Записки о Бахе

Всю сознательную жизнь я коллекционирую статьи и книги, которые ДОСТУПНО рассказывают о классической музыке. Не знаю, случайно или нет, но моя работа оказалась связана с этим. Разумеется, непросто в двух словах рассказать о такой величине в мировой музыкальной культуре, как Иоганн Себастьян Бах. Но – попробуем!

Иоганна Себастьяна Баха не случайно называют ВЕЛИЧАЙШИМ ИЗ ВЕЛИКИХ композиторов за всю историю. Ведь перу Баха принадлежит более тысячи сочинений! Только для того, чтобы просто ПЕРЕПИСАТЬ всё, что сочинил Бах, человеку понадобится несколько десятков лет.

А в жизни это был необыкновенно скромный человек, прекрасный семьянин и глубоко верующий лютеранин. Настольной книгой Баха была Библия на двух языках – немецком и латинском. На полях его сочинений часто можно встретить аббревиатуры JJ – Jesu Juva – Иисус, помоги! И SDG – Soli Deo Gloria – Единому Богу Слава!

Всё, что Бах творил, он творил In Nomine Dei – Во имя Господа. Его излюбленными сюжетами были события Евангелия – Молитва в Гефсиманском саду, Отречение Петра, Шествие на Голгофу. Благодаря широкому использованию Бахом тем-символов, центральным из которых является мотив креста – изломанная последовательность из четырёх перекрещивающихся нот, иногда удаётся довольно точно сопоставить то или иное инструментальное сочинение с конкретным эпизодом Евангелия.
 
Например, Сарабанда из Сюиты № 5 до-минор для виолончели соло ассоциируется у меня с Молитвой Христа в Гефсиманском саду, а мотив креста, который «спрятан» в начальных нотах первых четырёх музыкальных реплик, и вся композиция пьесы, построенная на троекратном обращении, восклицании, косвенно подтверждают это предположение.

Нужно заметить, что Бах ни в коей мере не был мрачным композитором! Среди его тем-символов можно встретить изображение радостного полёта ангелов, и смех, и даже хохот!

Таким образом, всё инструментальное творчество Баха можно представить как ещё одно Евангелие, только записанное на нотной бумаге. Евангелие, пока не расшифрованное потомками. Но, с другой стороны, зачем расшифровывать, если можно слушать и слышать душой!

Так случилось, что этот гениальный, великий, и… несчастный человек умер в полной безвестности, так и не узнав, что такое слава и богатство. А сто лет спустя его музыка, подобно учению Иисуса Христа, покорила весь мир…
При подготовке статьи использована следующая литература:
Вера Носина «Музыкальная символика И. С. Баха»
Дэвид Пог, Скотт Спек «Классическая музыка»
Послушать:
Сарабанда из Сюиты № 5 для виолончели соло:
http://www.youtube.com/watch?v=l3dgACCAzwM&feature=related

Ария альта из "Страстей по Матфею" (эпизод отречения и раскаяния Петра):
http://www.youtube.com/watch?v=dHbOOe8n2gY

Ария "Ich will dir mein herze schenken"/"Я хочу подарить Тебе моё сердце" (из "Страстей по Матфею)
http://www.youtube.com/watch?v=t5XPr_EfJ8k
Благодарю за присланные ссылки!


Рецензии
Впечатлило.
Сравнивать с Евангелием - смело, но... что-то в этом есть.
Ссылки на прослушивание открыла все
http://www.youtube.com/watch?v=dHbOOe8n2gY
пишу под эту музыку

Ирина Мудра   05.02.2014 02:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина!

Да, я тоже обожаю эту арию!
Очень люблю эту запись с контр-тенором.

Не помню, может, уже писала в полемике, что в те времена подобные партии исполняли певцы-кастраты. Короткие связки и лёгкие взрослого мужчины (они ещё всегда были очень высокого роста, это как-то связано с той ужасной операцией). Соответственно, безграничные возможности для голоса. Такая вот страшная цена.

Сейчас исполняют, в основном, женщины. Безумно сложно. Даже есть у Цветаевой, где она называет Страсти "кантатой метастазовой" - "...В предгорьях тихих Альп То бьётся о розариум неоперённый альт..."

Надежда Милованова   05.02.2014 02:51   Заявить о нарушении
Нет, правды не оспаривай.
Меж кафедральных Альп
То бьется о розариум
Неоперенный альт...

Ирина Мудра   05.02.2014 02:58   Заявить о нарушении
да-да, точно!

Надежда Милованова   05.02.2014 04:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.