Доступный

Выше названное свойство вытекают из ранее описанных условий. С гордым человеком непросто вести беседу, потому что он малодоступен. Нам приходится особенно тщательно подбирать слова, чтобы не задеть его гордыню. Иногда возникает впечатление, что гордец - хрупок как стекло. Мы чувствуем, что если мы к нему слишком близко придвинемся, он может разсыпаться на мелкие кусочки, и поэтому мы осторожно с ним обходимся.
"Доступный" означает не только, что мы доброжелательны и вежливы. Такими пытаются быть большинство людей. Прежде всего действительно доступный человек хочет общаться с другими как с равными, тоесть без чувства превосходства или уничижения. Перед тем, с кем он дружен, такой человек может открыть своё сердце, всю свою сущность.
Непросто поддерживать такое свойство, потому что многие наши общественных отношения ожидают подчинения. Хотя это неприятно, но иерархия присутствует повсюду. Мы испытываем её на рабочем месте, в семье, в правительстве. Мы с ней встречаемся и в кругу спиритуальных наставников. Иерархии создают ситуации, в которых выше- и нижестоящие больше не могут свободно друг с другом общаться. Существуют даже специальные речевые обороты для такого общения. Поэтому вышестоящие должны особенно следить за тем, чтобы оставаться доступными.
Застенчивые люди тоже трудно доступны. Они думают, что не умеют правильно общаться, одноко на самом деле, им не хватает любви и сочувствия к себе. Они боятся, что их собеседник испытывает такие же чувства к ним, как они сами, а именно антипатию, недовольство и агрессивность. Тем самым они проецируют эти чувства на других людей.
Наша наибольшая ошибка заключается в том, что мы думаем:"Если я так чувствую, то и все другие также чувствуют." В этом случае не достаёт понимания, что другие могу воспринимать ситуацию совершенно иначе. Это случается тогда, когда мы себя ставим в центр внимания.
Другое свойство доступности - акцептирование критики, не впадание в ярость, если наше "я" не поглаживается и ему не поддакивают. Это может быть довольно трудным в осуществлении. Если критика исходит от нас самих, тогда мы должны ясно представлять наши мотивы и очень внимательно с ней обходиться. Безусловно она бесполезна, если  является эмоциональной реакцией на какое-либо высказывание. Для критики нам нужно выбирать подходящий момент,такое время, когда человек хочет слушать, и мы полны к нему бескорыстной любовью, без следа осуждающего тона.
Известное место в Нагорной проповеди очень хорошо выражает это:

"И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?"
             Евангелие от Матфея 7.3

Наше соответсвующее мнение легко распознаётся не только по словам, по звучанию голоса, выражению лица, но и прежде всего по чувству, которое мы невольно излучаем.
Это чувство в большой степени зависит от чистоты нашего характера, и если мы думаем, что можем его скрыть, мы глубоко заблуждаемся. 
Способность переносить критику - важный признак доступности. И Будда порой был вынужден своих учеников критиковать. Ничего удивительного, например, не было в том, когда он говорил своему кузену Ананда, который сопровождал его в течение 25 лет:" Не скажи, Ананда!", если тот ошибался в своём высказывании. Как правило, тогда Ананда на это реагировал приблизительно такими словами:" Объяснит мне уважаемых правильный путь?", потому что Ананда был доступным. Это было часто поводом к поучению Будды, и многие поучения Будды первоначально были обращены к Ананде.
Мы знаем, что некоторые дети легко поддаются учению, другие же сразу приходят в ярость, как только их эго не получает поддержки. И мы часто ведём себя как такие дети. Многие взрослые не умеют правильно реагировать на критику. Их эго возмущается. Однако, если мы этому качеству не научимся, наш прогресс на спиритуальном пути прекратится. Мы должны отодвинуть своё "Я" так далеко, чтобы не испытывать более беспокойства и, действительно, воспринимать то, что нам будет говориться. Любое наше возбуждение исходит от эго.
Когда нас критикуют, мы должны попытаться выслушать всё молча и доброжелательно, и только потом обдумать, была ли критика обоснована или исходила с точки зрения, не охватывающей все стороны дела. Если она была обоснована, мы должны быть ей благодарны. Если же она что-то не учитывала или вообще всё ставила с ног на голову, тогда, может быть, нам нужно поискать возможность для высказывания дополнительных аргументов, чтобы достичь взаимного понимания.
Если нам удастся развить в себе это качество, источником которого является смирение, тогда у нас появятся очень хорошие предпосылки на спиритульном пути. Достаточное смирение, необходимое для понимания, что мы не всё знаем и что другие кое-что лучше понимают, чем мы, делает нас доступными и кроткими. Без смирения путь будет жёстким и каменистым, потому что качество нашей внутренней и внешней жизни в большой степени от него зависит.
Свойство доступности создаёт чувство внутреннего мира. До тех пор пока мы сердимся, полны возбуждающих эмоций и отрицательных мыслей, мы никогда не сможем быть доступными и без сомнения не будем миролюбивыми. Внутренний мир будет расти в той же степени, в какой нам удастся развить в себе чувство смирения, которое в свою очередь приведёт нас к любящему сердцу. Невозможно развить в себе любящее сердце, если мы заняты защитой своего эго.


Рецензии