Тайны оперативного фандрейзинга

Тайны оперативного фандрейзинга

Уже не помню, что когда сдавали. В дипломе – названия 54-х дисциплин.

И был такой экзамен – по фандрейзингу.
Вот только не надо ухмыляться – как раз фандрейзинг меня очень и очень волновал. Я готовила международный фестиваль Мастеров и любителей классического силуэта, главная выставка и заключительная конференция  которого проходили в конференцзале Пушкинского Дома.
В родном учреждении культуры меня поддерживали, но не от души – от некуда деваться. Мне дико нужны были средства на фестиваль. Я выкручивалась благодаря тому, что руководители и ответственные лица разных организаций – люди, так называемо, «совковские», то есть – ответственные, понимающие нужды других работников культуры.

На этот фестиваль бросила все силы, всю энергию – в надежде на создание сковать, пока горячо железо, Музей силуэтов не только ВКонтакте, но и в реальной жизни. Не прокатило. В родном доме культуры меня решительно послали работать за идею дальше – пришлось уволиться.
Ни одна из школ, в которую обращалась, в таком музее не нуждалась.
Организовала Общество любителей силуэтов, написала устав, уже готовила официальные бумаги, но… В родном доме культуры мне сообщили, что в его стенах не будет никакого общества. А одна библиотека, задействованная мной в фестивале на условиях выгоды для них: я о них пишу, провожу у них фестивальные выставки, «после бала» тоже отказала в приюте для Общества – мол, оттягивать средства на посторонних не позволят.
Ну, и члены Общества не радовали. От меня хотели лишь одного: чтобы я организовывала выстави и публикации об авторах. Кое-кто, почуя вкус хоть какой-то минуты славы, стал требовать от меня продолжения банкета. Того, что я делаю всё на общественных началах, за свой счёт и в своё свободное время, никого не трогало.

Такое отношение, кажется, идейных товарищей, а также начальства, привело к одной – но самой умной мысли в моей жизни: надо заниматься только собой! Если делаешь что-то для кого-то, да ещё задаром, человек принимает позу бога и требует новых жертвоприношений.

Но, тогда я сцепила зубы и продолжала работать над фестивалем. Выставки, мастер-классы, мероприятия, конкурсы, передачи на радио и телевидении, публикации в газетах и журналах длились с сентября по май – я делала всё одна. Кто был среди участников? Назову основных:
- Центральный государственный Архив литературы и искусства Санкт-Петербурга;
- Литературный музей ИРЛИ «Пушкинский Дом» РАН;
- Китайское консульство в СПб;
- Музей вытынанки Дома народного творчества г. Могилёв-Подольский, Украина;
- Московский музей народной графики;
- Центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина;
- Центральная библиотека им. А. С. Серафимовича Выборгского района;
- библиотека им. Л. Н. Толстого на Васильевском острове;
 и другие. Самая значительная публикация – в «Неве», на 11 страниц, с иллюстрациями.
Ну, и люди были интересные, потом напишу и о мероприятиях, и об участниках. А пока – об экзамене по фандрейзингу.

Группа, сдававшаяся до нас, была завалена чуть не поголовно. Вывод: препод – зверь.
Экзамен в 9 утра. Приезжаю. Дети столпились в тесном коридорчике первого этажа. Появляется зверь: симпатичный мужчина, на лекции которого я ходила с искренним восхищением и восторгом. Зверь сообщает: в аудиторию входят по трое, за дверью – тишина. На сём удаляется за ведомостью. Я задумчиво любуюсь на студентов и говорю: «Ладно. Я пошла». Иду в класс. Подхожу к доске. Беру мел и пишу:
«На экзамене студент должен знать три вещи:
1 – Что сдаём.
2 – Как зовут преподавателя.
3 – Какого цвета учебник.

Группа ахает: «Наталья Михайловна, вы с ума сошли! Сотрите немедленно! Он же всех убьёт!» Я говорю: «Если препод не оценит юмора, виноватая – я, а вам бояться нечего» и сажусь к столу с рефератом.

Входит препод. На доску глянул – хмыкнул. Мне: «Вы – староста? Хорошо. Присоединяйтесь к остальным. Кто отвечает первым?» - «Я отвечаю» - «Та-ак... Тема Вашего реферата?» - «Фандрейзинг» - «Что имеете сказать?» - «Я имею что спросить. Как раз сейчас вынуждена заниматься реальным фандрейзингом, и есть такие моменты, которые от меня, видимо, ускользают. Хочу попросить совета…»

Двадцать минут преподаватель раскрывал секреты организации фандрейзинговой кампании, после чего сообщил: «Отличная тема!» и поставил в зачётку «отлично».
В нашей группе сдались все, «пятёрки» были не только у меня. Аутсайдеры, узнав потрясающую новость, явились с допросом: в чём секрет удачи? Я пожала плечами. Додумались до того, что у меня «счастливая» кофточка и попросили дать напрокат. Не дала.



P.S. Что такое «фандрейзинг»? По сути – халява. Надо уметь убедить кого-то в том, чтоб он дал вам что-то, что давать не обязан, хотя вам это нужно.




На фото: О силуэтных сокровищах Пушкинского Дома рассказывает Лариса Георгиевна Агамалян, зав. литературным музеем ИРЛИ РАН Пушкинский Дом. Конференция фестиваля, май 2007 года.



 Другие студенческие истории в сборнике «Из Вагантов»: http://www.proza.ru/avtor/lazasim&book=15#15


Рецензии