О квартете N 2 ре мажор А. П. Бородина

    Недавно мне довелось побывать на концерте Нор-квартета, который состоялся в помещении выставочного зала Московского союза художников на Кузнецком мосту. Исполнялись два квартета. Первым был квартет Моцарта, который известен под названием "Диссонанс" (К465). Мощь, напор и в то же время раскованность этой музыки покорили меня.
       Следующим был второй квартет ре мажор Бородина. Я знал знаменитый Ноктюрн из этого квартета, но само произведение целиком ни разу не слышал, тем более в концертном зале.
       Сидел я недалеко от музыкантов. Виолончелист, Владимир Нор, был всего в нескольких метрах от меня. Наконец полились звуки чарующей музыки. Она была удивительно русской по своему характеру. Первые две части, как я потом осознал, подготавливали слушателя к восприятию знаменитого Ноктюрна. Третья часть произвела на меня невообразимое впечатление. Звуки музыкальных инструментов заполнили собой весь зал. Казалось, воздух вибрировал от созвучий. Сыгранность квартета была изумительной. Гениальная мелодия, возникшая вначале у виолончели, перешла к скрипке, а потом к альту. Было впечатление, что композитор давал возможность слушателю сполна насладиться этой темой в разных звуковых регистрах и разных тембрах инструментов. Воздействие на меня этой музыки было такое, что хотелось воскликнуть: услышать ре мажорный квартет и умереть (если перефразировать известную фразу Ильи Эренбурга, связанную с Парижем). А ведь Бородин писал свою гениальную музыку, в основном, когда был дома, когда болел. В остальное время он спешил на работу, поскольку был профессором химии. Как много русская музыка (да и не только русская) потеряла из-за такого неправильного отношения к собственному таланту! Кто сейчас знает, что Бородин был химиком? Зато все знают его как гениального композитора. И слушатели где-нибудь в Лондоне или Париже разгадывают загадочную русскую душу, слушая музыку Бородина. История знает несколько примеров, когда тот или иной гений неправильно оценивал свои творческие проявления. Следует назвать в этом ряду Ньютона, который ставил свои богословские трактаты гораздо выше, чем то, что он сделал в области физики. Мы же Ньютона знаем прежде всего как автора закона всемирного тяготения.
Иллюстрация - картина "Нор-квартет" Г.Уварова.


Рецензии
Ох, Сергей Александрович!
Наступили на больную мозоль. Я отношусь к Мусоргскому примерно так же, как Вы к Бородину. Его "Скерцо", которое в мажоре, и "Интермеццо" в оркестровой аранжировке (старая запись,оркестр под управлением Светланова) могу слушать бесконечно. И - что самое обидное - этот гениальный композитор умер в 42 года от последствий алкоголизма. Кошмар.
Ну, Моцарта знаю, а квартет Бородина послушаю. Счастье, что есть ютуб.
С уважением, В.Л.

Виктор Леонтьевич Лысенко   11.11.2011 00:11     Заявить о нарушении
Мне тоже Мусоргский нравится, и те произведения, о которых Вы упоминаете, и "Картинки с выставки", и другие. Считаю его гениальным композитором. Вообще, у меня отношение к классической музыке особое. Если наука - это моя профессия, литература - та область, в которой я пытаюсь создать что-то свое, то классическая музыка - это искусство, которым я просто наслаждаюсь. И разумеется, одними Мусоргским и Бородиным оно не исчерывается.
Обращайтесь ко мне по имени.
С уважением,
Сергей Семенов.

Семенов Сергей Александрович   12.11.2011 15:30   Заявить о нарушении