Кроткий

"Кроткий" - противоположность агрессивному. Кротость возникает, когда мы наблюдаем за собой из перспективы части целого. Это звучит само собой разумеющимся, однако большинство людей ощущают себя центром происходящего. Они рассматривают окружающий их мир как декорацию для спектакля, в котором другие люди играют второстепенные роли, тогда как им принадлежит главная.
Если мы считаем себя частью целого, это не означает что мы разрешаем другим относиться к нам без уважения. Это было бы не "кротко", а глупо, и Будда никогда не приветствовал шутовского поведения. Правильная перспектива способствует тому, что мы понимаем: не все наши мысли верны, только потому что они наши. Такое мнение противоположно смирению, наоборот оно даже может привести к агрессивности.
У нас у всех есть агрессивные предпосылки, они - часть человеческой природы. Будда учил, что в каждом человеке заложены 6 душевных свойств, так называемых корней. Три из них здоровые: щедрость, любовь и мудрость. И три больные: жадность, ненависть и ослепление. Чтобы больные корни заместить здоровыми требуется наше неустанное внимание и деятельное участие. Если мы не распознаем в себе агрессию, корни которой - ненависть, как мы сможем тогда от неё избавиться? Если мы попробуем подавить в себе наши отрицательные реакции и эмоции и притворимся, что их нет, тогда они станут постоянной дремлющей в нас тенденцией, всегда готовой нас победить. Если же однажды мы их в себе, без порицания, признаем,  тогда мы сделаем большой шаг в направлении их изменения.
Агрессия бывает не только физической. Действиям предшествуют мысли. И кротость берёт своё начало в душе. Только если мы поймём, что на свете существует гораздо больше вещей, чем мы видим, мы сможем стать кротче и поставить агрессию под сомнение. Совершенно нормально ставить многое под вопрос, как то, что находим в нас самих так и то, что во внешнем мире. Одной из больших наших ошибок является безоговорочное доверие первому впечатлению. Часто за видимым скрывается другая сущность, а за ней следущая.
Наша кротость проявляется тем, как мы воспринимаем окружающее нас бытиё. Иисус тоже использовал для этого слово кроткий.

"Блаженны кроткие , ибо они наследуют землю."
                Евангелие от Матфея 5.5

Это включает в себя и состояние безобидности. "Золотое правило" формулирует это как:" Что не хочешь, чтобы тебе делали, то не причиняй никому сам!"
Агрессия вредит не только другим, она вредит и нам самим. Чем в большей мере мы стараемся выставить себя вперёд, тем менее мирными становимся. Мы начинаем постоянно подозревать, что наше признание будет поставлено под вопрос. Так как желание признания неразрывно связано с эго, мы оказываемся в ужасной ситуации, при которой наше "Я" не находит покоя.
Часто мы направляем агрессию на себя, когда считаем, что нормально недопукать к себе чувства снисхождения. А мы нуждаемся в сочувствии к существу, которое мы называем "Я", и которое испытывает вечный душевный и телесный дискомфорт. Если мы к себе не можем быть снисходительны и мягки, то как мы будем испытывать такие чувства к другим? Может быть, мы считаем, что мы уже достигли кротости, но часто это лишь интеллектуальная концепция. Всё вновь и вновь мы будем сталкиваться с такой реакцией по отношению к нам, которая нам чётко покажет, что прежде мы сами были жёсткими. Только если наши поступки и речи чистосердечны, мы получим от других то же самое.
Я часто сравнивала разговоры, которые вела в Азии с теми, что имела на Западе. На Западе разговоры велись с головы на голову, тогда как в Азии они чаще были от сердца к сердцу. Это создаёт атмосферу взаимного доверия и толерантности, в которой никто не пытается себя перед другим выставить. На Западе же мы часто пытаемся другому доказать, какие мы важные и чтоименно  мы лучше во всём разбираемся.
Быть мягким - вопрос сознания. Например, мы знаем, что не должны вредить окружающей среде и другим живым существам, являющимся частью экологической системы. Однако, в определённой степени нам этого не избежать, потому что так устроен живой мир. На этом грубом уровне бытияу нас нет другой возможности выжить. Но прилагая внимание, мы можем минимировать ущерб.  Также необходимо уделять внимание своему мыслительному процессу:"Каковы мои намерения? Почему я думаю, что я прав, а другой нет? Что я хочу доказать?"
Не только птицы, тигры и деревья под угрозой. Мы сами в опасности. Не только потому что мы разрушающе вмешались в окружающую нас природу, но и потому что мы негармонично друг с другом живём. Мы живём на маленькой планете, которая заполонена людьми, и где всегда тон задаёт агрессия и превалирует дисгармония. И так, мы можем видеть, что кротость и мягкость - не пустые слова. Они - всеобъемлющее упражнение наши внутренние реакции и наши внешние поступки соизмерять с их масштабом.


Рецензии