Куда идёт литература?

   "Читатель деградирует". "Рынок переполнен ширпотребом". "Литература умирает".
   Что-нибудь из этого набора вы наверняка встречали.
   Откуда вдруг набрался ширпотреб; и литература умирает, потому что читатель деградирует, или это читатель вымирает, потому что деградирует литература?
   Проще говоря: "Почему нас, таких умных - не читают?". Разберёмся :).
 

   Литература - вид искусства. Индивидуальным способом влияющий на массовое сознание.

   "Искусство - художественное творчество, как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности."

   Искусство никогда не предназначалось для личного употребления - в любой форме оно рассчитано на массовое восприятие.
   Первыми массовыми представлениями были  религиозные мистерии, начиная от первобытных. Фольклорные произведения, додраматические эпос и лирика распространялись исполнителями от дома к дому, от селения к селению, что тоже делало их достоянием широкой публики. И, не позже VI в. до н.э., родилось искусство драмы - возник античный театр.

   Обращалось ли тогда искусство к интеллекту? Нет, и не собиралось - задача искусства, от первобытных времён и до конца античного периода, была и проще, и сложнее: утвердить в умах слушателей и зрителей заложенную в произведении идею через сопереживание героям, соучастие в действии - прямое или эмоциональное.

   Но античность угасла - на смену ей пришло средневековье.
   Вопрос, чем занималось европейское искусство всех видов в эпоху средневековья раннего остаётся открытым - не период, а чёрная дыра.
   Но и чуть позже высокое искусство трагедий и комедий мы встречаем усохшим до простейших представлений бродячих трупп. Они предназначались простонародью, но задача их - идея через сопереживание - никак не изменилась.

   Театр, можно сказать, деградировал, зато искусство живописи - расцвело.
   Античная скульптура адресовалась, в основном, эстетике восприятия. Символизм средневековой живописи апеллировал к интеллекту - полотна Босха стоят в одном ряду с сочинениями Фомы Аквинского.
   Вот-вот - религия сошла с ума: вместо того, чтобы потрясать человека, она принялась его убеждать. Это безумие породило двух монстров, один из которых почти утратил актуальность, а ужас второго мало кто осознаёт - инквизицию и протестантизм. Впрочем, искусство не совместимо с ними обоими, поэтому практически до самого Возрождения мы наблюдаем очень скучную эпоху.

   Возрождение же реанимировало и театр. Смотрите, мы всё время к нему возвращаемся: "правильная" театральная постановка; эпос, лирика, фольклор - театр одного актёра. Почему?
   Почему античные греки не писали проповедей, а ставили комедии? От большого ума, видимо - театр возник и развивался в полисах с демократическим правлением; то есть задачей автора было донести мысль до каждого свободного гражданина, независимо от его уровня образования и умственных способностей.
   Идея - через сопереживание и соучастие. Основа массовой культуры.

   А потом появились капитализм и поголовная грамотность. Откуда возникли кинематограф и "интеллектуальная литература".
   А какой ещё художественная литература бывает?
   Произведения, в которых автор предлагает читателю задуматься над общечеловеческими и мировоззренческими вопросами: место человека в обществе, системе глобальных и локальных ценностей, эсхатологической борьбе добра и зла :), и т.д. Этот вид обычно включает в себя и проблемы следующего:
   произведения, в которых автор предлагает читателю задуматься над вопросами камерных человеческих отношений: любовь и ревность; долг и ответственность; совесть, мужество, честь, ...
   И, наконец, произведения, не предусматривающие мыслительной деятельности читателя - ни в процессе чтения, ни по его завершении. Как раз то, что сейчас все хором ругают ругательски, но что, по показаниям рынка, пользуется неизменным спросом.

   Кинопостановки, в принципе, развивались в русле классического театра, пока Голливуд не породил новую концепцию: "спец.эффект, как основная идея и действующее лицо". На этом кино-театр закончился - началось чистое зрелище, из разряда "ни уму, ни сердцу".
   Интеллектуальная же проза требует широко и разнообразно образованного читателя. Причём, чем дальше - тем более разнообразно и широко. А, между прочим, даже в эпоху Просвещения энциклопедически образованных граждан было не так много.

   И что получается в результате?
   Восприятие "элитарной" литературы требует специальной подготовки.
   Обилие продукции американского кинематографа, в принципе не являющейся искусством, отучает зрителя не только размышлять, но и сочувствовать.
   В результате востребованной оказывается любая книжка, чтение которой не требует особых знаний и позволяет читателю со-действовать и со-переживать герою.

   Вы хотите, чтобы вас читали? Все, много и с интересом?
   Вспомните древних греков: идея - через сопереживание и соучастие. Основа массовой культуры.
   Или не жалуйтесь.


Рецензии
Хм. Не знаю-не знаю. Я читала много. От заумных да простых. После которых чувство что тебя сильно обманули.

Так про что я. Ах да. Я раньше думала что думать могут заставить только книги, но года два назад я открыла для себя такое понятие как манга и манхва. Да там буковок меньше чем в книгах, а бывают по несколько страниц, ох ужас вообще без них. Но что могу сказать про содержание оно бывает если не лучше, но и не лучше. Я над некоторыми я откровенно рыдала. Да еще осознание того что мангака в некоторых случаях проделывает всю работу сам.

Нет не поймите неправильно я не зазываю их вас тоже читать, просто обидно, что их вечно упускают из вида.

А так я с вами согласно. Как мне недавно сказали, мол что такое книга, в последний раз держал в руках в школе. А про то чтобы обсудить творчество того или иного писателя я вообще молчу.

С симпатией и уважением простая студентка Лён Псковская.

Соловьева Алёна   08.07.2018 14:58     Заявить о нарушении
Вы - простая студентка, я - простой инженер, мы оба говорим по-русски. Есть шансы понять друг друга.
Комикс - он, как говорится, и в Африке - комикс. А также в Японии, Корее, Китае и прочих разных странах.
Комикс - это печатная продукция, передающая информацию комбинированным - визуальным и вербальным - способом.
Почему так? Потому что зрячий человек в младенчестве сначала видит (и отождествляет) множество разных объектов, а только много позже узнаёт, как эти объекты называют окружающие его люди.
Поэтому книги для маленьких детей имеют вид "книжка с картинками".
От комикса книжка с картинками отличается (соответственно названию) тем, что в ней картинка дублирует текст, передающий события, а в комиксе - участвует в передаче событий, как самостоятельная неотъемлемая составляющая.

И давайте я Вам одну цитату приведу:
" Как-то утром выходного мама заканчивала готовить завтрак, а Саша стоял у раскрытого окна, и папа предложил:
- А расскажи нам, что там происходит?
Саша послушался:
- Берёзу ветер наклоняет, листья шелестят. Ворона сидит, синица ветки клюёт, воробей чирикает. Тучи серые и облака белые, солнце слабенькое. Холодно.
Он немного помолчал и обернулся, очертив руками шар:
- А как - всё вместе?
- Всё вместе - что?
- Сказать. Я всё вместе вижу. И слышу. Много сразу. А говорю - не вместе и не всё.
- Пф-ф-ф, - надул щёки и длинно выдохнул папа. - Всё вместе сказать не получится.
- Почему?
- А принеси мячик, я покажу.
Саша побежал за мячиком, а папа принёс листок бумаги с карандашом.
- Смотри. Мячик - это всё, что ты видишь и слышишь. Оно объёмное - как ты "всё вместе" показал. А словами - это вот так, - папа провёл на листе бумаги не очень ровную, но прямую. - И мячик в линию целиком не укладывается.
- А зачем слова нужны, если так мало вмещают.
- А без слов люди бы совсем друг друга не понимали. А словами хоть плохонько, хоть как-нибудь, но договариваемся.
- И потому, что всё не вмещают, - вмешалась мама, - и существуют искусства. Музыка, живопись. И они старше - сначала рисунок появился и всевозможные свирели, а слова уже после. Но без слов тоже - никак."

Допустим, я напишу: "Мокрый лист клёна шелестел на тёплом июньском ветру". Я вон сколько слов написал, а чтобы увидеть мокрый зелёный (июнь) лист, услышать его шелест, ощутить тёплый ветер, мне в реальности понадобится полмгновения.

Так что я права комиксов на жизнь не отрицаю :). Как и их эмоционального влияния.

Удав Юзик   08.07.2018 23:55   Заявить о нарушении
Спасибо вам. Обычно стоит заикнуться сразу смотрят как на дуру.

Соловьева Алёна   09.07.2018 22:26   Заявить о нарушении
Чтобы не впадать при слове "комикс" в священный ужас, нужно понимать, что комикс - это не суррогат литературы. Это отдельный вид искусства. Встречал даже название "графическая новелла".
Кроме того. Есть комиксы для детей, для молодёжи, для взрослых, для мальчиков, для девочек, для женщин, для мужчин.
Это что? Это то, что называется "целевая аудитория". Под целевую аудиторию выбираются персонажи, строится сюжет.
Кроме того. Поскольку комикс - вид искусства, у него есть свои правила и законы. Отчасти определяемые культурной, ментальной и социальной средой, в которой и для которой комиксы создаются. Тем не менее, одно обязательно: комикс - это неразрывно связанные картинка и текст, которые вместе создают произведение.
Хотя есть комиксы и без текста, но это отдельные разновидности.

Как у комиксов есть свои правила, так и у форм художественной литературы есть свои правила.
Вот у рассказа должны быть завязка, кульминация и развязка (как правило). Как хорошо сказала на К2 Рия: "Любой рассказ будет в той или иной степени успешным только в случае, если понятно, что было, что произошло, что стало". Иначе рассказ превращается в перечень событий. И тогда он уже - не рассказ.

Удав Юзик   10.07.2018 04:27   Заявить о нарушении
Есть в комплексе К2 такая страница, "Конкурсант".
http://www.proza.ru/avtor/konkursant
На ней был семинар (первый) недавно и обсуждение чуть позже.
Там о необходимых вещах понятным языком.

Удав Юзик   10.07.2018 11:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.