака с индианкой из племени апачи-мимбреньо."
Сильно удивившись, заглянул в статью The William B. Griffen - "Compás: A Chiricahua Apache Family of the Late 18th and Early 19th Centuries", опубликованную в American Indian Quarterly, Vol. 7, No. 2 (Spring, 1983), pp. 21-49. Заглянул в книгу Суини о Мангасе Колорадосе и его времени. Не мог быть липан отцом Хуана Хосе! И не был, т.к. липаны с чирекава не контактировали. Отцом его был недни или чихенне по имени Компа. И это - факт.
3. В этой резне погибло боле 400 апачей-мимбреньо. Этот исторический факт лег в основу одного из сюжетов художественного фильма «Апачи» снятого в нале 70-х годов прошлого века восточногерманскими кинематографистами на вышеупомянутой киностудии «ДЕФА». - вот откуда Вы берете информацию - из фильмов киностудии «ДЕФА»!
В "Резне Джонсона" погибло примерно 20 (!) апачей. См. Sweeney "Mangas Coloradas".
4. "мексиканские города Санта-Рита и Пинос-Альтос" - Вы, возможно опечатались - в 1855 это были нью-мексиканские города, т.к. находились на территории одноименного штата США.
5. "Стоянка апчаей-чирикахуа находилась в каньоне Дракона в этих же горах" - горы Dragoon в Аризоне есть, а вот каньнов таких... И Dragoon, скорее переводится как "Драгун" (кавалерия такая была до войны 1861-65.
6. "Кочиза арестовали, но последний выхватив нож, убил двух солдат, вспорол палатку и бежал." - палатку резал, ни один солдат не пострадал.
7. "Однако в 1862 году на Юго-запад для борьбы с апачами отправили несколько колон волонтеров." - не-а! Парнишки "Калифорнийской колонны" шли воевать на фронтах Гражданской войны. С апачами пытались договориться миром, да не вышло.
8. "Западные апачи (койотеро) научились обрабатывать землю и вести хозяйство не хуже белых." - гораздо хуже! И ничему не учились, а сами умели вести примитивное с/х задолго до белых. Чирекава, те не умели.
9. "генерал убедил Кочиза переселиться в резервацию на родине чирикахуа, в Апачском Проходе." - бред! В ущелье Апачи находился в это время форт Бауи, а апачи не любили подходить к солдатам. Жили подальше в горах.
10. "Основанные Круком резервации были ликвидированы" - Вы же сами писали выше, что резервации основывал генерал Ховард. Хотя вам без разницы. Они ж американцы все на одно имя...
11. "Замысел заключался в том, чтобы в пустынной местности индейцы вымерли от голода." - кровожадные пиндосы!!!! Ничего, что резервация Сан-Карлос расположена в центре традиционной апачской территории. Да и пайки белые давали регулярно.
12. "были отряжены негритянские кавалеристы" - no comment.
13. "В битве у Биг–Драй–Уош апачи разгромили войска генерала Крука." ложь в каждом слове! Не разголмили, а были катастрофически разгромлены. И не апачи Локо и Джеронимо, а как раз Западные апачи (койотеро). А Крук в это время руководил департаментом Платт в тысяче километров от Аризоны.
14. "в 1884 году выбрали военным лидером всех апачей Джеронимо." - Джеронимо никто и никогда не "выбирал" военным лидером ВСЕХ апачей. Возглавлял он только свою небольшую обшину.
15. Ну и всё-таки не "явпаи", а хотя бы "явапаи", и не "Кеп-Грант", а Кэмп-Грант (т.е. "лагерь").
Не удержусь и процитирую один перл "Вскоре Кочиз мгновенно мобилизовал большой отряд" - думал, помру со смеха.
Пишите лучше в стиле ответа некоей Юлии ("К сожалению Юлия,сопротивление апачи закончилось со сдачей в плен Джеронимо") - и язык человеческий, и мысли трезвые.
Успехов на ниве просвещения!



Антон Посторонний   23.04.2012 00:49     Заявить о нарушении
Спасибо Антон за критику. Кое с чем согласен.Книга "Позади садящегося солнца" написана мной более четырех лет назад.Материалов об апачи тогда еще не было практически нигде.Конечно же, если бы я ее писал сегодня то возможно указанных вами ошибок не допустил. Это моя первая книга об индейцах,чего греха таить не без изъянов.Но это самая читаемая книга из моих.Тогда, когда я ее писал,я преследовал не исследовательские цели, а ностальгические; возбудить интерес людей воспитанных на фильмах Гойко Митича к данной тематике.Вот так.Надеюсь вы восполните пробел и разместите на своей страничке более достойную работу об апачи.Только пожалуйста не списывайте ее у А.Беркова

Игнат Костян   25.04.2012 11:36   Заявить о нарушении
Спасибо за ровный тон ответа. Понятно, что всем пофиг - в каком году кто кого разбил. Однако ностальгия ностальгией, а факты - фактами. Дело в том, что, выдавая домыслы (пусть и чужие) за реальность, мы тем самым искажаем историю. Апачи исторические были ничуть не менее реальными людьми чем мы с вами. И память о них должна быть реальной, а не художественной, т.е. допускающей любые фантазии, якобы украшающие действительность и призывающие людей узнавать об апачах больше.
Книги писать пока нет времени, но если у вас есть конкретные вопросы - отвечу с удовольствием, и не прибегая к трудам А.Беркова (Не знаю, какие именно его труды имеете в виду. Читал лишь более 10 лет назад некоторые его неопубликованные рабочие материалы, даже уж и не помню, что там было). Я свою информацию беру из книг, неопубликованных на русском (таких авторов как Sweeney, Thrapp, Debo, Ball и т.д.), либо из архивов (есть некоторое количество в свободном доступе), либо от потомков чирекава апачей по переписке.
И там могут быть ошибки, но при подозрении на таковые привлекаются конкурирующая литература, благо в Штатах издано на эту тему море всего.
Удачи.


Антон Посторонний   26.04.2012 17:56   Заявить о нарушении
Спасибо Антон.Рад,что с вами познакомился, хоть виртуально, но все-таки. Конечно тяжело исследовать нам русским историю североамериканских индейцев, по той простой причине,что все мы в большей степени не имеющие доступ к первоисточникам, априори являемся заложниками субъективизма, и я, и Берков и Стукалин. Но все же большое дело,что среди писателей на индейскую тему появились русскоязычные.Переводы переводами,но это все не то. Американские авторы конечно же в более привилегированном положении, потому что это их история.

Игнат Костян   26.04.2012 19:06   Заявить о нарушении
Ох, лукавите Вы, Игнат Костян! "Заложниками субъективизма", являются все, кроме сами знаете кого (и я не о Путине). Это не оправдывает нежелания заниматься первоисточниками. Они есть, причем в таких количествах, что можно подавиться. Да, они на английском, бывает даже в написанном от руки виде (сканы записей агентов, писем и т.п.), но если очень хочется - кто ж остановит! У меня гектары различного рода текстов, к иным годами не могу дойти, о чём-то уж забыл, иногда случайно наткнусь - Вах! - откуда этто у меня? Последние пару лет сузил интерес поисков на последних годах "свободы" и первых годах "несвободы" чирекава (1876-1896), так и то чтива на каждый день.
Рад познакомиться тож!

Антон Посторонний   26.04.2012 19:55   Заявить о нарушении
Вот именно, Антон,первоисточников на английском много.Где? В США? Если у вас есть доступ к ним то просьба поделиться.Чего их держать в шуфлядке. Их надо использовать, писать книги,для русскоязычной аудитории, а не самоудовлетворяться.У меня доступа нет,даже к русскоязычной переводной литературе.Сам перевожу то,что нахожу по связям. А Путин причем к нашей с вами полемике, позвольте осведомиться?

Игнат Костян   27.04.2012 10:20   Заявить о нарушении
Пожалуйста - качайте на здоровье:
http://archive.org/search.php?query=apache%20AND%20mediatype%3Atexts
Можно на русском - прямо здесь - у пользователя "Андрей Катков" много огромных переводов. Только начал анализировать,сказать ничего не могу, но выборка впечатляет. Там, кстати, и про количество убиенных во время "Резни Джонсона": http://www.proza.ru/2012/02/16/918
Путин не причём, я так и написал.

Антон Посторонний   27.04.2012 14:47   Заявить о нарушении
Антон, Каткова переводы у меня есть, спасибо и вам и ему. Жаль,что этого материала у меня не было четыре года назад, когда я ваял об апачи.Много чего не было раньше, а теперь есть.

Игнат Костян   27.04.2012 17:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.